30 марта 2020, 13:25
Статья
Зимние олимпийские виды спорта

Непобедимая красота. Выступления, ради которых мы ждали ЧМ по фигурному катанию

Пока спортивные состязания фигуристов приостановлены, предлагаем вам пересмотреть лучшие прокаты сезона
Анна Щербакова. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Анна Щербакова

Сезон-2019/2020 в фигурном катании должен был венчать чемпионат мира в канадском Монреале. Но в дело вмешался коронавирус, из-за которого по всей планете было отменено множество соревнований, среди которых — и мировое первенство. Пока фигуристы и тренеры думают, как готовиться к следующему сезону в условиях карантина, а Международный союз конькобежцев (ISU) прорабатывает варианты календаря, простым любителям фигурного катания остается лишь заглушать ощущение недосказанности просмотром лучших выступлений сезона нынешнего.

Анна Щербакова — короткая программа, чемпионат Европы

Наверное, если касаться только оригинальности, то программы Щербаковой в нынешнем сезоне — самые-самые среди всех взрослых учениц Этери Тутберидзе. Трюки с платьем, сложнейшие музыкальные композиции и тонкие образы, передать которые не в состоянии и многоопытные спортсмены, — все это играло в ее пользу, что особенно заметно на примере короткой программы на музыку из фильма "Парфюмер".

Метаморфоз с платьем там, конечно, не было. За этим просьба обращаться к Аниной "произволке". Но много ли мы знаем фигуристов, бравшихся воплощать на льду столь глубокие задумки? "Парфюмер" — квинтэссенция ее артистического таланта. На чемпионате Европы в австрийском Граце она довела постановку до совершенства, и лишь непонятный запрет ISU на четверные прыжки в короткой программе у девушек помешал ей побороться с Аленой Косторной за промежуточное лидерство.

Алена Косторная — произвольная программа, этап Гран-при во Франции

На осенних контрольных прокатах сборной России Косторная была в трио Тутберидзе явным аутсайдером. У нее единственной не было ни одного элемента ультра-си, да и программы вызывали определенные вопросы. Короткую тренерский штаб оставил с прошлого года — она, бесспорно, была удачной, но на второй сезон вау-эффекта уже не производила. В произвольной Косторная предстала главной героиней фильма "Сумерки". Получилось задорно, игриво, но все же что-то не то.

Как признавалась сама фигуристка в интервью ТАСС, именно это "что-то не то" заставило ее разозлиться на себя, побудило к решительным действиям. Вскоре она переквалифицировалась из догоняющего в стопроцентного лидера. На этапе Гран-при во Франции — дебютном для нее на взрослом уровне — Алена уже фактически соревновалась сама с собой.

Александра Трусова — произвольная программа, Japan Open

Многие специалисты предрекали, что 2019/2020 станет сезоном Трусовой. Русская Ракета два года терроризировала юниорскую женскую "одиночку", выжидая возможность взлететь во взрослый уровень. Признанная королева четверных прыжков, получившая свой титул в совсем еще юном возрасте, она должна была перевернуть все вверх дном, переписать все рекорды. Да просто прийти и сказать "это все — мое". С присущей ей серьезностью в голосе.

И поначалу у нее все получалось. Свои первые "взрослые" мировые рекорды она установила на дебютном в сезоне турнире, а на втором — коммерческом Japan Open — исполнила в своей программе под саундтрек из сериала "Игра престолов" четыре чистых четверных прыжка, что ранее в женском одиночном катании не удавалось никому.

По ходу сезона у Александры произошло много перемен. Сменилось платье для "произволки", в технической заявке появился пятый четверной — флип, рекорды еще несколько раз переписывались как самой Трусовой, так и ее соперницами, а результаты ближе к зиме начали снижаться. Прокат на Japan Open пока остается ее лучшим выступлением во взрослой карьере.

Александра Бойкова / Дмитрий Козловский — короткая программа, чемпионат Европы

Фигуристы поразили еще на прошлом чемпионате России, а в нынешний сезон они уже вступали с серьезными претензиями на лидерство.

Единственный турнир, который им не удалось выиграть, — туринский финал Гран-при. На остальных они были хороши до неприличия. На заключительных соревнованиях — чемпионате Европы — они превзошли мировой рекорд китайцев Суй Вэньцзин и Хань Цуна в короткой программе. Бесподобные линии, лучшие в мире выбросы и фирменная петербуржская интеллигентная грациозность прилагаются.

Дмитрий Алиев — произвольная программа, чемпионат Европы

Давно было известно, что Алиев — блистательный фигурист, способный на многое, когда катается чисто. Вот только раньше он слишком уж часто допускал ошибки. Прошлый сезон Дмитрий откровенно провалил, однако в нынешнем сумел не то что реабилитироваться — превзойти все самые смелые ожидания.

