4 августа 2022, 05:15
Статья

Когда-то кировчанка Екатерина Матанцева, сидя на собственной кухне с малышом на руках, создала производство натуральной косметики и бытовой (не)химии, из которого постепенно вырос настоящий экозавод. За 13 лет Екатерина и ее команда вывели на рынок 600 новых продуктов, освоили экспорт, в пандемию нарастили объемы продаж, а после введения антироссийских санкций засадили кировские поля ромашками и васильками, чтобы решить вопрос с сырьем

Сотрудница завода взвешивает сырье для производства крема. Личный архив Екатерины Матанцевой
Сотрудница завода взвешивает сырье для производства крема

— Иногда, когда я очень устала и практически умираю, я разрешаю себе лежать два дня и ничего не делать, но полежу 15 минут и что-то придумываю. А когда я что-то придумываю, внутри рождается энергия творца, и можно не есть, не пить, жить этой энергией, реализовывать свою идею и вовлекать в это людей.

Пожалуй, эти слова полностью характеризуют Екатерину Матанцеву, знающую "в лицо" 10 тыс. растительных ингредиентов, из которых можно создавать шампуни, кремы от морщин, цветочные воды и вообще много чего. Еще она верит, что ее "экоребенок" поможет сдержать экологическую катастрофу. Но даже если спасти огромный мир небольшому заводу не под силу, это не значит, что не стоит пытаться.

В тихом-тихом городе

2009 год. В тихом Кирове на кухне своей квартиры молодая мама Екатерина Матанцева варит мыло для маленького сынишки. Вообще-то Екатерина — экономист по образованию, лучше всего она умеет анализировать, систематизировать и оптимизировать. Но сейчас она в декрете и колдует на кухне над своей первой косметикой.

Мыло Екатерина хочет сделать натуральным, абсолютно безопасным для малыша и при этом эстетичным — в общем, идеальным. Такого мыла в Кирове она не нашла, как и в целом косметики и бытовой химии без продуктов нефтепереработки в составе.

Катя часто думает, как прекрасно было бы наносить на кожу натуральные и абсолютно безопасные "кремушки" и масла, а белье стирать средством без "отравляющей химии".

В 2009-м Катя не знала, что ее деятельность будет постепенно разрастаться: совсем скоро она создаст первые партии мыла и продаст их знакомым. Еще через некоторое время поймет: если экологичные продукты нужны им, то и другим мамам они тоже нужны. Из декрета обратно на работу она не выйдет, а начнет создавать бизнес по производству экокосметики.

Действуй как муха

Год 2022. Мир уже несколько лет существует в условиях пандемии, Россия — под санкциями, бизнес вновь пытается выкарабкаться из кризиса.

— Если поставить две банки на бок, направить донышком к источнику света и запустить в одну банку пчелу, а в другую — муху, как думаете, кто найдет выход и выживет — умная пчела или глупая муха? — спрашивает Екатерина сотрудников отдела контроля качества, хитро улыбаясь. — Пчела знает, где свет, будет биться в донышко и умрет там, а муха начнет делать тысячу хаотичных движений и однажды случайно вылетит. В кризис нельзя быть умным, нужно быть гибким, как муха, и не сдаваться, пока как минимум 50 раз по-разному не попытаешься решить проблему. И мы сейчас как эта муха.

Принцип "50 попыток" Екатерина проверила на личном опыте. Это сейчас она успешная бизнес-леди, мама двоих детей, победительница областных и федеральных предпринимательских конкурсов и желанный гость на профессиональных форумах и в СМИ. На ее заводе, в офисе компании в "Москва-Сити" и собственной RND-лаборатории трудится 120 человек, а бытовая (не)химия и флакончики с ароматными гидролатами, кремами и эмульсиями разлетаются по всей России, в страны СНГ, Литву, Латвию, Арабские Эмираты и США. Но за 13 лет, пока Екатерина сама росла как предприниматель и "растила" бизнес, она столько раз переживала неудачи и потери, что страстей хватило бы на захватывающий фильм.

Гонка на выживание

Когда однажды Катя решила, что домашняя мини-фабрика по производству мыла — не ее путь, она пришла с идеей завода экокосметики к своей семье и попросила помощи. Мама Кати в затею поверила — уволилась с должности вице-президента крупной компании и стала соучредителем новой фирмы, папа взял на себя инженерные решения, а муж дал 20 тыс. рублей на сырье. Мама и дочь воспользовались поддержкой от центра занятости (немногим более 100 тыс. рублей) и организовали производство мыла, шампуней, средства для ванн и гелей для душа в 30 кв. м арендованного помещения.

Через некоторое время Екатерина с помощью зарубежных специалистов разработала формулы для кремов для лица, наладила и их производство, стала ездить в Москву на экомаркеты и постепенно осваивать столичный рынок, наладила продажи через сайт бренда, договаривалась с дистрибьюторами.

Несколько первых лет бизнес-детище Екатерины не приносило прибыли, с мужем Катя развелась, вместе с мамой брала потребительские кредиты и оборудование в лизинг, чтобы расширить производство.

