Страница 1
В Свердловской области начата кампания по популяризации объектов конструктивизма. Например, как сообщается на сайте областного правительства, проект регионального мингосимущества "Екатеринбург - жемчужина конструктивизма" подразумевает подготовку и показ социально ориентированных короткометражных видеороликов на данную тему в кинотеатрах города. В свою очередь, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман на одном из последних заседаний в гордуме отметил, что екатеринбургский конструктивизм - уникальное явление, которое привлекает огромное количество туристов, в том числе и из-за рубежа. Необходимо сохранить все объекты, построенные в этом стиле, передает слова мэра сайт гордумы.
В Екатеринбурге, по данным историков, свыше 140 зданий, выполненных в стиле конструктивизма, а некоторые микрорайоны, например Соцгород Уралмашзавода, целиком построены в этом стиле. Это объясняется тем, что город стал крупным промышленным центром как раз в эпоху индустриализации и застраивался в 1920-1930-е годы. Среди историков архитектуры Екатеринбург часто называют заповедником конструктивизма.
История екатеринбургского конструктивизма - в материале ТАСС.
Новая страница 2
"Джоконда конструктивизма"
Проектируя будущую Белую башню, признанный во всем мире шедевр конструктивизма и памятник архитектуры федерального значения, молодой свердловский архитектор Моисей Рейшер решал бытовую проблему: огромная стройка Уралмашзавода и соцгорода для рабочих элементарно нуждалась в воде. На "Уралмашинстрое" был объявлен конкурс, и 24-летний Рейшер умудрился нарисовать свою водонапорную башню всего за одну ночь. При ее строительстве были использованы самые передовые технологии того времени: она стала первым железобетонным архитектурным сооружением на Урале, при производстве бака впервые вместо клепки была использована электросварка, а сам бак стал на тот момент самым большим в мире. Технологиям железобетона тогда не доверяли, и к несущему пилону башни главный инженер "Уралмашинстроя" Фидлер пририсовал еще два.
Белая башня была построена в 1929-1931 годах и выкрашена белой известкой, отчего и получила свое наименование. По мнению специалистов-архитекторов, изучавших историю сооружения, Рейшер проектировал не просто водонапорную башню, но объект, который должен был стать центром притяжения для всего микрорайона. По назначению башню прекратили эксплуатировать в середине 1960-х годов. Моисей Рейшер предлагал превратить башню в кафе-мороженое с рестораном и обзорной площадкой, но этот проект так и не был воплощен в жизнь.
Башня Рейшера была многократно повторена и в Советском Союзе и за рубежом. Самые известные аналоги - башня канатного цеха завода "Красный гвоздильщик" в Ленинграде (25-я линия Васильевского острова, 8, архитектор Я. Чернихов) и так называемая Серая башня, возведенная на Уралмашзаводе при строительстве ТЭЦ. Она до сих пор расположена на заводской территории, поэтому видели ее немногие.
В постсоветское время именем Белой башни были названы сразу несколько коммерческих структур, в том числе автомобильный рынок и страховая компания, но настоящей доминантой и центром микрорайона, как это планировал и предполагал Моисей Рейшер, она, к сожалению, так и не стала. В настоящий момент памятник заброшен, хотя власти и энтузиасты-архитекторы периодически предпринимают различные действия для возвращения его к жизни. Так, в Екатеринбурге уже несколько лет проходит фестиваль архитектуры "Белая башня", а в этом году начали работать "Культурные лаборатории Белой башни" - проект, инициированный группой молодых архитекторов Podelniki совместно с уральским филиалом Государственного центра современного искусства и поддержанный Министерством культуры Российской Федерации. Цель лабораторий - вернуть Белую башню в пространство Уралмаша в качестве живой и функциональной площадки, а также совместными усилиями определить, какая функция наиболее ей подходит. В рамках "Культурных лабораторий" ведется работа по четырем направлениям "Лекторий", "Сцена", "Выставка" и "Клуб".
