23 февраля 2017, 18:00
Футбол в России

Стать чемпионом, не вставая с дивана: что нужно знать о киберфутболе

AP Photo/ Silvia Izquierdo
ТАСС рассказывает об особенностях соревнований по футбольным симуляторам, а также представляет первый российский кибертурнир под эгидой РФПЛ

Кубок Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) по киберфутболу пройдет в Уфе 24–26 февраля. В турнире примут участие 16 игроков, каждый из которых представляет один из клубов элитного дивизиона чемпионата страны.

ТАСС рассказывает об особенностях киберспортивных соревнований и финансовой стороне профессиональной игры в футбольные симуляторы.

Флагманы киберфутбола и их покровители

​Самыми популярными и успешными линейками футбольных симуляторов долгие годы являются серии FIFA (от канадской компании EA Sports) и Pro Evolution Soccer (сокращенно — PES, разработчик — японская фирма Konami). Большая часть игрового рынка принадлежит именно серии FIFA, хотя и у японского симулятора есть своя аудитория.

​Сыграть с Джанни Инфантино (президентом ФИФА. — Прим. ТАСС) в киберфутбол? А что, почему бы и нет. В настоящий футбол летом мы с ним уже сыграли
Виталий Мутко
Вице-премьер РФ, президент РФС (декабрь 2016 года)

Основная разница между двумя играми — реалистичность модели игры (геймплей) и лицензии на турниры (FIFA принадлежат права на большую часть европейских ведущих турниров, всего 35 лиг в версии игры, вышедшей в 2016 году. PES, в свою очередь, владеет правами на крупнейшие клубные соревнования Европы: Лигу чемпионов, Лигу Европы и Суперкубок УЕФА; с 2011-го по 2016-й в игре был представлен главный клубный турнир Южной Америки — Кубок Либертадорес).

Серии FIFA и PES поддерживаются разными международными футбольными организациями. Серия от EA Sports заручилась поддержкой Международной федерации футбола (ФИФА), а продукт Konami — Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Призовые для победителя и финалиста турниров по FIFA (интерактивный чемпионат мира ФИФА 2017 года) и Pro Evolution Soccer (PES League) одинаковы. Чемпионы получат $200 тыс., а проигравшие в финальных матчах — $100 тыс.

Отбор участников на соревнования по киберфутболу проводится по системе, включающей в себя несколько отборочных этапов. Например, на турнир под эгидой ФИФА попадут 32 игрока (16 — на консолях PlayStation 4, 16 — на Xbox). Квоты между участниками поделены следующим образом: десять победителей европейской квалификации (по пять игроков на каждый из двух типов приставок), восемь — американской (по четыре участника), четыре — остальные страны мира (по две на PlayStation и Xbox). Еще восемь мест предназначены победителям онлайн-чемпионата Ultimate Team в FIFA 17 (по четыре игрока). Еще по одному месту для каждой из консолей будет разыграно среди киберспортсменов, подписавших контракты с реальными клубами (немецкий "Вольфсбург", испанская "Валенсия", английский "Манчестер Сити" и португальский "Спортинг").

Помимо турниров под эгидой ФИФА и УЕФА, проводятся и другие международные киберфутбольные соревнования, например Кубок мира по компьютерному спорту (Electronic Sports World Cup, ESWC). Его общий призовой фонд в 2016 году составил $15 тыс., победитель получил $8 тыс., финалист — $4 тыс., а занявший третье место — $2 тыс. Четвертым стал киберигрок ЦСКА Андрей Гурьев, он заработал $1 тыс.

Самые крупные призовые в киберспорте

Самыми доходными играми для киберспортсменов являются игры стратегии в реальном времени и ролевые игры Dota 2 (призовой фонд турнира в 2016 году — $20,7 млн, победитель получил $9,1 млн) и League of Legends ($5 млн и $2 млн соответственно), а также шутер с видом от первого лица Counter-Strike: Global Offensive ($1,5 млн и $800 тыс.) 

Лидерские позиции этих игр обеспечены не только большой аудиторией, но и тем фактом, что игра функционирует долгие годы. Спортивным симуляторам, которые выходят ежегодно, невозможно бороться с "долгоиграющими" проектами по этому показателю.

