- Вы недавно запустили новый проект "Спутник.Дети", расскажите о нем подробнее?
- Это поисковый сервис, который мы разрабатываем специально для детей. Область поиска сервиса составит коллекция сайтов, зарегистрированных в доменной зоне .Дети, а также детские сайты, найденные в рунете автоматическими поисковыми роботами и анализаторами "Спутника", и сайты, отобранные партнерами проекта. Принять участие в развитии сервиса может любой владелец или представитель интернет-проекта для детей - достаточно предложить свой сайт на добавление в область поиска. Любой ресурс проходит проверку нашими асессорами поиска и системой безопасности. Сейчас в базе несколько тысяч сайтов, и она постоянно пополняется.
Система безопасности работает и в основном поиске, она отфильтровывает небезопасный контент. В этом режиме поиск можно давать использовать и детям. Но если подросток, как правило, имеет уже сложившуюся практику использования интернета и может сформулировать свой интерес в конкретный поисковый запрос, то дети младшего школьного возраста потребляют контент иначе - они не всегда четко знают, что именно хотят найти, поэтому им требуется больше предложений и подсказок. Этот фактор мы также учитываем при разработке "Спутник.Дети".
Мы рассматриваем "Спутник.Дети" как инфраструктурный проект, способный стать частью системы развития детского сегмента. Сегодня в рунете на самом деле довольно серьезный дефицит качественных детских ресурсов - на них невелик спрос, потому что он формируется родителями и требует активной позиции, постоянного исследования вопроса, поиска новых сервисов и контента для ребенка. Быть хорошим родителем непросто в принципе, а в эпоху интернета еще сложнее: необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Или пустить все на самотек в формате "ребенок чем-то занят в планшете - значит при деле". Наша задача повысить доступность качественного развивающего контента, а вместе с тем обозначить орбиту, внутри которой ребенок будет в безопасности.
- Мы знаем, что у вас есть ребенок. Что он предпочитает делать в интернете? Или вы придерживаетесь политики Стива Джобса - развитие без мобильных устройств?
- Нет, совсем без мобильных устройств сейчас обойтись нельзя. Я не думаю, что они мешают развитию детей. Более того, неправильно в мире современных технологий и гаджетов воспитывать ребенка в изоляции от них: в определенный момент он рискует оказаться отстающим. Все зависит от подхода к этому вопросу.
В начале 2014 года проводился опрос московских школьников и их родителей об использовании социальных сетей. Оказалось, что 44% детей проводят в соцсетях около трех часов в день. С одной стороны, это много, с другой - оказалось, что больше половины из них отличники. То есть ни соцсети, ни интернет не мешают детям учиться и развиваться.
Мой сын еще не школьник, ему пять с половиной лет, и он уже знаком с интернетом - смотрит там мультфильмы, играет в игры в мобильных приложениях, но под контролем. По факту у него есть свой планшет, но пользуется им он только с разрешения - это возможность контролировать время, которое он проводит в сети. Набор приложений на планшете также определяется родителями, и возможность устанавливать новые самостоятельно отключена. Понятно, что по мере взросления правила придется менять, но важно, чтобы вместе с тем менялось и его понимание, и степень ответственности.
- Как вы считаете, кого на сегодняшний момент надо обучать правилам пользования интернетом - детей или сначала их родителей?
- Марк Твен, кажется, говорил: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Этой фразе больше ста лет, но, мне кажется, сейчас она не менее актуальна. Если взрослый человек не знает, как правильно пользоваться компьютером, интернетом, как он сможет помочь своему ребенку разобраться в том, какой контент вреден, а какой нет?
Есть очень показательные результаты социологических опросов фонда "Общественное мнение". Каждый третий взрослый российский пользователь считает, что в интернете много грязи, насилия, негативной информации. При этом только 19% пользователей-родителей применяют программы, предоставляющие детям доступ к безопасным сайтам. 40% такие программы не используют, а еще 37% о таких программах не знают.
В определенный момент развития общества нормальной была ситуация, когда компьютер и интернет в семье появлялись только для ребенка, а родители не знали даже, как все это включается. Сегодня ситуация меняется. Только в семье и школе ребенок может получить представление о том, что такое хорошо, и что такое плохо в интернете, именно поэтому соответствующее представление о предмете должны быть в первую очередь у родителей и учителей.
- О чем расскажете на RIW?
- "Спутник" открылся в бета-тестирование только в мае этого года и привлек к себе большое внимание. По факту только новость о запуске и интерес к проекту привлекли на сайт больше 5 млн человек за первые месяцы работы. Но мы чувствуем сохраняющееся внимание к "Спутнику", получаем много вопросов о развитии проекта и его задачах. На многие из этих вопросов постараемся ответить на конференции, расскажем, что изменилось с момента старта.