Новая страница 3
Уральский "Мадрид"
В конструктивистском стиле построены многие здания в микрорайоне Уралмаш: фабрика-кухня УЗТМ, средняя школа № 22, несколько жилых домов на бульваре Культуры, комплекс зданий на площади Первой Пятилетки - заводоуправление УЗТМ, пожарная часть, заводская лаборатория и главная проходная, на втором этаже которой сейчас располагается Музей истории Уралмашзавода. Напротив - гостиница "Мадрид", построенная в 1933 году. Автором оформления интерьеров является выпускник школы "Баухаус" Бела Шефлер.
Народное название "Мадрид" связано с известными историческими событиями в Испании - гражданской войной 1936-1939 годов. По данным некоторых историков, именно здесь селили эвакуированных из Испании детей республиканцев, а до этого в здании, построенном как общежитие, жили иностранные специалисты, активно привлекавшиеся для работы на Уралмашзаводе как на этапе строительства, так и после пуска предприятия. Во второй половине 1930-х годов конструктивистский облик был трансформирован за счет оформления фасадов элементами неоклассики - различными архитектурными деталями.
В настоящий момент в "Мадриде" расположен обычный офисный центр.
Новая страница 4
Были ли "расстрельные комнаты" в домах свердловских чекистов
Жилой комплекс "Городок чекистов" был построен в центре Екатеринбурга по заказу свердловского управления НКВД в 1929-1934 годах по проекту архитекторов И. П. Антонова, В. Д. Соколова и А. М. Тумбасова. Главная особенность этих домов - отсутствие в них кухонь и ванных комнат. Советскому человеку не пристало стоять у плиты и мыться дома, для этого есть общественные бани и фабрики-кухни, одну из которых построили здесь же - на первом этаже гостиницы "Исеть". Нынешние владельцы ресторанного комплекса возродили советское название "Фабрика-кухня", а в перестроенных квартирах в "Городке чекистов" теперь есть ванные комнаты с огромными окнами, выходящими на оживленную улицу с трамвайным движением.
Главная легенда-страшилка о "расстрельных комнатах", расположенных прямо в подвалах жилого комплекса, никем из историков официально не подтверждается, но активно и по сей день передается в Екатеринбурге из уст в уста.
Наряду с чисто утилитарными задачами архитекторы-конструктивисты решали задачи пропагандистские и художественные. Молодое советское государство остро нуждалось в новых пролетарских символах. Поэтому гостиница "Исеть" и соединенный с ней переходом Дом культуры имени Дзержинского (ныне - одно из зданий Свердловского областного краеведческого музея) при взгляде сверху напоминают серп и молот. А Клуб строителей, перепрофилированный в 1943 году в Свердловскую киностудию и расположенный через дорогу от "Исети", был построен в форме бульдозера. Позже все они были перестроены, но при определенной фантазии и внимании и бульдозер, и серп с молотом можно разглядеть сверху и сегодня.
Украшение фасадов и постконструктивизм
Новая страница 5
Стальной конь для свердловских связистов
Дом связи, подобно описанным на предыдущей странице Клубу строителей и гостинице "Исеть", также был построен в форме стального коня - трактора, призванного прославлять крестьянство, коллективизацию и колхозы. Главное отличие в том, что форма трактора - это вид сбоку на главный фасад здания, где правая шестиэтажная горизонтальная часть - это "двигатель", центральный девятиэтажный вертикальный объем лестничной клетки - это "кабина", а восьмиэтажная левая часть опирается на высокий протяженный балкон, который является одновременно козырьком главного входа и изображает гусеницу трактора
По заказу Наркомата связи над проектом трудились архитекторы К. И. Соломонов и В. Д. Соколов. В 1933 году они спроектировали не просто Главную свердловскую почту. Решая задачи заботы о народе, в здании были устроены помещения детского сада и яслей, чтобы сотрудник не беспокоился о жизни и здоровье ребенка, сданного на попечение нянечек на соседнем этаже, комнаты для кружковой работы, чтобы развиваться и соответствовать гордому званию советского человека, и радиотеатр на 800 мест, где можно было и культурно отдохнуть, и послушать последние известия.
Здесь размещалось почтовое отделение, междугородняя телефонная станция и телеграф. В отдельно корпусе разместили городскую автоматическую телефонную станцию, обеспечившую связью крупнейшие городские учреждения и жилые дома Центрального района тогдашнего Свердловска. Свою основную функцию Главпочтамт выполняет до сих пор. А у его входа расположена нулевая точка отсчета километров в Екатеринбурге.
Новая страница 6
Дом-корабль на Городском пруду
По проекту архитектора В. Д. Соколова, спроектировавшего интерьеры Главной свердловской почты, в 1934 году на стрелке Городского пруда был построен Дом физкультуры - еще один яркий образчик конструктивизма, возведенный в форме корабля, как бы причалившего к берегу. Сходство с судовой архитектурой ему придает сплошное остекление округлого фасада, направленного строго на плотину Городского пруда. Остроугольный выступ эркера напоминает нос судна, глухие балконы боковых фасадов - спасательные шлюпки, а надстройка над главным павильоном - строение и контур капитанского мостика. В 1930-е годы над зданием возвышались высокие ажурные радиоантенны, издали похожие на корабельные мачты. Позже они были демонтированы.
В 2013 году стадион "Динамо" был реконструирован. Сегодня здесь работают бассейн, стрелковый тир, тренажерный зал, зал борьбы, поле с искусственным покрытием, на котором проходят соревнования по мини-футболу и хоккею на траве. Зимой на стадионе заливают каток.
При входе на стадион установлен памятник сотрудникам органов внутренних дел, погибшим на боевом посту.
Новая страница 7
Дом обороны: куда исчез гипсовый Сталин?
Грандиозный по масштабу административный и военно-спортивный комплекс Дома обороны был построен в центре Свердловска в 1930-е годы на месте снесенного большевиками православного храма-колокольни "Большой Златоуст" (Максимилиановская церковь). Возвели здания из кирпича от разрушенной церкви. На крыше Дома обороны был установлен самолет. Автор проекта - Георгий Валенков. Интереснейший конструктивистский проект был реализован частично: из четырех корпусов до реформирования Уральской области в 1934 году были построены только два.
Комплекс включал в себя административное, жилое и учебное здания, спортивные залы и аудитории, в которых разместились секции Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Во время Великой Отечественной войны здесь работали ускоренные курсы комиссаров для Красной армии. Долгое время здесь стоял памятник, запечатлевший В. И. Ленина и И. В. Сталина, беседующими на скамейке. После разоблачения культа личности Сталин был со скамейки убран. Еще через несколько лет убрали весь монумент.
В 1977 году перекресток улиц Малышева и 8-го Марта был назван площадью Малышева, а ее центром стал гранитный памятник красному командиру, простоявший здесь еще 30 лет. В середине 1980-х годов, во время проведения работ по расширению лабораторий ДОСААФ, курсанты наткнулись на захоронения, оказавшиеся остатками церковного погоста. Человеческие останки и обломки памятников вывезли на свалку.
В 2006 году памятник перенесли на набережную реки Исеть. А на его месте, в нескольких десятках метров от исторического фундамента, заново построен "Большой Златоуст". Во время археологических раскопок была обнаружена могила одного из самых уважаемых священников дореволюционного Екатеринбурга - Иоанна Знаменского, дважды избранного гласным Городской думы. Сейчас на его могиле восстановлено надгробие и установлен поклонный крест.
В настоящий момент в бывшем Доме обороны по-прежнему располагается свердловский филиал ДОСААФ-РОСТО, а также несколько банков, магазинов и ресторанов. Крышу снова украшает Як-52.
Новая страница 8
Зачем Дому печати много окон
Типография "Уральский рабочий" – старейшая типография на Урале, созданная в 1926 году. Здание было построено для нее в 1929-1930 годах по проекту архитектора Г. А. Голубева (с 1936 по 1942 год - главный архитектор Свердловска). Характерная конструктивная особенность Дома печати -– ленточные окна, тянущиеся по всему фасаду и обеспечивавшие отличное освещение для типографских цехов. Другие типичные для конструктивизма особенности - закругленный фасад, опирающийся на столб и выходящий на угол улицы Тургенева и проспекта Ленина, и лестничные клетки, вынесенные за пределы здания в полукруглые "стаканы", застекленные во всю высоту.