Его произвольная программа на чемпионате Европы — одно из самых эмоциональных воспоминаний турнира. Не только из-за того, что Алиев принес России первое за 12 лет золото турнира в мужском одиночном катании, но и по самому настроению проката. А реакция самого фигуриста и его тренера Евгения Рукавицына в концовке выступления — живой символ фразы "мы это сделали". Причем сделали в чрезвычайно красивом стиле.

Юдзуру Ханю — короткая программа, чемпионат четырех континентов

Живая легенда мужского одиночного катания продолжает соревноваться ради двух вещей. Первая и самая главная — четверной аксель, ранее не покорявшийся никому на соревнованиях, а вторая — победа над американцем Натаном Ченом в очном противостоянии. Ради реализации последней Ханю в середине сезона решил вернуться к своим старым программам, которые в 2018 году принесли ему второе олимпийское золото.

На чемпионате четырех континентов в Сеуле японец не мог победить Чена, так как он пропускал турнир по личным причинам. Зато Ханю чрезвычайно удачно обкатал старые-новые постановки и в итоге стал победителем турнира — к слову, единственного недостающего в коллекции. А короткая программа под "Балладу №1" Фредерика Шопена позволила ему обновить собственный мировой рекорд.

Натан Чен — произвольная программа, финал Гран-при

Дуэль Чена и Ханю в финале Гран-при была захватывающей, как и всегда. Американец выходил на произвольную программу после японца, сделавшего пять четверных прыжков и допустившего лишь одну, пусть и существенную ошибку, оставшись без каскада из двух тройных акселей. Болельщики Ханю забросали лед мягкими игрушками, из-за чего выступление Чена было задержано минут на 15.

Ему, впрочем, не привыкать. На прошлогоднем чемпионате мира в Японии ситуация была аналогичной вплоть до мельчайших подробностей, но ни в Сайтаме, ни в Турине Чен не дрогнул. Все те же пять четверных, исполненных безукоризненно, как и вся остальная прыжковая заявка и безудержная энергетика, — Чен был как молодой Элтон Джон на сцене. Совершенен технически и невероятно эмоционален. Не зря именно под его музыку спортсмен выступает в "произволке".

Виктория Синицина / Никита Кацалапов — ритм-танец, чемпионат Европы

Тема мюзиклов в ритм-танце стала для фигуристов и постановщиков настоящей проверкой на оригинальность. Кто-то, как, к примеру, французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон, пошли на эксперименты со стилем. А Синицина и Кацалапов взяли нестареющую классику "Поющие под дождем". И как оказалось, не прогадали.

С самого начала сезона было очевидно, что постановка удалась. Но мало кто ожидал того, что произойдет в январе в Австрии. Именно с блистательного ритм-танца начался путь российской пары к историческому золоту чемпионата Европы.

Габриэла Пападакис / Гийом Сизерон — произвольный танец, этап Гран-при в Японии

Если бы в премии ISU Skating Awards была номинация "Новатор года", в ней с большим отрывом победили бы Пападакис и Сизерон. Таких французов, как в этом сезоне, мы еще не видели. Они взяли дерзкую аэробику в ритм-танце, а в произвольном… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать.

Наблюдая за произвольной программой Пападакис и Сизерона, необходимо вслушиваться в слова песни Find Me исполнителя Forest Blakk, под которую они катаются. Фигуристы и их тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон поработали с ритмикой слова, а также смысловым наполнением движений. В этой постановке просто нет лишних элементов, все направлено на раскрытие сюжета. Обычно фраза "рассказывают историю на льду" — просто метафора, но в случае французского дуэта она обретает буквальное значение.

На втором для себя этапе Гран-при в Японии Пападакис и Сизерон показали лучшие прокаты в сезоне и обновили собственные мировые рекорды, в том числе и в произвольной программе. Find Me, вероятно, лучшее, что когда-либо катали эти без преувеличения великие фигуристы. И тем удивительнее, что именно своим гениальным произвольным танцем они впервые за пять лет уступили европейский трон Синициной и Кацалапову.

Мэдисон Чок / Эван Бэйтс — произвольный танец, этап Гран-при в Китае

Еще один дуэт Дюбрей и Лозона и еще одна великолепная постановка. Однако в этом случае тренеры и постановщики решили сыграть не в новаторство, а в качество. Вряд ли в наше время кого-то можно удивить программой на восточную тематику. Разве что такой программой, в которой все настолько хорошо, что просто невозможно оторваться.

Произвольный танец Чок и Бэйтса определенно можно считать одной из лучших постановок сезона. От этой фантастической работы над ритмом и музыкальными акцентами буквально захватывает дух, а оригинальная пластика, хореография и харизма самих фигуристов шли плюсом к оценке за компоненты. Не смущает и явный акцент на партнершу в танце — все же образ неукротимой египетской змеи обязывает.

На этапе Гран-при в китайском Чунцине Чок и Бэйтс стали вторыми, уступив по сумме баллов лишь будущим чемпионам Европы Синициной и Кацалапову. Но в произвольном танце они россиян все же обошли.

Владислав Жуков