Возможен ли малый бизнес без помощи государства и банков

 Петр Марчевски, Олег Вьюгин и Чарльз Робертсон. ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин
Петр Марчевски, Олег Вьюгин и Чарльз Робертсон
В рамках ПМЭФ государственные и частные компании поделились опытом поддержки малого бизнеса в России и озвучили основные проблемы небольших компаний

На пленарных сессиях и в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) звучало немало слов о проблемах малых и средних предприятий (МСП) в России. Тем не менее, многие эксперты прочили им большое будущее при условии, что бизнесу при помощи государства и коммерческих организаций удастся избавиться от наболевших "мозолей".

"Есть множество причин, по которым малые и средние предприятия важны для любой экономики. И Россия в этом плане не является исключением, - заявил заместитель генерального секретаря Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД ООН) Петко Драганов на одной из сессий, проводимых во время ПМЭФ. – Если посмотреть на структуру экономики развитых стран, малые и средние предприятия обеспечивают две трети рабочих мест и обычно не менее половины ВВП, так что их можно называть опорой и даже хребтом экономики".

По разным оценкам на текущий момент доля субъектов МСП в ВВП России составляет порядка 19-20%. Однако, согласно прогнозам Минэкономразвития РФ, планируется увеличить долю МСП в ВВП РФ к 2020 году до 40-50%."На многих территориях России есть районы и малые города, где нет таких крупных компаний, как "Газпром" и "Роснефть", и там главный работодатель - это малый бизнес, - обращает внимание губернатор Тюменской области Владимир Якушев. – Поэтому мы обязаны развивать малый бизнес и обеспечивать людей работой".

Разные кредитные организации в России по-своему поддерживают предпринимателей. Россельхозбанк (РСХБ), который занимает 2-е место в России по объемам кредитования малого и среднего бизнеса, планомерно развивает это направление во многих регионах России. Банк не только предлагая предприятиям специальные кредитные продукты, но и проводит рабочие встречи по актуальным вопросам. Только в прошлом году банк провел совещания "Открытый диалог" с представителями малого и среднего бизнеса в Челябинске, Екатеринбурге, Краснодаре, Воронеже, Уфе, Кемерово и Омске.

Не остается в стороне от поддержки МСП и ритейл. Генеральный директор METRO Cash & Carry Питер Бооне на субботней сессии ПМЭФ выразил мнение, что малые и средние предприятия очень важны для российской экономики, так как текущая зависимость Российской федерации от нефти и газа не может продолжаться вечно. "В западных экономиках малые и средние предприятия являются опорой устойчивого развития и роста благополучия в обществе, - отметил Бооне. - Малый бизнес — это наиболее пластичная, наиболее гибкая часть экономики, в недрах которой и вырастают инновации".

Поддержал коллег и заместитель генерального директора, исполнительный директор ОАО "РВК" Александр Потапов. Он указал, что РВК как институту, ответственному за развитие инновационной, венчурной экосистемы, малый и средний бизнес наиболее интересен, а его здоровье наиболее критично для того, чтобы инновационная составляющая российской экономики развивалась в правильном направлении.

Потапов считает одной из основных проблем то, что предпринимательство в России в целом не очень популярно. "Оно не пользуется должным уважением, о нем не принято говорить широко, - рассуждает эксперт. - Конечно, когда речь идет о технологическом предпринимательстве, усилия и институтов развития, и самих предпринимателей приводят к каким-то видимым результатам, но все равно этого явно недостаточно. Компаниям на ранних стадиях развития, вообще-то говоря, оказывают поддержку многие: и институты развития, и венчурные фонды, и бизнес-ангелы, хотя их очень мало. А вот компаниям, которые уже вышли в сегмент среднего бизнеса, очень сложно получить длинные и дешевые деньги".

Он также рассказал об инициативах РВК, которые направлены преимущественно на популяризацию бизнеса МСП. "Например, вышло более 170 программ технопарка. Это такие 13-минутные фильмы о лучших технологических компаниях России. Есть "Клуб 33" - рассказы об успешных предпринимателях до 33 лет. Есть программа "Лицо поколения", где опять же глобальные предприниматели, как те же самые основатели Яндекса и Abbyy, делятся своими впечатлениями и секретами. Очень важна поддержка компетенции, потому что чаще всего российские предприниматели - это молодые люди, студенты, которые не успели поработать ни в одной компании. На них нацелены, например, программы региональной сессии практического консалтинга. Было проведено более 120 таких сессий, когда наши партнеры в городах консультируют компании, которые еще таковыми даже не стали, по принципам ведения бизнеса", - перечислил Потапов.