В марте 1934 года на первых трех этажах Дома печати на улице Ленина разместились издательство "Уральский рабочий" и типография, а четвертый заняли редакции газет "Уральский рабочий", "Свердловский рабочий", "На смену!" и фотохроника ТАСС.
В настоящее время типография, для которой построено здание, выселена, а помещения занимают магазины, рестораны и клубы. Памятник архитектуры нуждается в капитальном ремонте.
Новая страница 9
"Пентагон" в центре Свердловска
Дом промышленности, ныне Научно-производственное объединение автоматики (в народе это серое циклопическое здание носит название "Пентагон"), должен был стать в 1930-е годы первым небоскребом советского Свердловска. По проекту архитекторов Д. Фридмана и Г. Глущенко должны были построить 34-этажное здание высотой 140 м. На крыше высотки предполагалось разместить причал для дирижаблей.
Но Дому промышленности не повезло. Конструктивизм как стиль был развенчан и попал в опалу, а Уральская область, центром которой был Свердловск, и вовсе ликвидирована. Строительство замедлилось и продолжалось вплоть до 1960-х годов. Многие конструктивистские здания были перестроены в стиле сталинского ампира.
Впрочем, вместе с будущим НПО автоматики тогда был построен жилой район на проспекте Ленина, 52 и 54, так называемый комплекс Дома Гостяжпромурала, также являющийся памятником конструктивизма. В одном из домов жил легендарный советский разведчик Герой Советского Союза Николай Кузнецов.
Как выглядели «статусные» кабинеты «уральского Пентагона» - Дома промышленности
Новая страница 10
Дом будущего первого президента
Первой высоткой Свердловска стал "Жилкомбинат НКВД" - жилой дом, построенный на улице 8 Марта в 1930-1932 годах по проекту архитекторов И. П. Антонова и В. Д. Соколова. В плане при взгляде сверху это П-образной формы здание напоминает серп. Строили его спецпереселенцы - раскулаченные крестьяне с Кубани. По стилю этот памятник архитектуры представляет собой редкое смешение конструктивизма и неоклассики.
В 1970-е в этом доме, в четырехэтажной его части со стороны улицы Володарского, жил будущий первый президент России, а тогда первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельцин. Об этом горожанам и гостям Екатеринбурга напоминает мемориальная доска с портретом Ельцина.
На фасаде высотной 11-этажной части мемориальных досок еще больше. На серой мраморной плите выбиты фамилии 26 уральских большевиков-подпольщиков, "замученных и убитых колчаковцами" во время Гражданской войны. Рядом - портрет известного советского поэта Льва Сорокина, проживавшего в высотке с 1930 по 1960 год. Судя по объявлениям по продаже недвижимости, при желании здесь вполне можно купить квартиру и почувствовать себя причастным к истории.
Первые лифт и высотка на Урале
Новая страница 11
Первая сцена звезд уральского рока
Здание клуба имени Профинтерна, построенное в 1928-1930 годах прямо напротив "Жилкомбината НКВД" на улице Володарского, ныне заброшено и нуждается в капитальном ремонте. И это несмотря на то, что расположен памятник конструктивизма в самом центре Екатеринбурга, в непосредственной близости от мэрии, здания областных властей и прочих важных присутственных мест.
Именно здесь, в помещении Дворца культуры им. Я. М. Свердлова (клуб неоднократно переименовывался, последнее наименование - ДК ГУВД), в 1980-е годы располагался Свердловский рок-клуб, проходили первые официальные концерты и фестивали, репетировали и выступали ставшие впоследствии звездами уральские рок-группы "Урфин Джюс", "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи", "Чайф" и многие-многие другие.
Денис Каменщиков