29 июня 2022, 10:00
Статья

Круизный лайнер "Петр Великий". Как в России развивают пассажирский флот

29 июня в России отмечают День кораблестроителя — профессиональный праздник сотен тысяч специалистов, которые проектируют и строят корабли. В последние годы в нашей стране активно развивается не только военное, но и гражданское кораблестроение. В эти дни идет подготовка к ходовым испытаниям нового пассажирского лайнера "Петр Великий". Кораблей такого класса в России не строили более 60 лет. В чем уникальность новинки от Объединенной судостроительной корпорации — в материале ТАСС
Круизный лайнер "Петр Великий". Пресс-служба АО "ЮЦСС"
Круизный лайнер "Петр Великий"

"Плавно навстречу идет пароход…"

Знаменитая песня легендарного Леонида Утесова "Пароход" прозвучала на весь Советский Союз в 1940 году. В то время, еще до начала Великой Отечественной войны, в большой Советской стране были чрезвычайно популярны круизы на пароходах, а позднее, начиная с 1950-х, дизель-электроходах.  

Последняя отечественная серия из двух дизель-электроходов — "Ленин" и "Советский Союз" (проект 20) — была построена на заводе "Красное Сормово" в конце 1950-х годов. Для того времени это были рекордные по своим размерам, мощности и комфортабельности речные суда. Пассажиры могли путешествовать в одно-, двух-, трех- и четырехместных каютах, причем некоторые из них уже тогда были оборудованы кондиционерами и телевизорами. Также на борту обоих дизель-электроходов были вместительные киноконцертные залы (до 100 человек) и рестораны. 

День кораблестроителя

Эта памятная дата установлена постановлением правительства РФ от 30 мая 2017 года по предложению Министерства промышленности и торговли РФ.

День приурочен к годовщине издания указа (1667) царя Алексея Михайловича о строительстве в селе Дединово на Оке (ныне Луховицкий район Московской области) военных кораблей для службы на Каспийском море.

Указ стал первым в России официальным государственным заказом на строительство корабля. По решению царя был построен первый российский парусник западноевропейского типа — трехмачтовый двухпалубный фрегат с 22 пушками. Водоизмещение парусника составляло 250 т, длина — 24,5 м.

Корабль был заложен в ноябре 1667 года, спущен на воду в мае 1668-го. В апреле 1669-го ему было присвоено название "Орел". На этом корабле был впервые поднят российский флаг — триколор. В 1669 году "Орел" под командованием голландца Давида Бутлера отправился в Астрахань и начал службу на Каспийском море.

По материалам "ТАСС-Досье"

Однако начиная с 1960-х пассажирские суда по проектам советских КБ начали строиться на верфях Восточной Германии, Чехословакии и Венгерской Народной Республики. В 70-е и 80-е корабли для советского речфлота покупались также в странах Западной Европы.

По словам генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, остановка производства гражданских судов на территории СССР связана с перераспределением заказов в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).  

В рамках СЭВ гражданские заказы получали в основном верфи стран СЭВ, а оборонные заказы получали верфи СССР, которые зачастую были загружены ими на 100%. После распада СЭВ и СССР оказалось, что соответствующих компетенций у отечественных верфей нет, и их пришлось создавать заново
Алексей Рахманов
генеральный директор ОСК

Первой ласточкой после 60-летнего перерыва стал полноценный отечественный круизный теплоход, названный именем советского поэта Мустая Карима. Лайнер проекта PV300, построенный на "Красном Сормово" (входит в ОСК), введен в эксплуатацию в 2020 году. 

Следующим стал "Петр Великий" проекта PV300VD, который сегодня строится на предприятии "Лотос" (входит в ОСК) в Астрахани.  

Плавучий пятизвездочный отель 

Проект PV300VD, как и проект PV300, был разработан в 2010–2015 годах Морским инженерным бюро — СПб по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы". 

Перед российскими конструкторами была поставлена задача создать плавучий пятизвездочный отель, который мог бы вывести отечественный круизный речной туризм на новый качественный уровень. Сейчас, как говорят в ОСК, уже можно уверенно сказать, что задача была выполнена — судно действительно обладает всеми заявленными характеристиками. 

По данным производителя, "Петр Великий" — это круизный пассажирский лайнер класса "Волго-Дон макс" вместимостью 310 человек. Российский морской регистр судоходства классифицирует корабль как М-СП 3.5, то есть это судно "река — море", способное выдерживать волны высотой до 3,5 м. 

