Сезон "Формулы-1" ознаменовался пятым титулом Хэмилтона и сложным дебютом Сироткина
В плане борьбы за титул завершившийся чемпионат получился как под копирку с предыдущим
МОСКВА, 25 ноября. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Сезон чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" 2018 года завершился гонкой в Абу-Даби, победу в которой одержал британский пилот "Мерседеса" Льюис Хэмилтон, проводивший последние два этапа в ранге пятикратного чемпиона мира.
В плане борьбы за титул завершившийся чемпионат получился как под копирку с предыдущим. "Феррари" и ее лидер немец Себастьян Феттель вновь на равных сражались с непобедимым "Мерседесом" во главе с Хэмилтоном, но, как и в 2017 году, только в первой половине сезона. До этапа в Германии Феттель уверенно возглавлял личный зачет, держа британца на приличном расстоянии, и после него мог еще больше увеличить свое преимущество, если бы не допустил ошибку на мокрой от дождя трассе, лидируя в гонке. Хэмилтон не преминул воспользоваться осечкой соперника, выиграл тот этап и превратил отставание в восемь очков от Феттеля в чемпионате в лидерство с гандикапом в 17 баллов.
После Гран-при Германии оставалось еще 10 этапов, поэтому времени у Феттеля было предостаточно, чтобы отыграться. Но столкновение двух лидеров чемпионата на этапе в Италии, после которого Хэмилтон выиграл гонку, а Феттель финишировал четвертым, сделало шансы немца на титул минимальными. Мнения по инциденту разошлись: одни встали на сторону Феттеля, говоря о том, что Хэмилтон действовал слишком жестко при обгоне, другие, напротив, обвиняли немца в излишней старательности сохранить позицию. После этого Феттель не смог ничего противопоставить оппоненту, который выиграл три последующие гонки и оформил пятый титул в карьере за два этапа до финиша сезона.
Позади двух лидеров шла не менее интересная борьба за третье место между вторыми пилотами "Феррари" и "Мерседеса" - финнами Кими Райкконеном и Валттери Боттасом соответственно - и гонщиками "Ред Булл" голландцем Максом Ферстаппеном и австралийцем Даниэлем Риккьярдо. Последний выпал из этой борьбы еще в середине сезона - после объявления о переходе в "Рено" в следующем сезоне австралийца словно прокляли, его машина стала ломаться чуть ли не на каждом этапе, в итоге при двух победах он стал только шестым. У его партнера по команде была обратная ситуация - в начале сезона Ферстаппен испытывал проблемы с надежностью машины, а во второй половине раскатился и провел серию впечатляющих гонок, одержав две победы в сезоне и завершив его на четвертом месте.
Выиграл же спор за третье место 39-летний Райкконен. Нестареющий финн одержал первую за последние пять лет победу, которая стала для него единственной в сезоне, но вместе с завидной стабильностью финишей на подиуме и в очковой зоне этого хватило, чтобы стать лучшим после главных претендентов на титул. Его соотечественник из "Мерседеса" Боттас также провел стабильный сезон, но ни разу не смог взойти на высшую ступень пьедестала, это могло произойти на этапе в Сочи, но тогда команда приказала лидирующему финну пропустить вперед Хэмилтона, который на тот момент еще не обеспечил себе титул. В итоге Райкконен, который в следующем году будет выступать за "Заубер", опередил Ферстаппена на два очка, а Боттаса - на четыре.
Привет, привет! Пока, пока
Именно этой песней Аллы Пугачевой можно описать сезон для единственного представителя России в "королевских гонках" 23-летнего Сергея Сироткина. Худшего момента для дебюта в "Формуле-1" сейчас уже сложно представить, однако еще в январе, когда "Уильямс" объявил о подписании контракта с россиянином, такой сценарий развития событий мало кто мог предсказать. Сироткин приходил в команду, которая еще три-четыре года назад занимала третье место в Кубке конструкторов и была одним из лидеров второго эшелона. Поэтому почти все эксперты ждали от Сироткина стабильных финишей в очковой зоне и борьбы в середине пелотона, однако на деле же все оказалось совершенно иначе.
"Уильямс" откровенно провалил предсезонную подготовку и предоставил Сироткину и его партнеру по команде канадцу Лэнсу Строллу, как принято называть в болельщицком кругу, "ведро". Машина абсолютно не ехала, уступая в скорости лидерам по три секунды на круге, в таких условиях гонщики "Уильямса" вели борьбу в основном между собой на последних местах. Как бы кто из них ни старался, но продемонстрировать весь свой талант в таких обстоятельствах просто невозможно. Да, Стролл оказался выше Сироткина в личном зачете (13-е и последнее, 15-е место соответственно), набрав шесть очков против одного у напарника, но это не говорит о том, что россиянин был хуже канадца на протяжении сезона.