— Никому не пожелаю прожить опыт, который прожила я, — говорит Екатерина Матанцева. — У меня было очень много кредитов, я в один день шла одновременно в три банка, а потом каждый день просыпалась с мыслью: где взять деньги, чтобы платить кредиты и зарплату. Это была гонка на выживание.

Екатерина ошиблась в самом начале, она искренне думала, что ее продукт обязательно найдет покупателя, но его не было.

— Я стала подходить в магазинах к людям, которые изучают этикетки, и прислушиваться. Я же думала, что они состав читают, как я с детства, а они высчитывали по граммам объем продукта, чтобы сравнить, какой выгоднее купить. Люди не хотят покупать натуральный продукт, они не хотят знать, что на самом деле покупают, потому что так проще.

Российский рынок экокосметики с тех пор сильно изменился и вырос, росло и производство Матанцевой. В 2012 году проект кировской предпринимательницы победил в конкурсе фонда "Наше будущее", и компания получила 5-миллионный беспроцентный заем на пять лет на оборудование для выпуска новой линейки продукции.

Это должно было помочь решить финансовые проблемы, но подвел подрядчик: оборудование пришло с опозданием, да к тому же оказалось ржавым, так что новую линейку пришлось выпускать на старом производстве.

Принцип "50 попыток", отчаянная любовь к делу, уверенность мамы и активность по привлечению всевозможных грантов все же помогли производству встать на ноги. Компания получила премию "Лучший семейный бизнес", Екатерина стала лучшим молодым предпринимателем Кировской области, а ее проект вошел в число 12 победителей проводимой ООН международной программы "Экология без границ".

Так экопродукция из тихого Кирова осваивала новые рынки, пробивалась в крупные сети, нацеливалась на экспорт, производство работало уже не на 30, а на 4,5 тыс. "квадратов", а к концу года Екатерина планирует дополнительно открыть производство на 20 тыс. кв. м.

Большой котел пенного

— У нас сегодня варится пена для ванн. Пойдемте, познакомлю вас с Машей. Она начальник производства и добрейшей души человек. — Екатерина представляет улыбчивую девушку.

Наряжаемся в шапочки, белые халаты и бахилы и следуем за обаятельной Марией. Пахнет сладостью. В лаборатории барышни выверяют дозировки, смешивают что-то в баночках и пристально разглядывают. В производственных помещениях в больших котлах бурлит будущая пена для ванн, в цехе упаковки стройными рядами стоят коробки, бесконечные вереницы флакончиков, стеллажи с рулонами этикеток. За 13 лет компания вывела на рынок около 600 продуктов, в составе которых, как говорит Екатерина, только натуральные компоненты.

— Я знаю более 10 тыс. растительных ингредиентов, которые можно использовать для органической косметики и экологичной бытовой химии. Мы сами разрабатываем сложную продукцию и даже консерванты используем натуральные. Продукты сертифицируются по международной системе сертификации натуральной и органической косметики Cosmos Organic компанией Ecocert Greenlife, проверяется все — сырье, упаковка, — уточняет Матанцева.

Сертификация — предмет ее особой гордости. Удовольствие это дорогое и хлопотное, но именно сертификат подтверждает, что в продуктах нет химических консервантов, а в процессе выращивания сырья не применялись пестициды. Все это помогает выстраивать маркетинговую политику и в конечном итоге успешно продавать продукцию.

Пятилетка за два месяца

— Спрос на нашу продукцию за пандемию вырос: в один год на 20%, в другой — на 40%, при этом я была в декрете и работала удаленно, так что мы могли бы и лучше. Дело в том, что, когда возникают такие "страхи выживания", людям хочется опираться на что-то безопасное, а из-за стресса начинают страдать гормональная, иммунная системы, возникают аллергические реакции, и люди присматриваются к экологичной бытовой химии и косметике, — поясняет Екатерина.

Санкции, которые вслед за пандемией обрушились на Россию, с одной стороны, подогрели спрос: был период, когда люди покупали по три-четыре литра косметики, как будто косметики в России больше вообще никогда не будет.

Параллельно начались проблемы с поставщиками — часть из них отказалась от сотрудничества, остальные требовали предоплату или поднимали цены. Пока курс доллара нервно скакал, а общая истерия множилась, Екатерина пересматривала закупки, перешла на китайское сырье, отказалась от европейских посредников и в итоге даже сэкономила.

— Из 2 тыс. компонентов 1,5 тыс. нужно было заменить аналогами. Я знаю, что часть европейских компаний брали в Китае компоненты и просто смешивали их. Но я же тоже так могу! — смеется Екатерина. — Так зачем мне покупать втридорога. Вообще этот кризис уникален: когда возникло сразу несколько барьеров, включилось креативное мышление, и мы сразу стали очень умными и за два месяца сделали то, чего не могли сделать несколько лет.

Пришло время так же вдохнуть новую жизнь в давний проект по производству сырья. Еще несколько лет назад компания приобрела поля под Кировом, где планировали выращивать травы. В этом году здесь поспевает урожай ромашки, васильков, мяты, мелиссы, амаранта, черного тмина, пшеницы, шиповника и много чего еще. Екатерина хочет, чтобы 80% растительных масел в составе косметики были собственного производства.

