22 марта 2022, 05:15
Статья

Часть культурного кода. Как ростовский оружейник создает уникальные казачьи шашки

Небольшая промзона в Ростове-на-Дону. Рядом крупный гипермаркет, одно из старейших в городе кладбищ и парк с памятниками ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и добровольцам, вставшим в 2014 году на защиту Донбасса. Здесь мы встретились с Тарасом Шевченко. Как и знаменитый тезка, он художник, но не поэт и не писатель. Ростовский Шевченко выбрал для себя другое творческое ремесло — изготовление исторического холодного оружия

Часть культурного кода. Как ростовский оружейник создает уникальные казачьи шашки
Тарас Шевченко

Мастерская

Маленькое помещение, украшенное несколькими картинами мастера. Чувствуется, что работа здесь кипит чуть ли не круглыми сутками. Инструмент часто в деле, не лежит, аккуратно сложенный в ящики, покрываясь ржавчиной. На стене и на столе несколько шашек, над которыми оружейник работает прямо сейчас.

"Мне всегда нравилось работать руками, с самого детства. Кружки посещал разные, а потом оказалось, что назад дороги нет, — говорит Шевченко. — В какой-то момент захотел себе шашку. Конечно, можно было ее купить, но все, что тогда продавалось, меня не устраивало. Решил сделать ее сам".

Первая шашка получилась "странноватой", признается мастер с улыбкой. Вскоре не устроила и она. "Захотелось сделать еще лучше. Начал изучать, смотреть книги, ходить в музеи. Постепенно все это переросло в то, что есть", — рассказывает Тарас.

Шевченко делает не только шашки, но и казачьи нагайки. Это направление началось со спора с одним из друзей. "Захотели мы себе нагайки. Говорю: сам сплету. Макс не поверил и проспорил, — вспоминает мастер. — Как это часто бывает, нужные люди, которые бы подсказали, оказались рядом, даже не пришлось их как-то искать. Сами появлялись по жизни. Для меня это необъяснимая вещь".

Культурный код

Шашки давно утратили свое военное значение, сегодня с ними не ходят в бой. "Это стало не столько оружием, которое спасает жизнь человеку, как это было в XIX — начале XX века. Это некий символ, который относит человека к его культуре, корням, не дает забыть, кто он такой, — рассуждает оружейник. — У кого-то есть тяга к тому, чтобы деньги считать, а у нас — к оружию и воинскому искусству. Наверное, это такой культурный код".

Многие из тех, кто сегодня заказывает шашки, хотят таким образом сохранить память о своих дедах и прадедах, о том, кем они были. "Люди видят вещь, и у них начинается дрожь. Они понимают, что в этом часть их, то, что связывает их с предками и что можно передать своим потомкам".

Говоря о заказчиках, Шевченко отмечает, что какого-то обобщенного образа у тех, кто к нему обращается, нет. "Очень разные люди, независимо от достатка или образования. Это может быть и обычный строитель, и банкир, олигарх. Тут угадать невозможно. Все-таки что-то внутри у них есть, что их объединяет".

Возможность для творчества

Любая шашка, говорит оружейник, начинается с заказа. "Возможно, из-за того, что у меня есть художественное образование и образное мышление, я вижу человека, и у меня рождается образ этой шашки, какой она будет, какой будет ручка, ножны и так далее", — уточняет мастер.

Чаще всего заказчик и сам знает, как должна выглядеть его шашка. "Человек приходит и говорит, что хочет так и не иначе. Как правило, это очень подкованные в исторических вопросах люди. Они действительно знают, как было и как должно быть", — говорит Шевченко. Таких клиентов у него большинство.

Есть и другие. "Они обращаются ко мне, как к художнику за портретом. Сейчас стало появляться больше людей, которые доверяются мастеру, и тут, конечно, есть большой полет для творчества", — отмечает оружейник.

В своих самых новых работах Шевченко опробовал нанесение на клинок и прибор шашки (металлические элементы рукояти и ножен) стилизованные изображения животных. "По мне, это интереснее. Можно сделать традиционную хорошую вещь, но, смотря на нее, ты не увидишь мастера и владельца. Заказы, в которых не было жесткого техзадания, я все очень хорошо помню. Для меня они самые любимые", — говорит мастер.

Традиционный подход

Работа оружейника, занимающегося изготовлением клинкового оружия, мало изменилась за 100−150 лет. В арсенале мастера все те же инструменты, что и в XIX веке.

"Конечно, сейчас много чего делают, и лазером гравируют. Но мне ближе аутентичные подходы и инструменты. Это все равно что картину написать масляными красками, а не распечатать в типографии. За сто лет материалы не изменились — кисточка, краски, холст", — говорит Шевченко.

На столе лежит шашка XIX века из частной коллекции. "Сейчас занимаюсь реставрацией гравировки, "травлю" орла и вензель императора Александра III. Прошло много времени, изображение почти вытерлось, надо восстановить", — говорит оружейник.

Совсем недавно из мастерской уехали к счастливому обладателю шашки известных кавказских оружейников Османа Омарова и Гузуна Гузунова, на которых тоже нужно было восстановить гравировки.

Но реставрация — не самое любимое занятие, признается мастер. Изготовить оружие с нуля своими руками куда более интересно.

Оружейное искусство

В основе работы — изучение реальных исторических образцов оружия. Знания о технологии изготовления клинков и их украшении Шевченко черпает, изучая старинные шашки. "Я смотрю на предмет и вижу, как это было сделано, как это можно сделать, что можно сделать лучше, — говорит оружейник. — Когда ты держишь шашку в руках, есть возможность проанализировать и понять, как и почему человек это сделал".

К книгам об оружии он относится сдержанно. "Там больше про то, что жили народы в таких-то местах и делали шашки. Технические детали чаще всего опускаются. Когда смотрю на рукоять, на травление, я вижу не так, как это описано, а почему линия дрожащая, например. Мастеру было не удобно, скорее всего, это делалось на весу. В книгах этого нет", — объясняет мастер.

Ориентиром для него являются шашки известных оружейников — Ивана Бушуева из Златоуста, Гузуна Гузунова, Гаджи Мудунова, Османа Омарова с Кавказа. "Это серьезные мастерские, в которых заказывали шашки только офицеры. Ты смотришь на эту шашку: на первый взгляд тот же орнамент, который на всех, но, даже не глядя на клеймо, понимаешь, что это сделал Гузунов, например", — говорит Шевченко.

К такому уровню мастерства в своей работе стремится и сам оружейник. "Нет сегодня потребности просто сделать шашку. Этот предмет утратил военное значение и стал частью культуры и, соответственно, произведением искусства. Неважно, кто ты по профессии, кем бы ты ни работал, нужно подходить к работе творчески, чтобы ты был узнаваемым. Намного интереснее будет жить", — убежден оружейник.

Людская слава

Шевченко не понимает, зачем многие люди просто так стремятся к известности и славе. "Чтобы о тебе просто узнали, достаточно голым по улице побегать. Весь Ростов о тебе будет говорить на следующий день", — шутит Шевченко.

Ремесло он сравнивает со спортом, где высшим достижением является победа на Олимпиаде, а смысл жизни мастера видит в том, чтобы прыгнуть выше и дальше.

"Это не самолюбование, а стимул работать. Мой смысл — научиться делать лучше, чем известные оружейники, — говорит Шевченко. — Хочется, чтобы прошло какое-то время и в музейном зале XX–XXI веков рядом с признанными мастерами появились и мои предметы. Так и надо делать".

Максим Тищенко