"Ъ": ФАС предложила РЖД вернуть резервный парк вагонов
Руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев предложил идеи по борьбе с дефицитом вагонов и объяснил причины невывоза грузов, таких как промышленная соль, щебень и зерно
МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев предложил в своем письме в правительство отказаться от модели рынка, "при которой парк вагонов отделен от ОАО "РЖД", сообщает газета "Коммерсантъ". Глава антимонопольного ведомства предложил закупать резервный парк на баланс монополии для пикового спроса.
В своем письме Артемьев предложил идеи по борьбе с дефицитом вагонов и объяснил причины невывоза грузов, таких как промышленная соль, щебень и зерно. В ФАС изданию пояснили, что "ситуация с невывозом - прямая ответственность ОАО "РЖД".
Отметив высокие цены на предоставление полувагонов, увеличившиеся с 500 рублей за вагон в сутки до 1,4-1,5 тыс. рублей, глава ФАС отмечает, что экономически обоснованная цена составляет не выше 800 рублей. По словам Артемьева, она позволит содержать средний по возрасту парк и платить за лизинг новых вагонов.
Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассчитал, что на начало года содержание полувагона обходилось в среднем в 355 рублей в сутки, сейчас из-за роста стоимости ремонта на 17% - 400-450 рублей, отмечает "Ъ". Обычный вагон стоит 2-2,5 млн рублей, в десятилетнем лизинге - 4,8 млн рублей, что дает ежесуточное погашение в 1,2-1,3 тыс. рублей, а с содержанием - 1,55-1,65 тыс. рублей.
Другой собеседник газеты говорит, что ФАС при своей оценке руководствуется прейскурантом 1-01 на 2010-2011 годы.
Также, по словам Артемьева, АО "ФГК" (дочерняя компания РЖД) не выполняет задачу по балансированию рынка и сдерживанию цен, но способствует их росту. В то время как оператор указывает, что приостановил в мае рост ставок на полувагоны и что с тех пор цены практически не менялись.
Рост ставок не отразился на адекватном увеличении закупок вагонов, отмечает ФАС. Собеседник "Ъ" говорит, что в 2015-2016 годах приобретено 67 тыс. вагонов, по итогам года ожидается закупка еще 50 тыс. Другой источник издания указывает, что спрос существует, однако заводы намерены сократить темпы производства на 2018 год. ФАС, объясняя рост цен, также отмечает отсутствие системы прогнозирования баланса парка. Источник "Ъ" в отрасли рассказал, что методика есть, а дефицит возник из-за запрета продления срока службы вагонов в интересах вагоностроителей.
В целом, опрошенные "Ъ" собеседники-участники отрасли не поддерживают идеи ведомства, указывая на противоречия в позиции ФАС, а также на ее недальновидность.