Поправки к Конституции РФ и законодательная процедура их принятия

Принятие поправки по объединению высших судов повлечет за собой изменение 28 федеральных законов РФ

12 ноября Госдума рассмотрит в первом чтении президентский проект закона, предусматривающий изменение Конституции в части создания объединенного суда на базе Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.

Вопросы функционирования судебной власти прописаны в главе 7 Основного закона. В статье 126 указывается, что Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Статья 127 устанавливает, что Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Согласно внесенному 7 октября Владимиром Путиным законопроекту, "Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики". Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.

Оговаривается, что до дня вступления в силу поправок в Конституцию РФ устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший арбитражный суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного суда РФ.

Объединенный Верховный суд РФ формируется в составе 170 судей. Первоначально их будет отбирать специальная квалификационная коллегия, состоящая из представителей президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов.

Какие поправки вносились в действующую Конституцию

Принятие поправки в Конституцию по объединению высших судов повлечет за собой изменение 28 федеральных законов РФ.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

В соответствии с главой 9 Основного закона, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство Российской Федерации, законодательные /представительные/ органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Первые поправки были внесены 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина — Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты-Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз на основании федеральных конституционных законов /ФКЗ/ — в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

5 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев выступая с посланием к Федеральному Собранию, предложил внести поправки в Конституцию РФ. Первая касалась увеличения сроков полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Вторая - расширения полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: установить норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности. Увеличение сроков полномочий не распространяется ни на действующего президента, ни на депутатов Госдумы действующего созыва.

21 ноября Госдума приняла, а 26 ноября Совет Федерации одобрил поправки в Конституцию. Затем они были направлены на утверждение законодательным собраниям субъектов РФ.

Согласно статье 136 Конституции России и толкованию этой статьи в специальном постановлении Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года, поправки к главам 3 - 8 Конституции /касающиеся федеративного устройства государства, органов государственной власти и местного самоуправления/ могут быть приняты только в случае их одобрения большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госдумы, а также органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

22 декабря Совет Федерации утвердил результаты рассмотрения региональными законодательными собраниями поправок в Конституцию РФ. В постановлениях, принятых сенаторами, отмечалось, что все 83 субъекта РФ одобрили закон о поправках в Конституцию. Соответствующее постановление в тот же день было направлено президенту РФ. После этого, согласно законодательству, было дано семь дней на возможное обжалование законов о поправках в Конституционном суде РФ.

30 декабря Дмитрий Медведев подписал закон Российской Федерации "О поправке к Конституции Российской Федерации" "Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы". Одновременно был принят закон "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".

Поправки вступили в силу 31 декабря 2008 года после публикации в "Российской газете".

* * *

В мировой практике существуют различные способы принятия поправок в Конституцию, но в большинстве демократических государств они принимаются квалифицированным большинством от общей численности членов парламента /в две трети, три четверти, а иногда три пятых голосов в каждой из палат при двухпалатной структуре парламента/. В некоторых странах поправки выносятся на референдум /Швейцария, Дания, Ирландия, Хорватия, Албания, Польша, Андорра/. В США, например, принятые Конгрессом поправки к Конституции подлежат ратификации не менее чем тремя четвертями штатов. Эти поправки не вносятся в текст Конституции, а прилагаются к ней. В других странах поправки вносятся в текст конституции либо изменяют содержание ее статей. Процедура принятия конституционных поправок в целом призвана являться юридической гарантией стабильности конституции, то есть устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие.