Китайская компания продала им уникальные станки, а затем пара освоила технологию и запустила компанию "Ложка плюс". За три года небольшое семейное предприятие стало поставщиком посуды в сети общественного питания и крупные медучреждения, а их приборами пользовался даже бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Влюбились в деревянную ложку
В 2017 году Бутузовы отправились в деловую поездку на юг Китая и на один день заехали в Гонконг.
"Гуляя по городу я захотела пирожное и кофе. Тут же, на улице, муж купил мне тирамису в керамической тарелке. К нему дали разовую деревянную ложечку, в которую мы просто влюбились и даже привезли ее домой. Сейчас я понимаю, что ложка была самая обычная, мы теперь делаем лучше, но тогда она нас очень впечатлила", — рассказывает Елена.
Вернувшись в Россию, Алексей стал обращать внимание на палочки для мороженного и другие одноразовые деревянные предметы. "У мужа образование в сфере лесопереработки, он много работал в этой отрасли, и я видела, как ему это интересно. Купить в России станки для изготовления посуды мы не смогли, но нашли производителя в Китае. После уговоров оборудование нам продали, но никакого технического сопровождения не предоставили, и Алексей сам во всем разбирался. В результате получилась уникальная технология полного цикла — от бревна до готовых кухонных принадлежностей", — говорит Елена.
Алексей отмечает, что ему очень захотелось создавать то, что будет полезно людям, но не навредит природе. "2017 год был объявлен в России Годом экологии, и мы решили, что пришло время для такого проекта. Китайцы только посмеивались: им не хотелось получить конкурентов в России, но они и не верили, что у нас это получится", — вспоминает директор "Ложки плюс".
Одним из первых клиентов молодого предприятия стала сеть пекарен в Санкт-Петербурге, сотрудничество с которой продолжается до сих пор. "Конечно, нам хотелось видеть пользу от нашей работы здесь, в Приморье. Мы с дочерью делали "букеты" из ложек, вилок и размешивателей для напитков, обвязывали их бечевкой и ходили по заведениям — просили администраторов передать нашу продукцию руководству. Тогда откликнулся только фермерский ресторан "Огонек". Они были единственными, кто в нас поверил и стал с нами работать", — отмечает Елена.
Затем Бутузовы стали продавать одноразовую посуду через торговый дом в Москве. Оптовые покупатели из центральной части России заказывают продукцию там, а если делают заказ напрямую, то доставка логистическими компаниями занимает до трех недель. "Никаких проблем не возникает — мы отгружаем посуду контейнерами и небольшими партиями. Сейчас нашей продукцией пользуются в Хабаровском крае, в Сахалинской области, в Новосибирске, Челябинске, Москве и Санкт-Петербурге", — говорит Алексей.
Экологичное производство
Семейное предприятие Бутузовых растет. Производством посуды уже занимаются несколько десятков человек, и штат планируют еще увеличить. В ближайших планах — создание дополнительной линии, которая повысит производство тарелок в три раза, тогда и понадобятся дополнительные рабочие руки. "Алексей сам разработал станок, который нам нужен, — он долго изучал, чертил. Оборудование снова заказывали на китайской фабрике, а там уже сказали: "Спасибо, русский друг, теперь мы будем такие станки делать". Нам приятно, что разработки будут полезны", — говорит Елена.
В Партизанске живет около 30 тысяч человек, это бывший шахтерский город, и предприятий там немного. Большинство сотрудников "Ложки плюс" — женщины. "Многие заняты на отбраковке продукции: отбирать качественные изделия без заноз и шероховатостей могут только женские руки. Всего 30% наших сотрудников — мужчины", — отмечают Бутузовы. Все сотрудники работают на производстве в перчатках, масках и имеют санитарные книжки. На семейном предприятии работает и старший сын Бутузовых Артур. Он студент, до пандемии жил и учился в Китае, а теперь помогает отцу.
Коронавирус, считает Елена, повлиял на отношение потребителей к экологии: во время самоизоляции многие задумались о вреде пластика, его недолговечности. "Первые три года было невероятно трудно предлагать деревянную посуду. Многие люди просто не понимали, зачем им это, если можно купить привычный пластик. В 2020 году случился своего рода перелом", — отмечает она.
Появился и новый запрос от клиентов — сети общественного питания и доставки еды стали просить наборы приборов в индивидуальной упаковке. На предприятии налаживают и это производство, в качестве основного материала решено использовать бумагу.
"Мы сознательно отказываемся от производства глубоких тарелок и стаканчиков, потому что их нельзя сделать непротекающими без клея и химических растворов. А на своем производстве мы используем только экологичные материалы — березу и воду. Наша посуда после использования не требует сложной утилизации, она быстро разлагается и хорошо горит", — говорит Елена. Важным для предпринимателей является и то, что они не только берут у природы, но и возвращают ей — высаживают новые деревья в Партизанском районе.
"Когда мы начинали, то использовали поваленные деревья, которые уже не смогут расти. Брали и те деревья, которые забраковали на лесопилках и лесозаготовительных предприятиях. Сейчас объемы нашего производства выросли и от этого принципа мы отошли", — признает Алексей.
Деревянные преимущества
Одноразовую деревянную посуду из Приморья можно использовать, разогревая еду в микроволновой печи, при этом о такую тарелку нельзя обжечься, а блюдо дольше остается теплым. Сохраняется вкус и естественный запах продуктов. "Я использую наши тарелки, когда жарю рыбу: они впитывают жир, но не пропитываются им насквозь. А еще посуда из березы имеет антибактериальные свойства и пригодна для людей с аллергией на пластик", — отмечает Елена.
Посуду от "Ложки плюс" с 2017 года используют для сервировки на Восточном эконмическом форуме во Владивостоке, благодаря чему она стала известна во многих странах. По словам Бутузовых, бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ во время визита в Приморье пробовал гречневую кашу из деревянной тарелки.
"Ложка плюс" несколько лет сотрудничает с крупной клиникой в Республике Корея, а в начале прошлого года компания отгружала пробные партии посуды для заведений Великобритании, Греции и Испании, начала сертификацию для выхода на рынок Австралии. "В марте из-за пандемии эта работа остановилась, но мы продолжим ее, когда ситуация с коронавирусом нормализуется. Хотя, если в России будет достаточный спрос, будем работать здесь, а не заниматься экспортом", — заключает Алексей.
Ксения Сухих