"Лунтик, сидеть! — встречает на пороге дома хозяин Евгений Агафонов, удерживая мохнатого щенка маламута, который, наверное, рад гостям больше всех. — Проходите, проходите скорее, а то запачкает".
Не такой дом, как у всех
Новый дом Агафоновых — с краю деревни. Дорога к нему от деревенской остановки, куда несколько раз в день приходит рейсовый "ПАЗик" из Игры, занимает минут 10 и ведет вдоль типичных деревенских изб. А у них — совсем другой, непохожий, современный. В доме, как полагается — с чаем и тортом — встречают жена Екатерина и двое детей: 6-летний Владислав и 2-летняя Милена.
25-летний Евгений работает трактористом в местном сельхозпредприятии, который по привычке называет колхозом. "Год до армии работал. И после армии уже 6 лет. Все в одной организации", — говорит он.
И, как оказалось, в его семье это целая династия по отцовской линии: все, вплоть да прадеда, также работали в поле на тракторе. "Родители у меня тоже тут всю жизнь жили. И в сельском хозяйстве работают. Отец и сейчас продолжает", — говорит Евгений.
На вопросы, пойдет ли сын по его стопам, смеется: "Сколько можно? Пора хоть одному профессию поменять". Екатерина подхватывает: "Пусть в городе живет. Профессию выберет какую-нибудь. Муж по себе знает, насколько тяжелая его работа. Особенно летом, в жару, в поле".
Евгений согласно кивает и рассказывает, что летом температура в кабине доходит до 40 градусов. "Нарочно меряли. И сидишь целый день! Отцу, например, особенно тяжело. Молодым еще легче, а взрослым…".
Екатерина работает тут же. Рассказывает, что прошлом году отучилась в Ижевске на осеменатора и уже год трудится в этой сфере. "Отправляли учиться именно из этой организации. Была необходимость, потому что некому работать", — говорит девушка. Большая часть молодежи уезжает из села. "Руки пачкать бояться. Не тянет их сюда, в колхоз наш", — говорит Евгений.
Жилищный вопрос
Устранять нехватку кадров и привлекать в села молодежь власти Удмуртии пробуют, решая жилищный вопрое. В рамках государственной программы по комплексному развитию сельских территорий в республике начали строить дома, которые предоставляются работникам агропромышленного комплекса в социальный найм. Средства из федерального и регионального бюджетов покрывают 80% затрат на строительство, еще 20% финансируют муниципалитет и работодатель. В 2021 году по программе было построено 15 домов в трех районах республики. Агафоновы оказались одними из первых, кто смог ею воспользоваться.
"Изначально мы жили с родителями мужа, жили вдевятером, было тесно, квадратных метров не хватало. В эту программу попали первыми. Администрация выделила участок, министерство сельского хозяйства и наш руководитель выделили деньги. Сами мы бы, конечно, не построили дом. А так через пять лет только 10% от суммы сметы выплатим", — говорит Екатерина.
По условиям договора, семья сможет приобрести дом в собственность по цене, не превышающей 10% расчетной стоимости строительства жилья. Агафоновы признаются, что и такая сумма для них существенная, для ее выплаты планируют воспользоваться материнским капиталом.
Екатерина с гордостью рассказывает, что проект дома, количество комнат, а их в доме четыре, выбирали сами. Даже обои — с мультяшными "Тачками" для сына и волшебными единорогами для дочери. "Ремонт нам полностью сделали. Мы только мебель купили", — говорит хозяйка.
Сейчас признается, что с недоверием отнеслись, когда им предложили поучаствовать в программе. "Думала, не сделают все равно. Поверили, когда началась стройка. И так все быстро произошло. В июне начали, а в декабре уже готов был дом", — говорит Екатерина.
Рассказывает, что первое время скучали по большой семье, оставшейся в доме родителей. "Непривычно было, особенно детям. Просились все домой, то есть туда, где жили, — поправляется девушка, — К бабушкам, дедушкам. В начале очень скучно было". Смеясь, рассказывает, что и кошки, которых перевезли с собой, привыкли не сразу. "Одна убежала, целый день искали, только вечером вернулась".
Еще Екатерине пришлось привыкать к пути на работу, который теперь занимает больше времени. "До другого конца деревни теперь надо ходить, раньше-то рядом жили. А сейчас каждое утро иду к 7", — говорит девушка.
Каждое утро перед работой она заходит к родителям, где пока остался домашний скот. "У нас там осталась корова и поросята. Были еще телята, но продали. Идем, кормим перед работой. И сама корову дою, — рассказывает Екатерина. — А что тут удивительного? Мама моя дояркой была, с детства с ней ходила, за животными смотрела". Хлев на своем новом участке Агафоновы планируют построить летом.
Баня мечты
Летом семья планирует осуществить еще одну, пожалуй, главную мечту — построить баню. Этого, по признанию, сейчас не хватает больше всего. В деревне баня есть у всех, без нее своей жизни Агафоновы не представляют.
"Планируем за один сезон и хлев, и баню, и забора вот еще у нас нет. Все сами будем делать. Но и то, осенью, наверное, будем строить. Муж работает летом. А осенью-то работы не особо в поле. Тогда можно уже будет выходной держать", — говорит Екатерина.
"После работы буду строить, родители помогут", — подтверждает муж. Деньги на строительство уже отложены — с продажи тех самых телят, которых держали, еще живя у родителей.
А как же отдых? "Отпуска у нас есть. Но муж в отпуске чаще всего работает, деньги зарабатывает. Да и я работаю. Планов куда-то поехать нет. Будем отдыхать дома, на грядках", — смеется девушка. И кажется, что отпуск на море или в санатории им действительно не нужен — ни малейшей фальши в словах не слышно.
Екатерина рассказывает, что свободное время, которого в деревне так немного, чаще проводят именно в кругу семьи. Новый год справляли только с родителями и детьми. "Кто-то ездит в ту же Игру. А нам не надо, мы дома любим быть", — улыбается девушка.
Деревню они ни на что не поменяют, в один голос утверждают Агафоновы. "Я в квартирах городских не люблю жить, — говорит Екатерина. — Тут вышел на улицу, как хорошо летом. Огород большой. Сажаем картошку, капусту, морковь, свеклу, лук. Делаю сама заготовки: огурцы, компоты, варенье. Но немного, времени нет. Зимой дома сидим, снег чистим, дрова пилим. Заняться всегда есть чем".
Все же признают, что они скорее исключение из правила. ""Детей в деревне сейчас мало, значит, и молодых нету тут. Сын в этом году в школу идет, семь человек в классе. Мало это", — говорит Екатерина.
"Я когда учился, 14 человек было. 4 мальчика и 10 девочек. Каждый год меньше и меньше", — отмечает Евгений.
Отдать сына в первый класс, обустроить участок, завести скот на новом месте — эти мечты и цели семья Агафоновых будет воплощать, уже живя в новом доме. А тем временем счастливых обладателей своего жилья уже в этом году станет больше. В Удмуртии планируется построить еще 36 домов в Алнашском, Дебесском, Завьяловском, Кезском, Киясовском и Селтинском районах.
Оксана Сотник