29 мая 2018, 08:48

"Мне хочется понять, на что еще я способен"

Игорь Зарецкий . журнал YachtRussia
Игорь Зарецкий

Российский яхтсмен Игорь Зарецкий 1 июля выйдет на старт одиночной многодневной кругосветной гонки

Российский яхтсмен Игорь Зарецкий, которому 11 сентября исполнится 67 лет, занимается парусными гонками еще со школьных лет. На его счету не одна победа на отечественных и международных соревнованиях, в том числе на престижнейшей трансатлантической гонке Jester Challenge в 2010 году. 1 июля ему предстоит стартовать в одиночной многодневной кругосветной гонке Golden Globe Race, которая станет для Зарецкого еще одним вызовом и испытанием на прочность.

"Мне до сих пор очень хочется понять, на что я еще способен. А одиночная океанская гонка… Я не знаю, что может быть тяжелее ее", — заявил российский яхтсмен ТАСС.

Один из 19 участников Golden Globe Race появился на свет в 1951 году в одном из красивейших старинных городов России — Ярославле, который раскинулся по обоим берегам реки Волги. "Любовь к парусному спорту проснулась во мне, когда я был еще ребенком, — признался Зарецкий. — Я родился на Волге, и первые шаги под парусом у меня случились именно на этой великой русской реке. А в дальнейшем мои акватории только расширялись".

"Как я впервые оказался под парусом? Это было классе в шестом, когда в один из дней я пошел в школу учиться во вторую смену, а мой путь пролегал по берегу Волги, — вспоминает собеседник ТАСС. — И тут какой-то парень попросил меня скинуть в воду свой швербот. Я помог, а он в благодарность предложил мне прокатиться с ним. Вот так ценой прогула в школе состоялся мой первый выход под парусом, хотя, если быть до конца честным, до этого я уже этим интересовался".

Парень из Ярославля, зачитывавшийся в детстве произведениями Тура Хейердала и Джека Лондона, об одиночных парусных гонках стал задумываться, учась еще в начальной школе. "Это случилось, когда я услышал о первой трансатлантической гонке, которая была в 1960 году, — вспоминает Зарецкий. — А когда я перешел в старшие классы, то стал уже серьезно заниматься морским многоборьем, куда входил и парус. Мне тогда удалось стать мастером спорта и даже перевестись из политехнического института в спортивный. Всерьез я начал этим заниматься в 80-х годах, когда пересел на крейсерские яхты и стал участвовать в многодневных гонках".

"Менять свою жизнь не хочу" 

Участникам Golden Globe Race придется быть один на один с морской стихией около 300 дней. Гонка стартует 1 июля во французском Ле-Сабль-д’Олон, лодки должны пройти 30 тыс. миль в направлении с запада на восток в обход пяти мысов, включая мыс Горн и мыс Доброй Надежды, и вернуться обратно в Ле-Сабль-д’Олон.

"Все это может быть сопряжено с риском для жизни и здоровья, — сказал Зарецкий. — Мои родные и близкие, естественно, без восторга относятся к моим занятиям парусным спортом. Как я их убеждаю не препятствовать мне участвовать в гонках? Но это же моя жизнь, и почему я должен ее менять?"

На старт кругосветной Golden Globe Race россиянин выйдет, имея за плечами успешный опыт прошлых выступлений. "В 2010 году я выиграл трансатлантическую гонку одиночек Jester Challenge, — отметил Зарецкий. — Тогда на старте меня никто не относил к числу фаворитов, а моими соперниками были англичане, французы, имеющие за плечами большой опыт и серьезную школу. Сложно было себя изначально ставить на одну доску с ними, и для меня вначале было почетно вообще в кругу этих ребят быть. То же самое могу сказать и про ту кругосветку, в которой мне предстоит совсем скоро стартовать, ведь рядом будут очень достойные люди".

Собеседник ТАСС признался, что осознает — на пути к финишу кругосветной гонки его поджидает немало опасностей. "У нас у всех без исключения жизнь в той или иной мере сопряжена с риском, и в океане также случаются опасные ситуации, — заметил Зарецкий. — Но таких происшествий, когда я уже заранее прощался с жизнью, не было. Однажды в Северном море ночью в шторм я перевернулся, но даже испугаться не успел. Потом лодка сама встала — как у нас говорят, лодка не дура, ей только не нужно мешать. Поэтому все обошлось, но было неприятно. Но и после этого у меня и мыслей не возникало уйти из парусных гонок".

Тушенка и каши 

Участники кругосветной гонки не имеют права до самого финиша совершать остановки, им нельзя использовать GPS-навигацию, компьютеры и современную яхтенную электронику, получать постороннюю помощь. Единственный пункт, в котором организаторы гонки пошли на уступку прогрессу, — это безопасность. Все яхты будут оснащены GPS-трекерами для отслеживания местоположения, аварийными радиобуями и спутниковым телефоном для обеспечения еженедельного контакта с оргкомитетом гонки. Другие входящие и исходящие звонки на спутниковый телефон будут считаться нарушением регламента с последующей дисквалификацией.

"Вся провизия будет погружена на лодку перед стартом. Придется питаться тушенкой, сухофруктами, кашами и, конечно, сублимированными продуктами. На лодке будет плитка, поэтому проблем с горячим питанием не возникнет", — рассказал Зарецкий.

На вопрос о том, как ему удается сохранять ясность ума, находясь в длительном одиночестве, российский яхтсмен ответил следующее: "Конечно, за длительный период времени, проведенный в океане в одиночестве, психика немного меняется, но когда ты потом возвращаешься на берег, то постепенно возвращаешься в действительность. А так, в океане мы находимся в своем прекрасном состоянии, тем более когда ты участвуешь в гонке, у тебя нет времени на созерцание, работать надо, и дел очень много. А по жизни я совершенно не затворник, хотя не люблю больших компаний".

"Для начала нужно дойти до финиша" 

Первая Golden Globe Race состоялась в 1968 году, у ее истоков стояла английская Sunday Times, которая предложила приз в 5000 фунтов тому, кто первым в одиночку под парусом без посторонней помощи, заходов в порты и подходов к берегу обойдет вокруг света в направлении с запада на восток. Из девяти стартовавших финишную черту смог пересечь только Робин Нокс-Джонстон, немедленно ставший живой легендой. А один из участников — Дональд Кроухерст — поняв, что гонку ему не выиграть, стал фальсифицировать данные о своем местонахождении. Отрыв от реальности не довел до хорошего — яхту нашли дрейфующей в Саргассовом море без яхтсмена на борту. Нокс-Джонстон пожертвовал все победные призовые семье Кроухерста и не отказался от этого поступка, даже узнав об обмане со стороны соперника.

"Какую задачу я ставлю перед собой в этой гонке? Для того чтобы победить, нужно до финиша дойти для начала, — считает Зарецкий. — Даже сам факт финиша в такой гонке весьма почетен в той компании, которая там собралась".

"Что касается моих шансов на победу, то мне, конечно, хочется пройти эту гонку достойно, а по ходу ее станет понятно, какие у меня есть шансы на успех", — заключил собеседник ТАСС.

Альберт Стародубцев