История киберспорта в России

Россия была первой страной, признавшей компьютерный спорт официальным видом спорта. Соответствующее распоряжение в июле 2001 года подписал глава Государственного комитета РФ по физкультуре и спорту Павел Рожков. После преобразования структуры в Федеральное агентство по физической культуре и спорту, а также введения Всероссийского реестра видов спорта процедура была проведена повторно в марте 2004 года по решению главы ведомства Вячеслава Фетисова.

В июле 2006 года этот вид спорта был выведен из реестра, так как не соответствовал критерию, позволяющему включить его в данный список: он не был развит более чем в половине субъектов РФ. Кроме того, в стране не было зарегистрировано профильного общероссийского физкультурно-спортивного объединения. В июне 2016 года Министерство спорта РФ вернуло компьютерному спорту статус официального вида спорта.

О Кубке РФПЛ по киберфутболу

Церемония жеребьевки состоится 24 февраля. Первый этап, на котором 16 участников будут поделены на две группы по восемь игроков (встречи в формате "каждый с каждым"), и четвертьфинальные встречи (начиная с этого раунда серии матчей до двух побед одного из игроков) пройдут 25 февраля. Полуфиналы и решающий матч первого в российской истории официального киберфутбольного турнира пройдут 26 февраля.

​Для клуба важно любое направление, которое интересует болельщиков. Это нравится им, а значит, должно интересовать и нас. <...> Рейтинги и популярность киберспорта не позволяют нам оставаться в стороне. Поэтому мы подписали контракты сразу с двумя киберспортсменами
Дарья Спивак
Директор по маркетингу ФК "Локомотив"

Игровая платформа — приставка Sony PlayStation 4, симулятор для выявления победителя — FIFA 17 производства компании EA Sports.

Основные цели, поставленные перед организаторами кубка: подготовка участников к выступлению на международных турнирах, а также расширение базы болельщиков команд премьер-лиги за счет аудитории любителей компьютерных видов спорта.

Победителю соревнований будут вручены кубок и памятная медаль. Кроме того, оргкомитет мероприятия оставляет за собой право учредить денежные призы для участников.

Каждый из 16 клубов премьер-лиги представлен на турнире одним киберспортсменом. На соревнованиях в Уфе команды из элиты российского футбола представят следующие игроки:

Контракты с профессиональными киберфутболистами, в частности, подписали ЦСКА, "Спартак", "Зенит" и "Уфа", тогда как "Ростов", "Краснодар", "Урал" и "Крылья Советов" провели региональные отборочные соревнования, определившие игроков, которые представят их команды на Кубке РФПЛ.

У меня нет определенного плана, я полагаюсь на интуицию. <...> Мой тренировочный процесс состоит из спаррингов, анализа, отработки стандартных положений (угловые, штрафные). Он не меняется в зависимости от турнира и его статуса
Роберт Фахретдинов
Киберфутболист "Уфы"

Стоит отметить, что клуб из Башкортостана первым среди команд премьер-лиги заключил контракт с компьютерным игроком — соглашение с Робертом Фахретдиновым было подписано еще в августе прошлого года. Сам киберфутболист, комментируя ТАСС подписание соглашения с командой из родного города, сказал, что был очень рад. Фахретдинов отметил, что "Уфа" идет в ногу со временем, добавив, что это не может не радовать его "как игрока и фаната клуба".

Также башкирский киберспортсмен признался, что не думает о том, помогут ли ему "родные стены". "Что произойдет на самом деле, мы узнаем лишь в дни турнира", — резюмировал он.

Об открытом чемпионате РФПЛ по киберфутболу

В конце января (PlayStation 4) и начале февраля (Xbox One) прошли отборочные соревнования для участия в национальном открытом чемпионате по FIFA 17. В финальную часть турнира из каждого квалификационного этапа вышли по два игрока. На решающем этапе они сыграют с представителями клубов российской премьер-лиги. Финал национального первенства по киберфутболу пройдет в Казани в начале марта (дата и место еще не определены). Победитель чемпионата помимо титула получит право сыграть в европейских отборочных соревнованиях интерактивного чемпионата мира под эгидой Международной федерации футбола (ФИФА).

Решающие матчи мирового первенства по киберфутболу пройдут в Лондоне. Их победитель получит приглашение на церемонию вручения наград ФИФА, в том числе лучшему игроку 2017 года.

Андрей Михайлов