МОСКВА, 2 декабря. /Корр. ТАСС Дильшад Ломовских/. Футбольный арбитр является таким же работником, как слесарь или машинист поезда метрополитена, поэтому должен обладать такими же социальными правами и гарантиями. Такое мнение ТАСС высказал глава департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Андрей Будогосский.
Будогосский, возглавивший департамент в ноябре, представил программу построения системы развития судейства и ее совершенствования, которая была рассмотрена членами исполкома РФС на прошлой неделе. По его словам, этот документ в том числе касается и новых законодательных инициатив, связанных с внесением дополнений в Трудовой кодекс РФ, Закон о спорте - они напрямую затрагивают интересы спортивных судей.
"Фактически судья такой же работник, как и, условно, слесарь на заводе или машинист метрополитена - он должен обладать такими же правами - иначе создается парадоксальная ситуация, когда судья есть, а кто он такой - не определено. Такие предложения сформулированы, согласованы с юристами и, надеюсь, будут приняты",- сказал Будогосский.
"В программе содержится достаточно много позиций, это не только вопросы оплаты судейства, контроля качества футбольного арбитража, но и самое главное - совершенствование системы управления, - отметил собеседник ТАСС. - На этой основе сформулированы вопросы развития российского футбольного арбитража, начиная с массового любительского уровня, создания нормативной базы, принципы выдвижения и рекомендации судей на более высокие ступени профессиональной лестницы".
"Проектный документ с нашими законодательными инициативами находится в Госдуме, - продолжил он. - Реально ощущаю поддержку в этом направлении и со стороны президента РФС Виталия Леонтьевича Мутко, человека, всегда поощрявшего новые идеи. Особенно хочу отметить двух депутатов Госдумы из фракции ЛДПР прошлого созыва, которые существенно помогли в разработке проекта".
"Это Игорь Ананских, возглавлявший комитет Госдумы по спорту, и Андрей Маркин, являющийся, кстати говоря, президентом Федерации футбола Республики Удмуртия. Минспорт в лице статс-секретаря в ранге заместителя министра Натальи Паршиковой дал немало существенных и полезных рекомендаций, которые были учтены в окончательном проекте документа", - добавил глава департамента.
Судейство, как искусство
Будогосский до того, как полностью сконцентрироваться на футбольном судействе, учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК), а затем некоторое время работал ассистентом режиссера, принимал участие в работе над несколькими фильмами, но, по его словам, спорт все равно перевесил.
"Кинематографическое образование, безусловно, помогает в спорте. Я тогда уже судил, потому пришлось переориентироваться на физическую культуру, закончил Поволжскую олимпийскую академию, защитил диссертацию по теме подготовки судей в РГУФКСТе", - отметил он.
"Можно сравнить работу над фильмом и работу в департаменте судейства. И там, и там есть творческий процесс, для меня судейство в первую очередь искусство. Работа в департаменте требует определенных творческих навыков, контактов с людьми, поиска, так сказать, выразительных средств реализации каких-то мыслей и задач. Но я на этом посту чувствую себя прежде всего менеджером, а не режиссером", - подчеркнул собеседник.
Симпатии судей ориентированы исключительно на их семьи
В среду главный тренер "Зенита" Марча Луческу после победного матча чемпионата России с "Уфой" (2:0) заявил, что его команда проигрывает только тогда, когда матчи обслуживают московские арбитры, которые имеют определенные симпатии. Будогосский заявил, что согласен с зенитовским тренером, но, если он имеет ввиду симпатию к семье.
"Прочитал, что господин Луческу, выиграв свой матч, заявил, что проиграл в играх, которые судили московские арбитры. При этом он сослался на то, что у них есть свои симпатии. Я полностью согласен с господином Луческу, что шесть столичных рефери, как и их другие коллеги, имеют свои симпатии, но только не к футбольным клубам. Эти чувства москвичей ориентированы исключительно на собственные семьи и своих детей, тем более что у двух из шести судей по трое детей", - сказал глава департамента.
"Если господин Луческу имел в виду именно эти симпатии, то он абсолютно не ошибся, - продолжил он. - Любые иные симпатии будут однозначно означать, что такой рефери окажется вне системы арбитража. Это должно быть понятно всем и иных вариантов не рассматривается. Однако хотел бы дополнить эту позицию известным текстом перевода с латыни: "не может быть наказания без закона" - столь серьезные претензии в случае их возникновения должны быть доказаны".