20 ноября 2013 года в Женеве начался очередной раунд переговоров группы "шести" - пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН /России, Великобритании, Китая, США и Франции/ и Германии - с Ираном.
Исламская Республика Иран является членом ООН /с 1945/, членом Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ; с 1958/ и участником Договора о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО; с 1970/. Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Однако его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.
В 2004 году в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка" - представители пяти постоянных членов СБ и Германии, продолжались переговоры с МАГАТЭ.
В 2005 году Тегерану было предложено несколько вариантов сотрудничества в обмен на замораживание иранской программы обогащения урана, среди них - техническая помощь в развитии мирной ядерной энергетики и обогащение урана на российской территории в рамках совместного предприятия. В 2006 году последовали предложения экономического и политического характера, в т.ч. обещание активно поддержать строительство в Иране новых легководных реакторов и призыв к долгосрочному партнерству Ирана с Евросоюзом в энергетической области, а также предложения по развитию сотрудничества в области региональной безопасности, международной торговли и инвестиций, гражданской авиации, инфраструктуры телекоммуникаций, высоких технологий и сельского хозяйства. В октябре 2009 года МАГАТЭ предложило схему, согласно которой Иран мог вывезти 1,2 тонны низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива. Тегеран заявил, что согласен лишь на синхронный обмен ядерным материалом и только на территории Ирана. В мае 2010 года Турция и Бразилия предложили Ирану обмен ядерным топливом. Соглашение предусматривало вывоз из Ирана в Турцию 1,2 тонны низкообогащенного урана для последующего обмена на 120 кг 20-процентного ядерного топлива /Бразилия выступила в роли посредника, Турция - в роли "ответственного хранителя" иранского урана/. Однако Иран отказался и от этого предложения.
В 2010 году в Женеве продолжились переговоры Ирана и представителей "шестерки", приостановленные Тегераном осенью 2009 года. С этого времени состоялось более 10 раундов.
15-16 октября 2013 года в Женеве прошел очередной раунд переговоров между Тегераном и "шестеркой" мировых держав по иранской ядерной проблеме. Это были первые переговоры после избрания 14 июня 2013 года президентом Ирана Хасана Роухани, и иранская делегация приехала в Женеву с четкой установкой — переломить негативную тенденцию в отношениях с Западом, запустить процесс снятия с Тегерана международных санкций и сохранить за собой право на развитие ядерных программ, продемонстрировав готовность к уступкам. Встреча не принесла прорыва, однако позволила всем участникам договориться о продолжении переговоров уже в ноябре.
7-10 ноября 2013 года участники переговоров приблизились к достижению соглашения. Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече в "Российской газете" 18 ноября, Иран высказал готовность прекратить обогащение урана свыше 5%. и ограничить мощности по 5-процентному обогащению определенными параметрами. Стороны не достигли соглашения из-за позиции Франции, которая внезапно ужесточила свои требования, выдвинув четыре условия для достижения "промежуточного соглашения" по иранской ядерной программе: незамедлительно передать все имеющиеся у Ирана ядерные объекты под международный контроль; остановить обогащение урана до 20%; сократить его существующие запасы; прекратить строительство ядерного центра в Араке.
20 ноября 2013 года в Женеве начался очередной раунд переговоров /на уровне политдиректоров/. 22 ноября в Женеву приехал глава МИД РФ Сергей Лавров. 23 ноября к нему присоединился госсекретарь США Джон Керри. Руководители дипведомств Великобритании, Германии, Франции и КНР также приняли решение участвовать в переговорном процессе. Таким образом, раунд, изначально проходивший на уровне политдиректоров, продлен и выходит на министерский уровень.
Кроме того, с декабря 2012 года ведутся переговоры Ирана с МАГАТЭ о выработке структурированного подхода к урегулированию спорных вопросов, касающихся иранской ядерной программы, включая предполагаемые исследования в военной сфере. 11 ноября 2013 года ИРИ и МАГАТЭ подписали Соглашение по "дорожной карте" дальнейшего сотрудничества, направленного на обеспечение мирного характера ядерной программы Ирана. Соглашение было подписано по итогам встречи генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано и руководителя Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи. В рамках соглашения ИРИ будет своевременно предоставлять МАГАТЭ информацию о своих ядерных объектах. МАГАТЭ, со своей стороны, согласилось учитывать интересы Ирана в области национальной безопасности, в том числе за счет использования регулируемого доступа и защиты конфиденциальной информации. В качестве первого шага Иран и МАГАТЭ договорились о конкретном списке мер. ИРИ предоставит необходимую агентству информацию в течение трех месяцев. А МАГАТЭ представит Совету управляющих соответствующий доклад о прогрессе в осуществлении этих мер. В рамках соглашения МАГАТЭ сможет провести инспекцию на ядерных объектах Ирана, в том числе реактор на тяжелой воде в Араке и урановую шахту в Гчине /провинция Хормозган/ и к информации о постройке новых ядерных объектов. Кроме того, Тегеран должен "предоставить данные по расположению всех 16 площадок для строительства АЭС, а также в отношении всех исследовательских реакторов", - говорится в соглашении. ИРИ также предоставит "разъяснения по дополнительным обогатительным предприятиям и в отношении развития технологии лазерного обогащения урана".
В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении Ирана санкции / резолюции 1737, 1747/, в марте 2008 и в июне 2010 года санкции были ужесточены /резолюции 1803, 1929/. С июля 2012 года в ответ на продолжение развития Ираном ядерной программы эмбарго на импорт иранской нефти ввели страны ЕС.
За период с августа по октября 2013 года /после избрания президентом Хасана Роухани/ Иран остановил монтаж центрифуг повышенной производительности, необходимых для производства обогащенного до 20% урана, а также снизил темпы работ на ряде объектов атомной промышленности. Остались неизменными темпы прироста запасов низкообогащенного урана /до 5 проц./, необходимого для производства топлива для реакторов. Запасы высокообогащенного урана увеличились на 5 проц и достигли 196 кг.