16 МАР, 10:28

СМИ: РЖД направят на развитие высокоскоростных перевозок почти 5 трлн рублей

50% от этой суммы - внебюджетные источники. Реализация каждого проекта предполагается с использованием ГЧП

МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 года. Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Адлер и Москва - Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов, пишут "Ведомости".

Программа разбита на три этапа. На первом, до 2020 г., планируется ввести в эксплуатацию участки ВСМ Москва - Казань стоимостью 1,2 трлн руб., Москва - Тула (268,6 млрд руб.), Челябинск - Екатеринбург (122,6 млрд руб.), а также скоростные магистрали Тула - Белгород (86,8 млрд руб.), Екатеринбург - Нижний Тагил (12,9 млрд руб.) и Новосибирск - Барнаул (62,3 млрд руб). Кроме того, программа предусматривает проектирование крупнейшего контейнерного порта в Усть-Луге для приема и распределения контейнерных грузов, следующих между Китаем и Европой.

В 2021-2025 гг. планируется строительство ВСМ Ростов - Краснодар - Адлер, Тула - Воронеж и продление ВСМ от Казани до Елабуги, а также ряда других скоростных региональных магистралей. Но целесообразность проектов второго этапа необходимо рассматривать и уточнять после подтверждения заявленных финансово-экономических эффектов первого этапа, следует из программы.

В 2026-2030 гг. РЖД предполагает построить ВСМ Москва - Санкт-Петербург (время в пути сократится с 4 до почти 2,5 часа), магистраль от Елабуги будет продлена до Екатеринбурга, а от Воронежа - до Ростова-на-Дону.

В ценах 2015 г. вся программа стоит 4,9 трлн руб., подсчитали в РЖД. Причем 50% от этой суммы - внебюджетные источники. Реализация каждого проекта предполагается с использованием ГЧП. А инвестору РЖД готова предоставлять доли в проектах, сохраняя за собой контроль, пишет издание.

Вместе с тем «широкое использование для финансирования проектов должны получить инфраструктурные облигации», говорится в программе. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с собственниками земли, говорится в документе.

По расчетам РЖД, реализация программы обеспечит прирост ВВП на 1,31% по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов РЖД рассчитывает получить более 1,67 трлн руб. прибыли.

По мнению экспертов, пока «сохраняются санкции и для России закрыт рынок европейского капитала», программу реализовать не удастся. В то же время, как указывают эксперты, в ближайшие три года состояние бюджета не позволит выделить даже средств, достаточных хотя бы для разработки проекта, да и экономическая эффективность программы не подтверждена, резюмируют эксперты.

Читать на tass.ru