11 апреля, 12:10
Статья

"Социальный лифт для талантливой молодежи". На Кубани открыли первый академический лицей

Бассейн, теннисные корты, учебные лаборатории и творческие студии — это лишь малая часть того, чем оснащен новый академический лицей в городе Усть-Лабинске Краснодарского края. Учебное заведение, по словам его создателей, задумано как социальный лифт для талантливой молодежи со всей России. Церемония открытия лицея, созданного при поддержке фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело", прошла 8 апреля

"Социальный лифт для талантливой молодежи". На Кубани открыли первый академический лицей

"Я вырос здесь недалеко, 30 км отсюда, тогда это был не город, это была станица, постепенно превратилась станица в центр науки для нашего Южного федерального округа. Я не скрываю своего восторга, потому что я ничего подобного не ожидал. У нас в округе ничего подобного нет, кроме "Сириуса", но "Сириус" создавала вся страна, а этот лицей начинал создавать и продолжает один человек — промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска", — сказал в ходе церемонии открытия полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов.

Полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов, основатель Фонда "Вольное Дело" Олег Дерипаска и ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев во время церемонии открытия лицея отметил, что системный подход к образованию имеет важное значение, особенно когда необходимо отобрать одаренную молодежь для развития высокотехнологичных производств в РФ.

"Вот такой храм знаний — это стратегическая точка роста. Талантливая молодежь должна раскрыться, превратиться в прикладной результат для отрасли экономики. Главное сегодня — не просто найти одаренную молодежь, она должна быть мыслящей молодежью, умеющей принимать решения, в том числе в условиях сегодняшних вызовов. Мы должны говорить о системе: если мы говорим, что мир, который нас окружает, становится все больше высокотехнологичным, таким высокотехнологичным его делают люди. Они в России есть, вот эти мальчишки и девчонки, но вот селекционных станций, которые их бы находили, не теряли и доводили в том числе до результата, к сожалению, нет — это сегодня, безусловно, проблема", — заявил Кондратьев.

Занятия в лицее начались в январе 2022 года. До этого лицеисты учились на базе школы №2 Усть-Лабинска по образовательной программе лицея.

Жить и учиться

Площадь комплекса составляет более 27 тыс. квадратных метров. На территории есть все, что может понадобиться для комфортного обучения, — от лабораторий до творческих мастерских. Все рассчитано на прием 475 учеников. На данный момент прошли сложный конкурсный отбор и зачислены три первых потока — 120 лицеистов.

"Площадь парковой территории вокруг школы — 45 га, но и этого мало. У нас будет еще дополнительно парк, еще будет гостиница. Мы хоть и готовим научные кадры, но наша задача — вырастить гармоничную и не однобокую личность, поэтому дети будут заниматься дополнительным образованием: шахматы, единоборства, мы будем делать команду пловцов, спорта будет много.

И творческая составляющая будет присутствовать: это и музыкальные классы, и оркестр какой-нибудь создадим, это и танцевальная студия, станки балетные у нас уже стоят, это и архитектура, и дизайн, и изобразительное искусство — любое выражение творчества будет не просто приветствоваться, дети будут побуждаться к нему", — сообщил ТАСС директор лицея Андрей Гладилин.

Он пояснил, что 29 апреля будет проходить единый экзаменационный день в России для приема учащихся в лицей, тестирование будет проводиться в онлайн-формате.

Помимо образовательной части, много внимания уделено спортивной составляющей. Кроме спортивного зала, воспитанники смогут посетить большой 25-метровый бассейн, а на улице — поиграть в большой теннис или позаниматься на тренажерах.

"Фундаментальная наука требует фундаментального подхода. В архитектуру лицея заложены принципы классической архитектуры: мы вдохновлялись произведениями великого ученого — инженера, ювелира, скульптора Филиппо Брунеллески, который в XIV веке творил. Здесь все подчинено осевому построению пространств", — рассказывает главный архитектор Сергей Шведов.

Здание "Первого университетского лицея им. Н.И. Лобачевского"

Он пояснил, что за главным входом учеников и учителей встречает мраморная лестница, по периметру высажены газоны и кубические кустарники, композицию завершает футбольное поле.