Новый отечественный лайнер, как и подобает всем крупным судам для отдыха на воде, — это плавучая гостиница с полноценными балконами-террасами, носовым обзорным салоном, солнечной палубой с ветроотбойником, бассейном и баром. 

Отдыхать во время путешествий по российским рекам пассажиры "Петра Великого" будут в 155 каютах со стандартным двухместным размещением. Кроме этого, на корабле предусмотрено семь люкс-апартаментов и три люкса с верандой. Также на "Петре Великом" предусмотрено четыре каюты для людей с ограниченными возможностями. 

Каюты пассажиров размещаются на четырех ярусах надстройки, причем на трех верхних палубах номера плавучего отеля имеют собственные балконы со сдвижными секциями для обеспечения сквозного прохода в аварийных ситуациях. Все каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами и беспроводным интернетом. 

Так что я уверен, что пассажиры не будут разочарованы, — это действительно "пять звезд". Питание пассажиров предусмотрено в одну смену: есть два ресторана — на 225 мест и на 85 мест (и тот и другой имеют прекрасный обзор). Еще на судне есть обзорный театрально-музыкальный салон на 210–300 мест, бар, буфет, зона отдыха для приема солнечных ванн и бассейн
Алексей Рахманов
генеральный директор ОСК

По словам Алексея Рахманова, главное преимущество круизного лайнера проекта PV300VD — это возможность как перемещаться по внутренним водным путям России, так и выходить в море. "Многие речные суда, сделанные для внутренних водных путей России, обладали хорошими мореходными характеристиками, поскольку Ладожское и Онежское озера, да и волжские водохранилища могут "порадовать" волнами до 3 м. Но море предъявляет судам дополнительные требования", — говорит генеральный директор ОСК.

Сегодня в мировой практике практически нет проектов, способных сочетать речные и морские условия, что могут подтвердить и заказчики серии из двух пассажирских судов "река — море" из правительства Красноярского края, для которого сейчас на входящем в ОСК Средне-Невском судостроительном заводе строятся два судна (проект А45-90.2). Они искали готовые суда и проекты для Енисея на мировом рынке и столкнулись с необходимостью проектирования и строительства принципиально новых судов
Алексей Рахманов
генеральный директор ОСК

Испытания и планы на производство

Сегодня отечественный круизный лайнер "Петр Великий" готовится к ходовым испытаниям, однако перед этим, как говорят в ОСК, необходимо завершить все корпусные работы, монтаж судовых систем, оборудования и механизмов, провести пусконаладочные работы. Должны быть пройдены швартовные испытания судна, а результаты всех работ предъявлены классификационному обществу — неправительственной организации, которая устанавливает и поддерживает технические стандарты строительства и эксплуатации судов и морских сооружений.

В конце 2021 года лайнер совершил заводской технологический выход для проведения пусконаладочных работ двигателя и испытаний систем теплохода. Специалисты завода протестировали работу винторулевого комплекса круизного лайнера, испытали якорно-швартовые механизмы.

"В настоящий момент на судне продолжаются достроечные работы, ведется подготовка к проведению ходовых испытаний. Надеемся закончить их летом. Если у заказчика "Петра Великого" не возникнет желания использовать его в осенне-зимний период на Каспии, то, скорее всего, его первая навигация начнется в 2023 году", — отмечает Алексей Рахманов. В дальнейшем круизный лайнер, как говорят в компании "Мостурфлот" (будущем операторе судна), cможет ходить не только по Волге и Каспию, но и по Азовскому и Черному морям. Также рассматривается вопрос о создании маршрутов нового российского теплохода до берегов Турции.

Планов на серийное производство кораблей проектов PV300 и PV300VD, как говорит гендиректор ОСК, к сожалению, пока нет. "Однако заказчики этих судов готовы разместить заказ на серию похожих судов с меньшей пассажировместимостью — до 200 человек — и немного другими характеристиками. Переговоры о таком заказе идут, но, чтобы он был интересен как верфи, так и заказчикам, ему нужна будет государственная поддержка в форме льготного лизинга. В качестве места реализации этого потенциального заказа мы предлагаем "Красное Сормово". Конечно, хотелось бы, чтобы серия этих судов была больше", — заключает Алексей Рахманов. 

Василий Кучушев

ТАСС благодарит за помощь в создании материала пресс-службу Объединенной судостроительной корпорации