На пожар вместо отдыха
Добровольческий штаб в Якутске почти каждый день принимает звонки и сообщения от волонтеров из разных регионов России. "В тушении пожаров уже участвуют ребята из Красноярского, Хабаровского краев, Камчатки, Башкирии. Добираются сюда железными дорогами и на самолетах. Один парень из Тольятти приехал в Якутск автостопом — путь занял девять дней. А деньги на проезд ребятам из Красноярского края собирали всем селом", — говорит работница штаба Мария Сабарайкина.
В числе таких добровольцев — инструктор детско-юношеского туризма и педагог дополнительного образования Валентина Косова. Она приехала в Якутию с Камчатки. Признается, что раньше в тушении пожаров не участвовала. "Есть опыт волонтерства и с людьми, и с животными. Работала директором в приюте для животных", — говорит она.
Полгода назад Валентина запланировала путешествие по Дальнему Востоку. "Ходила на озеро Джека Лондона и пик Абориген (в Магаданской области — прим. ТАСС). По плану также были Ленские столбы (природный памятник в Якутии — прим. ТАСС). <…> Потом я подумала, какие могут быть сейчас Ленские столбы. Могу выделить неделю на тушение пожаров, — рассказывает волонтер. — Я здесь сразу сказала, что договор на меня составлять не нужно, что деньги мне не нужны".
Специалист по охране труда из Новосибирской области Александр Сухов принимает участие в тушении огня с 2018 года, когда в Сибири случились большие пожары. Тогда экоактивисты и неравнодушные граждане из Томской и Новосибирской областей создали инициативную группу для борьбы со стихией.
"Многие в соцсетях спрашивают, почему в Якутии не тушат пожары. Это не так. Рядом с нами работали ребята из Авиалесоохраны Читы и Йошкар-Олы. Другое дело, что сил, конечно, не хватало, — говорит он. — В Якутии полтора месяца не было дождей. Даже мох, который должен быть влажным, разваливается как труха — он превращается в порох, что уж говорить о лесах. <…> Когда работаешь в тайге, особенно заметны изменения климата".
Главное — быть рядом
Основное при тушении пожаров — это взаимовыручка и соблюдение элементарной техники безопасности, считает житель Чебоксар, строитель Илья Обносов. Он участвовал в тушении крупного пожара на границе Чурапчинского и Мегино-Кангаласского районов Якутии. Группа добровольцев проводила встречный отжиг леса, чтобы защитить от огня село. "Основное правило — быть вместе, в пределах не более пяти метров друг от друга. Когда дерево роняешь, обязательно предупреждаешь остальных", — объясняет доброволец.
Дизайнер Олеся Волкова из Волгограда — доброволец со стажем. Уже два года она состоит в противопожарном движении. В этом году побывала на тушении огня не только в Якутии, но и в Карелии, Хакасии и на Урале. "Каждый день я что-то делаю, чтобы помочь в борьбе с лесными пожарами. Если я не на пожаре, то пишу какой-нибудь рассказ, который, по моему мнению, тронет сердца людей, рисую противопожарные плакаты", — рассказывает активист.
Она признается, что самое сложное при тушении пожаров в Якутии — это постоянный дым. "Дым в Якутии — это очень яркое впечатление лета. Я привыкла, что после пожара ты можешь подышать свежим воздухом, но здесь, к сожалению, это не так, — говорит Олеся. — Я совру, что мне совсем легко и не страшно на пожарах. Страшно, когда ты не знаешь, как это работает, как обходить пожары. Но я прошла качественное обучение и контролирую страх. Пока меня радует, что у меня получается".
"Всегда должны быть холодный ум, сердце. Главное — соблюдать правила. Нужно очень внимательно слушать инструктора. Частые случаи — ожоги, отравления газами, можно провалиться в торф. Много медведей, которые мигрируют из-за пожаров", — перечисляет Косова основные опасности.
Инструктор Василий Пуляевский проводит занятия по технике безопасности в общественном добровольческом центре. "В обязанностях руководителя тушения пожаров — построить такую тактику тушения, чтобы его группа не попала в кольцо огня", — говорит инструктор.
Сводный отряд
В начале июля в Якутии работал сводный отряд пожарных под эгидой Greenpeace и Минприроды России. Добровольцы из разных регионов России боролись с огнем на территории национального парка "Ленские столбы".
"Этот пожар был достаточно сложным из-за крутого рельефа. Лес был поврежден шелкопрядом и очень сухой. Пожар быстро продвигался. За несколько дней он вырос с 200 гектаров до тысячи. Мы долго летели к нему на вертолете, наблюдая с высоты огромные столбы дыма над тайгой", — вспоминает Юлия Петренко из красноярской общественной организации "Люди леса".
В результате удалось остановить распространение огня на основную территорию парка. "После прибытия Авиалесоохраны пожар был локализован минеральной полосой. На тот момент это был единственный локализованный пожар в национальном парке "Ленские столбы", — отмечает она.
Помимо тушения пожаров отряд занимался беспилотной разведкой с помощью дронов, которая очень полезна в борьбе с огнем.
Все участники сводного отряда прошли обучение. "Очень важен обмен опытом между представителями разных регионов. Знания, собранные при тушении огня в разных природных условиях, на разном ландшафте, помогают в работе, позволяют не допускать ошибок и быстрее добиваться результата", — считает волонтер.
Работает сводный отряд безвозмездно. Его участники берут отпуска на работе. Один из членов отряда даже оформил отгул "по семейным обстоятельствам".
Дмитрий Осипов