11 ноября 2016, 08:00

СМИ: ФАС и Совет потребителей считают необходимой доработку финплана РЖД

Руслан Шамуков/ ТАСС, архив

Обе структуры отмечают отставание роста доходов РЖД от уровня индексации

МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Совет потребителей ОАО "РЖД" направили свои заключения на проект финплана и инвестпрограммы монополии. Обе структуры считают, что документы следует доработать и выступают против увеличения индексации тарифов, предлагая собственные меры изыскания средств, сообщает газета "Коммерсантъ".

Как сообщается в заключении Совета потребителей РЖД, направленном вице-премьеру Аркадию Дворковичу и замглавы Минтранса Алексею Цыденову, в проект финплана закладывается эффект 39,5 млрд руб. от точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ РЖД) и 40 млрд руб. от продления экспортной надбавки в 13,4%, что дает фактический эквивалент индексации тарифов в 12% при утвержденном долгосрочном параметре индексации в 4,5% и рекомендованных Минэкономики 4%.

Как пишет "Ъ", в заключении ФАС, направленном, главой службы Игорем Артемьевым Дворковичу, отмечается, что меры по изменению тарифного прейскуранта и индексации тарифов на 2017 год "в совокупности не должны превышать 4% к 2016 году по всем видам грузов".

Совет потребителей, в свою очередь, выступает за сохранение индексации в рамках долгосрочных индексов с возможной тарифной премией в 1-2 п. п. за ускорение перевозок, пишет газета.

И ФАС, и Совет потребителей отмечают отставание роста доходов РЖД от уровня индексации.

По мнению Совета потребителей, для ликвидации заявленного на 2017 год бюджетного дефицита РЖД в 84 млрд руб. следует рассмотреть возможность отказа от резкого сворачивания объема заимствований, что даст в ближайшие три года финансовый ресурс в 80-240 млрд руб. Совет также рекомендует активизировать продажу дочерних компаний и увеличить долю их чистой прибыли, направляемой на дивиденды. Что касается инвестпрограммы, Совет предлагает снизить затраты на инвестпроекты.

Согласно публикации, ФАС считает целесообразным перенос ряда инвестпроектов и подчеркивает, что резервы по сокращению затрат РЖД могут быть извлечены при пересмотре долгосрочных договоров и при совершенствовании закупочных процедур. В случае крайней необходимости целесообразно рассмотреть и утвердить на уровне правительства постатейно (по договорам) те расходы, покрытие которых не обеспечивается 4-процентной индексацией, уточняет ФАС.

"В случае подтверждения их обоснованности могут быть приняты адресные решения по изменению тарифов для тех видов грузов и направлений перевозки, которые связаны с указанными расходами". Погашение расходов может осуществляться за счет оптимизации закупок, привлечения заемного финансирования и тарифных мер, "в том числе за счет экспортных надбавок при благоприятной рыночной конъюнктуре", - цитирует ФАС "Ъ".

В РЖД говорят, что по итогам года за счет привлечения дополнительных объемов с альтернативных видов транспорта, ожидается получение дохода в 4 млрд руб., а прогноз от финансового результата от начисления их дивидендов по 2016 году - 3,7 млрд руб., по 2017-му - не менее 6,2 млрд руб. Корректировки объемов финансирования и сроков реализации приоритетных проектов осуществляются на регулярной основе. Все возможные способы оптимизации проектов реализованы и используются.