Большинство вынужденных переселенцев с Украины планируют обосноваться на Урале

Они говорят, что возвращаться им некуда

ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Виталий Халевин/. Большинство вынужденных переселенцев, которых спецборты МЧС доставили в Екатеринбург и Тюмень, хотят начать жизнь с чистого листа на уральской земле. Им возвращаться на родину некуда: их дома "разрушили артиллерийские снаряды национальной гвардии Украины".

"Еще 25 июля мы с супругой не планировали перебираться из города Горловка в Россию. Думали, все обойдется. Планировали, что наша дочка - ей годик и 10 месяцев - пойдет в садик. Мы абсолютно мирные люди. Я работал на местном предприятии, супруга была в декретном отпуске. Мы не выступали ни "за" ни "против" - просто жили, - рассказал в беседе с корр ИТАР-ТАСС Роман Шеремет, которого с семьей спецборт МЧС доставил утром в Екатеринбург. - В ночь на 26 июля нацгвардия из установки "Град" стала обстреливать жилые кварталы Горловки. Пара снарядов угодила в жилые дом, несколько разорвались в центре города. Света в домах не стало. Мы испугались. Оставили свой дом на отца и решили уехать подальше от этого ада".

По словам Романа, возвращаться на Украину он с семьей не намерен. "Я парень работящий, многое могу и умею. Надеюсь, что уральская земля станет для нас новым домом. Спасибо свердловчанам за помощь. Вы не представляете, как нам сейчас нужна помощь братского народа", - сказал он.

Уставшие переселенцы с Украины не спеша спускались со спецборта МЧС. Они растеряно оглядывали свои вещи - большие клетчатые сумки и черные пакеты.

"Собирались наспех, взяли все самое необходимое, - отметила Лидия Лихограй - Меня оставил муж. Я с тремя детьми на руках спасалась от бомбежек. Возвращаться назад некуда. Буду устраивать свою жизнь здесь, если примете".

"Конечно, примем и поможем", - тут же заверила женщину уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

Пока Лидия забирала свои сумки, ее дети оглядывались по сторонам. "Мама, вот это леса! Это здесь живет хозяйка Медной горы?" - спрашивали они у  женщины.

"Понимаете, мы летели на Ил-76 около 3 часов. Ничего не было видно. Детям бабушка читала сказки Бажова, вот они и расспрашивают, - поясняет многодетная мать. - Конечно, у вас прохладнее, чем дома. Но мы не замерзли. Все хорошо".

С грустью в голосе о родном доме вспоминают украинцы в возрасте.

"Я из Горловки. Нас били "Градами", нас пытались уничтожить, -  вспоминает Наталья Зобнина. - Мой город практически разбили. У меня там остались брат, мама. Моя семья была дома, когда началась бомбежка. Все прятались в бомбоубежищах и подвалах. Брат сказал, что ничего не боится и никуда не поедет. Сама я - на таблетках, как и мой муж. Уехали в Россию еще из-за того, что мой сын призывного возраста. В нацгвардию его мы не захотели отдавать. Вы не представляете, что они (украинские военные) творили с мальчишками в городах, которые оставили ополченцы. Это страшно".

Женщина достала из большой сумки осколок от артиллерийского снаряда, который разрушил дом ее подруги. Это напоминание о родине она привезла с собой на Урал.

Я родилась в Свердловской области. У меня тут родня. Мы хотим скорее забыть об ужасах этой войны, по-другому происходящее на юго-востоке Украины я назвать не могу. Конечно, хочу домой. Но куда возвращаться? Рада, что Урал приютил нас
Наталья Зобнина
вынужденный переселенец с Украины

Спецборты МЧС в среду рано утром доставили из Ростовской области в Екатеринбург и Тюмень 247 вынужденных переселенцев из Украины, в том числе 76 детей - от грудничков до подростков 14-15 лет. Большинство беженцев направлены в пункты временного размещения. По данным пресс-службы ФМС РФ, на территории России насчитывается около 2 млн граждан Украины.