29 октября 2018, 11:09
Статья

Несмотря на досрочную победу, нельзя сказать, что титул достался британцу легко

Льюис Хэмилтон. EPA-EFE/ DIEGO AZUBEL
Льюис Хэмилтон

Интрига в борьбе за титул чемпиона мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" сезона 2018 года получила долгожданную развязку. Британец Льюис Хэмилтон из команды "Мерседес" за два этапа до финиша оформил чемпионство, которое стало для него пятым в карьере, больше только у немца Михаэля Шумахера — семь.

Старт сезона для британца сложился не лучшим образом, первая победа к нему пришла лишь на четвертом этапе, тогда как его главный конкурент — немец Себастьян Феттель из "Феррари" — к этому моменту уже дважды финишировал первым и уверенно возглавлял личный зачет. Итальянский коллектив заметно прибавил в скорости по сравнению с прошлым сезоном, и многие эксперты в своих прогнозах отдавали предпочтения в борьбе за титул именно ему и Феттелю. Однако в "Феррари" вновь наступили на те же грабли, что и в прошлом году.

В сезоне 2017 года Феттель также сильно провел первую часть сезона, до летнего перерыва ни разу не уступив первую строчку Хэмилтону и, казалось, так и доведет дело до пятого в карьере и первого в составе "Скудерии" титула. Но после паузы все перевернулось с ног на голову. На старте гонки в Сингапуре Феттель из-за собственной горячности устроил аварию, в результате которой сам же и сошел, а Хэмилтон  в итоге стал победителем той гонки. На последующих двух этапах уже команда подвела немца, не сумев должным образом подготовить болид, — из-за технических неисправностей Феттель лишился драгоценных очков и в итоге проиграл титул.

Примерно то же самое происходило и в этом сезоне, с той лишь разницей, что неприятности для немца начались еще до летней паузы. На домашний Гран-при немец приехал лидером чемпионата с восьмиочковым преимуществом над Хэмилтоном. Квалификация сложилась в его пользу — Феттель выиграл, тогда как британец из-за технических проблем стал только 14-м. Все говорило о том, что лидер "Скудерии" легко выиграет гонку и увеличит отрыв от главного конкурента в борьбе за титул. Однако у природы на это были другие планы. Феттель не справился с управлением на мокрой после начавшегося незадолго до финиша дождя трассе и завершил гонку в отбойнике. Британец же, благодаря прорыву и грамотной стратегии команды, смог выиграть, и отставание на восемь очков в чемпионате для него превратилось в преимущество в 17 баллов.

В последующих двух гонках соперники обменялись победами и финишами на втором месте. На Гран-при Италии произошел второй ключевой эпизод, после которого шансы Феттеля на титул резко уменьшились. На старте гонки между немцем и Хэмилтоном произошел контакт, в результате чего гонщика "Феррари" развернуло и ему пришлось заехать на пит-стоп для смены носового обтекателя. Мнения по этому эпизоду разошлись: одни встали на сторону Феттеля, говоря о том, что Хэмилтон действовал слишком жестко при обгоне, другие, напротив, обвиняли немца в излишней старательности сохранить позицию. В итоге Хэмилтон победил в Италии, а Феттель стал только четвертым. После этого "Мерседес" и британец поймали волну, одержав еще три победы подряд, "Феррари" же не смогла ничего противопоставить конкурентам. Оформить титул в Мексике было уже делом техники.

Хейтеры Хэмилтона скажут, что второй год подряд не британец завоевывает титул, а Феттель и "Феррари" проигрывают его. В чем-то они будут правы. Итальянский коллектив действительно невыразительно проводит вторую половину сезона, а его лидер в ответственный момент не справляется с давлением и проигрывает борьбу в первую очередь психологически, допуская ненужные ошибки на трассе. Но все это не должно принижать заслуги Хэмилтона и "Мерседеса". Они грамотно распределяют силы по сезону, не опускают рук, если вдруг что-то идет не по плану, не боятся принимать непопулярные решения, как это было в Сочи, когда второй пилот команды финн Валттери Боттас пропустил Хэмилтона и отдал ему победу, чтобы тот отыграл больше очков у Феттеля. Все это складывается в единый механизм, который приводит команду к победам в чемпионате в обоих зачетах уже пятый год подряд.