Более того, Сироткин победил партнера, который проводил второй сезон в карьере, в квалификациях - 13-8, а по лучшим финишам в гонках проиграл ему совсем немного - 9-11. Упрекнуть себя в чем-либо Сироткин не может, он выжимал из машины максимум, делал все от себя зависящее, но никак не мог повлиять на улучшение результатов команды. Россиянин не раз удостаивался похвалы от авторитетных экспертов в мире "Формулы-1" и периодически выдавал сильные гонки, такие, как в Сингапуре, когда он не по-дебютантски грамотно оборонял свою позицию на трассе. Но все это не убедило руководство "Уильямса" оставить его на следующий год, заменив его 33-летним поляком Робертом Кубицей, который проиграл Сироткину в борьбе за место в команде перед стартом завершившегося сезона.
Впрочем, сам Сироткин и руководство программы развития российского автоспорта SMP Racing, членом которой является москвич и которая выступает его спонсором, также не горели желанием продолжать сотрудничество с "Уильямсом". "Мы приняли решение не участвовать в "Формуле-1" в рамках совместного проекта с командой "Уильямс", - сказал ТАСС основатель и руководитель программы Борис Ротенберг. - Мы были неприятно удивлены тем уровнем, на котором оказалась команда в начале сезона, прогресс машины также оказался недостаточно высоким. Несмотря на это, Сергей провел хороший сезон в тех условиях, в которых оказался, выложился на 100 процентов, полностью выполнил поставленные перед ним задачи".
Сироткин же отметил, что вложил всю душу в прошедший сезон. "Это был очень длинный и трудный год, у меня не всегда все получалось так, как я бы хотел, - написал спортсмен на своей странице в Twitter. - Я продолжал работать, отдал все силы и вложил всю свою душу, чтобы добиться заслуженного результата. И, признаться честно, считаю, что в данных обстоятельствах мы справились достойно".
Возможно, в будущем Сироткин получит еще один шанс показать себя в "Формуле-1", пока же его болельщикам остается следить за ним в других гоночных сериях, где именно продолжит карьеру россиянин, будет объявлено в ближайшее время. Но в следующем сезоне Россия не останется без своего представителя в "Формуле-1". В "королевские гонки" возвращается Даниил Квят, который был уволен из системы "Ред Булл" по ходу сезона-2017. И возвращается туда же, откуда и был уволен - в команду "Торо Россо", которая во многом от безысходности согласилась предоставить еще один шанс россиянину.
Алонсо ушел за мечтой
А вот кого не будет в следующем сезоне, так это двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо из "Макларена", который объявил о завершении карьеры в "Формуле-1". Испанец в последние годы потерял мотивацию в "королевских гонках" во многом из-за слабой формы "Макларена", машина не позволяла ему вести борьбу за победы на этапах и приносила разочарование от гонки к гонке. Поэтому испанец загорелся мечтой стать обладателем "Тройной короны" автоспорта, для этого гонщику за карьеру необходимо выиграть Гран-при Монако "Формулы-1", "Инди 500" серии Indycar и гонку на выносливость "24 часа Ле-Мана". За всю историю это удавалось только одному гонщику - британцу Грэму Хиллу.
Ради этой мечты "Макларен" в нынешнем сезоне разрешил Алонсо параллельно с "Формулой-1" выступать в чемпионате мира по гонкам на выносливость, в котором в составе "Тойоты" он стал победителем "24 часов Ле-Мана". Гран-при Монако испанец выигрывал дважды, поэтому теперь для "Тройной короны" ему осталось выиграть "Инди 500", что он и попробует сделать в следующем году в партнерстве с "Маклареном". Однако испанец проведет только одну эту гонку, а не поедет весь сезон в Indycar, поэтому стоит ждать появления Алонсо в какой-нибудь еще гоночной серии.
Другим заметным событием сезона стала ситуация вокруг "Форс Индии". В конце июля в команде по решению суда было введено внешнее управление, 7 августа стало известно, что консорциум, возглавляемый канадским миллиардером Лоуренсом Строллом (отцом Лэнса Стролла), выкупил команду и спас ее от банкротства. Вследствие того, что у команды сменилось юридическое лицо и она была заявлена в чемпионате под новым именем, все набранные до этого очки сгорели, что не позволило коллективу в третий раз подряд стать лучшей командой после топ-3. Это место в итоге досталось "Рено".
Одним из потенциальных покупателей "Форс Индии" был Дмитрий Мазепин - заместитель председателя совета директоров "Уралкалия", сын которого, Никита, является гонщиком программы развития команды. Однако внешние управляющие сделали выбор в пользу консорциума во главе со Строллом, несмотря на то, что, по утверждениям "Уралкалия", предложение российской компании в финансовом плане было лучше. В итоге "Уралкалий" подал в суд, требуя выплаты компенсации за существенный ущерб, нанесенный в результате предвзятого и неравного отношения со стороны временного управления.
Календарь чемпионата 2018 года включал в себя 21 этап. Третий раз в истории Гран-при приняла у себя столица Азербайджана Баку, где гонка вновь стала одной из лучших в сезоне, подарив болельщикам множество обгонов и столкновение партнеров по "Ред Булл" Ферстаппена и Риккьярдо. В Сочи же уже в пятый раз прошел Гран-при России. Следующий сезон "Формулы-1" стартует этапом в Австралии (15-17 марта) и завершится в Абу-Даби (29 ноября - 1 декабря).