8 июня 2018, 16:02
Партнерский материал

Как цифровизация повлияла на работу предприятий торговли, банков и локомотивных депо

Лучшие проекты в области ИТ- и диджитал-технологий награждены премией "IT-ЛИДЕР" 2018

Цифровые технологии активно внедряются в различных отраслях экономики. Благодаря диджитализации увеличилась скорость обработки и принятия решений в сфере услуг, а ИТ-компании смогли запустить новые продукты, о которых 10 лет назад никто даже и мечтал. ТАСС пообщался с лауреатами премии "IT-ЛИДЕР" 2018 и узнал, какие изменения произошли в торговле, банках и на железной дороге после перехода на "цифру".

Касса заговорила

После внесения поправок в федеральный закон 54-ФЗ торговые организации начали поэтапно внедрять контрольно-кассовые аппараты с фискальными накопителями, способные передавать информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Процесс устроен так, что данные о транзакциях попадают в налоговую не сразу - сначала они аккумулируются у операторов фискальных данных (ОФД). По словам генерального директора компании "Первый ОФД" Александра Емелина, с момента пробития электронного чека и его доставки в ФНС проходит в среднем 15–20 секунд. За весь период использования онлайн-касс в России было передано более 34 млрд чеков, из них около 8 млрд прошли через "Первый ОФД", ставший лауреатом премии "IT-ЛИДЕР" 2018 в номинации "Обеспечение открытости общества".

"В реформу кассовой техники мы пришли из энергетики. Изначально наша компания занималась созданием систем учета и передачи данных об энергопотреблении. Когда в 2014 году ФНС запустила эксперимент по передаче данных о расчетах в налоговые органы в режиме онлайн, мы увидели синергию технологий онлайн-касс и современных электросчетчиков с передачей данных. Решили попробовать себя в новой области и, надеюсь, привнесли много полезного в разработку новой технологии передачи фискальных данных. Наша платформа построена таким образом, что способна взаимодействовать с любой онлайн-кассой предпринимателя. Единовременно она может передавать данные в налоговую с трех миллионов касс", - сообщил Александр Емелин.

Информацию о проведенных транзакциях может использовать не только контролирующий орган, но и сами предприниматели. В их личном кабинете на сайте ОФД отображаются все операции по кассе в режиме реального времени и статистика за прошедший период работы.

"Если раньше аналитические автоматизированные решения были доступны только крупным торговым сетям, то сейчас благодаря операторам фискальных данных ими может воспользоваться малый и средний бизнес. Мы сделали бесплатное мобильное приложение, которое совершенствуем уже два года. С его помощью, как и через личный кабинет, из любой точки мира можно увидеть всю статистику: выполняется ли план торговой точкой, вовремя ли пришел персонал на работу, сколько какого товара было продано. По оценкам наших клиентов, это очень удобно", - отметил Александр Емелин.

Специальные приложения для онлайн-касс позволяют расширить их возможности: к примеру, помогают контролировать товарооборот - вести подсчет продукции на полках магазина и на складе. От диджитализации контрольно-кассовых аппаратов получили выгоду и потребители. С июля 2017 года после совершения покупки они вправе попросить продавца отправить электронный чек на их электронную почту или на телефон (СМС-сообщение). Это позволит не только тщательнее следить за расходами, но также вернуть или обменять товар ненадлежащего качества - при отсутствии бумажного чека сделать это, как правило, невозможно. Бесплатно получать и хранить электронные чеки можно в мобильном приложении ФНС "Проверка кассового чека" и на сайте операторов фискальных данных.

"С нашей платформой ежедневно взаимодействуют не только организации и индивидуальные предприниматели, но и покупатели - порядка 20 тысяч обращений в сутки по проверке чеков. Каждый покупатель может легко сформировать личный кабинет, куда после совершения покупок будут поступать электронные чеки", - отметил Александр Емелин.

Компания "Первый ОФД" совместно с "Тинькофф Банком" и "Национальной системой платежных карт" придумали и реализовали принципиально новый сервис, который позволит клиентам банка, приобретающим товары и услуги по безналичному расчету, получать детализацию своих расходов в формате кассового чека. Как признаются разработчики, это уникальное решение, которое раньше никто не предлагал. В случае успешного тестирования к проекту в дальнейшем смогут присоединиться другие кредитные учреждения и ОФД.

Банки в облаке

Впрочем, банкам и так есть чем похвастаться в области разработки и внедрения цифровых решений. "МТС-Банк", лауреат премии "IT-ЛИДЕР" 2018 в номинации "Коммерческие банки", к примеру, в 2016 году начал цифровую трансформацию, а также стал активно использовать облачные сервисы. В облако были перенесены такие информационные системы кредитной организации, как антифрод, мониторинг, интернет-банк, корпоративный портал и некоторые внутренние системы управления ресурсами. В 2017 году банк одновременно запустил 22 новых проекта. Возможность получить быстрый доступ к облачной инфраструктуре для большинства из них стала одним из ключевых факторов успеха.

"Но облако для нас - это не просто ИТ-задача, это бизнес-технология, позволяющая развивать отношения с клиентом. Мы живем как сервисная компания, встраивая свои бизнес-сервисы в чужие бизнес-приложения, активно используя облачные сервисы и инфраструктуру наших партнеров", - рассказала член правления, вице-президент, руководитель информационно-технологического блока ПАО "МТС-Банк" Оксана Смирнова-Крелль.