Погоня за рекордами Шумахера

По количеству чемпионских титулов Хэмилтон сравнялся с аргентинцем Хуаном Мануэлем Фанхио, которому практически не было равных на заре "Формулы-1". "Считаю ли я себя величайшим пилотом "Формулы-1"? Михаэль Шумахер все еще далеко впереди по количеству побед в гонках, поэтому он по-прежнему остается величайшим на все времена, — сказал после финиша гонки Хэмилтон. — Я очень горжусь тем, что мое имя теперь будет упоминаться рядом с именами Шумахера и Фанхио. Но вы бы знали, как тяжело далось мне это. Впереди у меня очень много целей, которых нужно достичь, но главная — в каждом сезоне завоевывать чемпионский титул".

Теперь ориентир у британца остался только один — немец Михаэль Шумахер, в активе которого семь титулов. В прошлом году британец уже побил один из, казалось, вечных рекордов легендарного гонщика — по количеству pole-position. А в ближайшие два года (действующий контракт Хэмилтона рассчитан до окончания сезона-2020) он может сравняться с ним по чемпионствам.

Вполне вероятно, что британец побьет еще несколько рекордов семикратного чемпиона мира, в том числе и один из главных — по победам. Шумахер 91 раз пересекал финишную черту первым, Хэмилтон на данный момент отстает от него на 20 побед. С 2014 года британец лишь раз одержал менее десяти побед в сезоне. Если не произойдет ничего сверхъестественного, то британцу двух лет хватит, чтобы повторить, а затем и превзойти это достижение. Впрочем, сам он не особо зацикливается на этом моменте. 

"Думаю, я смогу побеждать еще долгое время. У меня нет стремления гнаться за рекордом Шумахера, но очевидно, что сейчас я ближе к нему, — говорил год назад Хэмилтон. — Раньше мне казалось, что до 91-й победы очень далеко, но теперь… В этом плане по-прежнему предстоит долгий путь, но не кажется невозможным, что я приближусь к этой цифре. Я никогда не стремился догнать Шумахера. Я хотел показать что-то подобное Сенне (41 победа). Так что теперь я даже вышел за предел своих желаний".

В ближайшие два года может пасть еще ряд рекордов легендарного немецкого гонщика. Почти наверняка Хэмилтон превзойдет достижение Шумахера по количеству подиумов. Сейчас в активе британца 132 финиша на пьедестале почета, тогда как у немца — 155. Этот рекорд Хэмилтон должен побить уже в первой половине сезона-2020. Не устоит достижение Шумахера и по лидированию в Гран-при — 142 гонки с хотя бы одним кругом во главе пелотона против 127 у Хэмилтона. Сложно, но по силам британцу превзойти рекорд по хет-трикам (победа в квалификации и гонке плюс быстрый круг) — 22 у Шумахера против 14 у Хэмилтона. Может сравняться с немцем, а если решит остаться и после 2020 года, то и побить рекорд Шумахера по победам на одном Гран-при — Хэмилтон по шесть раз побеждал на трассах в Канаде, Венгрии и США, тогда как семикратный чемпион мира восемь раз становился победителем Гран-при Франции.

Все это может произойти в ближайшем будущем, что же касается настоящего, то Хэмилтон попробует в оставшихся двух гонках поставить красивую точку в сезоне, а уже 7 декабря приедет в Санкт-Петербург, где Международная автомобильная федерация будет награждать чемпионов и призеров гоночных серий, проводимых под эгидой организации.

Дмитрий Анзулис