Нестандартное мышление

По словам создателей лицея, он станет частью новой инфраструктуры юга России и одним из первых шагов на пути создания в регионе научно-технологического кластера с упором на биотехнологии. Это особенно актуально в Краснодарском крае — одном из основных агропромышленных регионов в России.

"Это наш долг — развивать край, нашу родину. Все меняется, мир не стоит на месте, те изменения, которые за последние 20 лет произошли, безусловно, помогут людям развиваться быстрее. Важно, чтобы мы здесь для жителей не только Усть-Лабинска, края, но и юга могли создать такой механизм, что если ты талантливый и готов тратить по 15−16 часов в сутки на свое развитие, то результат ты получишь", — заявил промышленник и общественный деятель Олег Дерипаска.

Он отметил, что родители, которые будут отдавать в лицей своих детей, фактически будут инвестировать в их будущее.

Готовить будущих специалистов здесь будут совместно с Московским государственным университетом. Как отмечают преподаватели, выпустить из лицея планируется специалистов нового типа — с фундаментальным естественно-научным образованием, но в то же время с нестандартным и нешаблонным мышлением.

Елена Серова во время презентации созданной учениками гидропонной установки с автоматизированной системой управления

"Лицей носит имя великого математика Лобачевского; сочетание смелости и фундаментального взгляда на науку позволило этому гению определить дальнейшее развитие науки, ваш лицей должен с честью носить это имя. Мы иногда, более взрослое поколение, говорим, что нами впервые в мире было достигнуто: мы первые запустили спутник, первые послали человека в космос, мы лидировали в освоении этого небывалого пространства, сделали очень много в машиностроении, были лидерами, обеспечили преимущество в технологиях. На чем это было основано? На уникальном системном образовании, которое существовало, это была система фундаментального образования. Сейчас все громче и громче мы заявляем, что надо вернуть эту фундаментальность", — заявил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

В ходе церемонии открытия он подарил лицею учебники и научные пособия из библиотеки МГУ.

В отличие от обычной школы, лицеистов ждет расширенная программа обучения. Среди направлений подготовки — новая ядерная энергетика, хранение энергии, космос и астрофизика, новые материалы, биотехнологии и искусственный интеллект. Помимо основного учебного плана, ученикам будут доступны междисциплинарные курсы, дополнительное образование и возможности ранней профориентации, а в обучении учитываются личные особенности, интересы и способности учеников.

"Тут скорее не привить, а развить нестандартность мышления, потому что она либо есть, либо ее нет. Мы стараемся развивать то, что в самих детях заложено. Я бы сказал, что в этих детях какой-то необъятный потенциал скрыт. Мы свою деятельность ведем начиная с седьмого класса, учим детей. То есть первые шесть классов эти дети учатся в обычных школах, потом понимают, что им там неинтересно, скучно и хочется еще что-то изучить, и они попадают к нам", — сообщил Александр Тепанов, старший учитель химии.

Будущие ученые и аграрии

Ученики лицея, с которыми мы пообщались, также выразили желание попасть в научную элиту страны. Например, один из них рассказал, что хочет овладеть профессиями, связанными с химией и биологией, в изучении которых у него уже есть успехи.

"Учиться нелегко, в отличие от других школ, потому что программа сложнее, график напряженный, и он уменьшаться не будет, этот поток знаний. В целом знаний получаешь здесь намного больше, и учителя совсем другие, не как в других школах", — рассказал ученик седьмого класса Кирилл Горбатенко.

Он отметил, что пока не определился с выбором будущей специальности, однако сейчас больше склоняется к исследованиям на стыке химии и биологии.​

"Краснодарский край обладает огромным потенциалом для развития инновационных технологий в агропромышленной отрасли, в том числе геномной селекции в животноводстве и растениеводстве, глубокой переработке сельхозпродукции, производстве экологичных кормов и продуктов питания, а также повышения плодородности почвы, что приобретает особенную важность в связи с климатическими изменениями и уменьшением площади пахотных земель", — отмечают представители лицея.

Валерий Стурит, Елена Задворная