Кредитное учреждение в числе первых дало клиентам возможность оплачивать покупки и услуги с помощью Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay, а также сервиса "Кошелек МТС Деньги". Приложение "Мой МТС", сайт МТС и "Кошелек МТС Деньги" наравне с порталом банка стали каналами дистанционного продвижения кредитных карт и потребительских кредитов. Запущено онлайн-кредитование в интернет-магазине МТС и в офисах продаж "Ростелекома" и "М.Видео". В конце 2017 года "МТС-Банк" выиграл конкурс, проведенный Департаментом информационных технологий города Москвы, став оператором единого платежного шлюза сайта мэра и правительства Москвы www.mos.ru. А уже с января текущего года для жителей столицы доступен способ поиска и оплаты начислений в один клик.

"Цифровой банк - это банк c низкой стоимостью транзакций, соответственно, эффективный. Путь в этом направлении мы начали со стороны бэк-офисных процессов и систем. Теперь операционный день в банке закрывается практически полностью автоматически, в ночное время, без участия специалистов операционного блока", - добавила Оксана Смирнова-Крелль.

Как отметила вице-президент "МТС-Банка", приоритетным направлением в 2018 году станет дальнейшее развитие технологий дистанционного обслуживания клиентов и онлайн-продаж. "Банки стараются идти за клиентом, поэтому активно работают над построением целой экосистемы вокруг него", - добавила она.

Кредитное учреждение также будет внимательно следить за развитием и использованием блокчейна, искусственного интеллекта, роботизации бизнес-процессов, удаленной идентификации и цифровой идентичности.

Умные локомотивы

Цифровые технологии на российских железных дорогах уже используются. В качестве примера можно привести официальный портал ОАО "РЖД" и его мобильную версию, где можно быстро и удобно приобрести билет на поезд. Группа компаний "ЛокоТех" (лауреат премии "IT-ЛИДЕР" 2018 в номинации "Машиностроение и автомобилестроение"), занимающаяся обслуживанием, ремонтом и модернизацией локомотивов, также проводит цифровизацию своих производственных процессов. Как пояснил управляющий директор по развитию цифровых технологий Дмитрий Сергиенко, на предприятиях Группы - 10 локомотиворемонтных заводов и около 90 сервисных депо по всей России - ведется цифровая трансформация, и большую часть работ по ней планируется завершить до 2022 года.

"Мы ориентируемся на пятилетний период - с 2018-го по 2022 год, сейчас мы пересматриваем свою долгосрочную программу развития цифровых технологий, добавляем в нее проекты, которые связаны с цифровизацией. Наша задача - перевести максимум информации в цифровую форму, обеспечить ее достоверность и предоставить доступ к ней всем, кому она необходима, в тот момент, когда она им необходима. Другими словами, мы хотим создать единое информационное пространство как внутри компании, так и для взаимодействия с нашими стратегическими партнерами. Речь идет, прежде всего, о данных в части единого жизненного цикла локомотива: как и когда был сконструирован, произведен, как эксплуатировался и ремонтировался и вплоть до времени, когда он будет утилизирован", - сообщил Дмитрий Сергиенко. По его словам, при цифровизации производственных процессов "ЛокоТех" планирует опираться на успешный опыт международных компаний в области транспортного машиностроения. Один из реализуемых проектов - система "Умный локомотив", благодаря которой специалисты могут оперативно отслеживать техническое состояние подвижного состава. На локомотивах, оборудованных микропроцессорными системами управления, устанавливаются специальные датчики, данные с которых проверяются платформой интеллектуального анализа. В настоящее время запущен модуль поиска аномалий - он позволяет анализировать от 260 до более чем 300 параметров для тепловозов разных моделей.

ГК "ЛокоТех" также внедрила ИТ-систему управления закупочной кампанией с целью сокращения неликвидных остатков на складах. Это позволяет оперативно анализировать объем и себестоимость планируемого ремонта, сокращать издержки и увеличивать выручку. "Большая номенклатура деталей и агрегатов, длительные сроки их изготовления делают задачу по обслуживанию железнодорожной техники непростой. Система управления закупочной кампанией позволяет понять, какие материалы и запчасти действительно необходимы, чтобы осуществить ремонт локомотива. Это связь производственной программы, информации по текущему состоянию запасов и плана по закупкам", - отметил Дмитрий Сергиенко.

Управляющий директор по развитию цифровых технологий добавил, что цифровая трансформация ускорит и упростит взаимодействие ГК "ЛокоТех" со своими партнерами, а также позволит обеспечить бесперебойные железнодорожные перевозки.

О Премии "IT-ЛИДЕР"

Национальная ежегодная Премия "IT-ЛИДЕР" вручается с 2002 года. В организационный комитет входят Ассоциация Менеджеров, in4media и международное аналитическое агентство Forrester Research, Ассоциация стратегического аутсорсинга "АСТРА" и компания КРОК.

Среди постоянных участников - порядка 300 руководителей и ИТ-директоров российских и международных компаний. Спикерами прошлого года были топ-менеджеры компаний Yota, "Enter Связной", МОЭСК, банка "УРАЛСИБ", Сбербанка России. Специальными гостями мероприятия в разные годы выступали один из основателей компании Apple Стив Возняк, исполнительный директор и ведущий футуролог Института Да Винчи Томас Фрей, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Питер Хинссен, CEO исследовательской компании Delfos Research и профессор IE Business School Madrid Джозеп Курто.