Все новости

СМИ: РЖД предложили поднять тариф на перевозку угля в связи с сильным ростом цен на него

Цель монополии - перестать субсидировать убыточные перевозки угля за счет перевозки более маржинальных видов груза

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) хочет повысить тариф на перевозку угля в следующем году в связи с сильным ростом цен на него в течение последних трех месяцев, пишет газета "Ведомости".

Как сообщают источники издания, с таким предложением РЖД выступила на совещании у курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича в понедельник, 14 ноября. Цель монополии - перестать субсидировать убыточные перевозки угля за счет перевозки более маржинальных видов груза. Механизм увеличения платы РЖД не представили - пока обсуждалась только идея, уточняет собеседник издания. Все предложения, обсуждаемые на совещании, отправлены на доработку.

Менеджмент РЖД активно ищет способы предотвратить убыток в 2017 г. (прогнозируется на уровне 146 млрд руб.) - в числе прочего он предлагал и точечный рост тарифов. Перевозки угля низкорентабельны для РЖД, при его перевозке применяется понижающий коэффициент. С августа уголь начал стремительно дорожать - цена коксующегося угля выросла более чем в 3 раза - до $308 за тонну. Это подстегнуло экспорт угля - за 10 месяцев он вырос на 9,3%? до 123,6 млн т, РЖД, впрочем, это не помогло. Перевозки угля на расстояние свыше 5,7 тыс. км сверхубыточны, рассказывал в октябре старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. По его словам, решить проблему можно, подняв стоимость перевозки на такие расстояния, либо дополнительно проиндексировав ставки на полувагоны, но под это решение попадают не только угольщики, но и все, кто перевозит товары и грузы в полувагонах. По данным РЖД, в убыток компания перевозит примерно 14 млн т угля в год.

ФАС поддерживает предложение РЖД. По данным ведомства, 19 маршрутов из топ-20 убыточных - перевозка каменного угля, большая часть из них - на расстояние свыше 5 тыс. км.

"Перевозки почти всех грузов, не только угля, на дальние расстояния для РЖД убыточны. Но в общей прогнозной погрузке на 2017 г. они составляют лишь 1,4%, или 19 млн т", - знает человек из крупной компании-грузоотправителя. Он уверяет, что доходность от перевозок всех грузов I класса (уголь, строительные грузы, сырье и проч.) находится примерно на одном уровне. "Повышение стоимости перевозок угля, например, за счет сохранения экспортных надбавок на тариф негативно скажется на отрасли", - считает собеседник. "Цена на уголь выросла, и отрасль получила возможность инвестировать в развитие производства, поскольку несколько последних лет угольные предприятия были недоинвестированы. Повышение тарифов выглядит контрпродуктивным", - цитирует газета человека, близкого к одной из угольных компаний.

В октябре РЖД снова начала применять надбавку для экспортных перевозок угля в 13,4% (в 2015 г. она была снижена до 0,1%). В среду глава ФАС Игорь Артемьев предложил урезать надбавки вдвое. РЖД рассчитывала за счет сохранения надбавок на экспорт некоторых видов грузов, в том числе угля и нефти, заработать в 2017 г. дополнительные 80 млрд руб.