ЕКАТЕРИНБУРГ, 18 октября. /ТАСС/. Сокращение численности домашних оленей на 200 тыс. в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), где в июле- августе бушевала вспышка сибирской язвы, может остановить деградацию тундровых экосистем. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС заместитель директора по научной работе Института экологии растений и животных Уральского отделения (УрО) РАН доктор биологических наук Михаил Головатин.
"Чтобы остановить деградацию тундровых экосистем, надо сократить численность домашних оленей в Ямальском районе до уровня менее 100 тыс. А для этого придется забить две трети нынешнего поголовья - порядка 200 тыс. То же относится и к полуострову Гыдан, где следует сократить поголовье на 150 тыс. - там ситуация несколько лучше", - сказал собеседник агентства.
По данным пресс-службы правительства ЯНАО, по заказу властей региона Институт экологии растений и животных УрО РАН проводит геоботаническое обследование оленьих пастбищ лесотундры и южной тундры Ямала, результатом которого должны стать карты их хозяйственной оценки и сведения о предельной численности оленей. "Этот проект выполняется нашими сотрудниками, думаю, это будет долгий процесс. Пока речь идет о южном Ямале, в следующем году может быть средний Ямал. Данные обрабатываются, мы отслеживаем ситуацию в динамике", - пояснил ученый.
Ранее на первом заседании совета представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Приуральском районе ЯНАО, где выпасается около 140 тыс. животных - это почти 20% от всего поголовья округа - было озвучено, что для восстановления выбитых ягельных пастбищ понадобится не менее 50 лет, так как из-за избытка поголовья оленей запасы трав снизились в 2 раза.
Социально-культурная проблема
В отделе пропаганды достижений науки УрО РАН уточнили, что по результатам исследования ученые дадут рекомендации по рациональному использованию пастбищ. "Перевыпас оленей - не только экологическая проблема, но и социально-культурная, она возникла давно, еще сто лет назад.
Раньше численность стада обычно составляла около 300 голов, и лишь у некоторых крупных владельцев она достигала 1-1,2 тыс., нагрузка на экосистему была умеренная, пастбищ всем хватало, а в 1990-е годы изменился характер собственности: появились частные стада, совхозы были ликвидированы, и сейчас доля частного оленеводства составляет 80%, снизилось количество забиваемых животных, каждый владелец выпасает оленей там, где хочет, а вакцинации против сибирской язвы с 2007 года не проводились.
Рост поголовья и отсутствие планового выпаса привели к резкому истощению пастбищ - съедобных лишайников в тундре уже не осталось - и деструкции тундровых экосистем в целом", - приводит отдел пропаганды достижений науки УрО РАН слова Головатина.
По его словам, уже сейчас наблюдается процесс деградации тундрового оленя: если раньше самка весила 50-70 кг, то теперь вес ее едва доходит до 40 кг. "О катастрофических последствиях перевыпаса оленей мы предупреждали еще в 1970-е годы прошлого века, но реакции не было никакой. Ненцы, в отличие от других северных народов, в большей степени замкнуты на оленеводство. Олень для ненца - это все: и пища, и одежда, и обувь, и средство передвижения, и, наконец, деньги, вырученные от продажи пантов, мяса, шкуры. Но, стремясь бесконечно увеличивать оленье поголовье, ненцы подрывают основы своего хозяйственного уклада", - добавил ученый, отметив, что главная проблема состоит в том, как убедить оленеводов в необходимости таких мер.
О вспышке сибирской язвы
В июле-августе опасная инфекция была зафиксирована на Крайнем Севере впервые за 85 лет. Коллектив ученых из Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии установил, что причиной сибирской язвы на Ямале стала аномальная жара, которая держалась на протяжении трех недель. В результате глубина протаивания вечной мерзлоты увеличилась на 10 см, произошла активация старых могильников животных, павших от сибирской язвы, и олени во время каслания (кочевья) заразились спорами язвы, поедая траву.
Вторым фактором распространения инфекции мог стать именно перевыпас. Эксперты отмечают, что в ЯНАО находятся около 60 потенциально опасных "захоронений" животных, погибших от сибирской язвы, поэтому практически вся территория Ямальского района округа небезопасна, из-за чего необходимо ограничить места выпаса. Уже в сентябре власти приняли решение о создании "дорожной карты" по развитию отрасли арктического оленеводства, в которой будут прописаны меры до 2020 года.
Пока решение о сокращении поголовья оленей окончательно не принято, но первые изменения уже внесены в забойную кампанию этой зимы. Планируется увеличить заготовку оленины на 35% - до 3 тыс. т мяса - для этого забойная кампания в этом году была продлена на месяц - до конца января. Так оленеводы смогут дольше сдавать оленей на убой, а поголовье немного сократится. При этом за забоем будут следить ветеринары на всех специализированных пунктах. Для сравнения: в прошлом году на Ямале было заготовлено лишь порядка 2,2 тыс. мяса северного оленя, было забито 70 тыс. животных.
В Ямальском районе округа 25 июля был введен карантин из-за сибирской язвы, погибло более 2,5 тыс. оленей, диагноз подтвердился у 24 жителей ямальской тундры, употреблявших в пищу необработанное мясо оленей. Первого августа скончался 12-летний подросток от кишечной формы болезни. Из очага инфекции были госпитализированы 97 человек, в больнице пока остается один ребенок. По словам губернатора ЯНАО, на ликвидацию последствий вспышки язвы потратили около 1 млрд рублей.
Предыдущий массовый падеж северных животных на Ямале был зафиксирован в январе 2014 года. На полуострове в начале зимы выпало много снега, затем была оттепель. В результате образовался ледяной наст, который не позволил оленям при снежном покрове до 1,2 метра добывать кормовой ягель. Тогда из-за отсутствия корма в оленеводческих хозяйствах погибли около 70 тыс. животных. На данный момент в ЯНАО содержится самое большое одомашненное стадо северных животных в мире - более 700 тыс. оленей, что составляет около 53% общероссийского поголовья и 35% мирового.