— И эмульгаторы будут нашего производства. Более того, сейчас разрабатываем технологию получения ПАВ (поверхностно-активные вещества, содержащиеся практически во всех моющих и чистящих средствах, а также в косметике — прим. ТАСС) из овса, пшеницы, гороха и рапса — всего, что растет в России, — делится планами Екатерина, добавив, что таким образом вне зависимости от любых санкций ее производство выживет за счет собственных технологий и сырья.

Война скотчу и пленке

Сложные задачи — это отдельная страсть Екатерины Матанцевой. Как, например, убедить далеких от экоактивизма людей использовать безопасную бытовую "нехимию", сортировать мусор и отказаться от натурального меха? Екатерина искала ответ несколько лет, но в итоге нашла: самой стать примером для людей.

— Я в первые годы удивлялась: почему люди не вовлекаются, я же так много рассказываю об экологичных продуктах, о вреде "химии"? А потом меня осенило: я выглядела не очень обеспеченно, все свободные деньги вкладывала в бизнес и жила очень скромно. А надо выглядеть стильно, чтобы после выступления в вузе студенты сами спрашивали: "Как вы так живете?" — и вдохновлялись.

А еще нужно построить вдохновляющий завод. Само производство в компании построено так, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду по стандартам системы экологического менеджмента ISO14001. Для упаковки здесь используют перерабатываемые материалы, вторично переработанный картон, большая же часть косметики упаковывается в стекло, которое можно сдать обратно на завод в пункты приема. Интернет-магазин компании работает без пластика, скотча, посылки на маркетплейсах упаковывают в картонные коробки, а не в пленку.

В офисе собирают батарейки, сортируют мусор, вторичное сырье сдают на переработку, экономят бумагу и печатают с двух сторон и на черновиках. И даже стены между помещениями на производстве здесь стеклянные — для экономии электроэнергии. Новым сотрудникам в компании дарят многоразовые бахилы, сумку-шопер, кружку или термос, фруктовый батончик, ручки из тетрапака. Задумка такая: даже если человек проработает три дня и уйдет, он хоть немного приобщится к экологичному образу мыслей, да еще друзьям про подарок расскажет.

— Вообще, каждый человек в чем-то экологичен: кто-то не пьет из одноразовых стаканчиков, кто-то не берет пакеты в магазине. Нельзя прийти в эту тему и сразу отказаться от всего и от самой жизни. Надо это делать постепенно и в удовольствие. Мне, например, чисто по-женски нравится принимать ванны с пеной, французской музыкой, и хотя я понимаю, что расходуется много воды, я себе это разрешаю. Зато несколько лет покупаю обувь из ткани и экокожи.

Секреты работы с молодежью

Вообще, все нужно делать с удовольствием и без насилия над собой, считает Екатерина.

— Все эти истории про "максимальную эффективность" — это совсем не про меня. Я собственник, который вовлечен в работу, и я работаю много и очень быстро, но я себе доверяю, знаю, когда у меня бывают периоды продуктивности, а когда надо просто расслабиться, ничего не делать, послушать музыку и почитать.

Уехать в отпуск, оставив бизнес на пару недель, Екатерина тоже может себе позволить, не опасаясь, что за эти две недели бизнес, который она строила 13 лет, развалится. Приходится, правда, даже в отпуске отвечать на все сообщения, но ей это отдыхать не мешает. Так же как дети не мешают строить бизнес.

— Дети — это очень естественно, и я считаю, что воспитывать детей легко. Но каждому даны свои ресурсы. Кто-то родит одного ребенка, и ему уже тяжело, а я параллельно с детьми всегда делала бизнес. Когда младшей дочке исполнилось полтора года, мне стало скучно, и я пошла учиться по программе Executive MBA в "Сколково", вместе с дочкой и мамой — спасибо ей за поддержку! — ездила на все сессии. Но, конечно, чтобы все было легко, нужна команда единомышленников, причем в команду нужно подбирать людей, которые хорошо делают то, в чем ты, возможно, слаба. А в себе развивать сильные стороны.

Команда у Екатерины есть. В основном коллектив женский, хотя умных мужчин — директора по качеству и главного механика — она ценит на вес золота и называет "полугениями". Есть в команде и молодежь.

— С молодыми многие не могут работать, потому что те якобы ленятся, надолго не задерживаются и прочее. Но зато они быстро схватывают. У моего молодого сотрудника Леонида на рабочем ноутбуке стоят "танчики", и нас это не должно смущать, потому что он делает свою работу в 30 раз быстрее. Пока 40-летний будет стараться и пыхтеть, Леонид быстро покажет результат и будет свободен. Когда у нас не стало Facebook и Instagram (запрещены в РФ, принадлежат американской корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской — прим. ТАСС), мой молодой пиар-отдел перевел активности в "Телеграм" и "ВКонтакте", и у нас добавились "живые" новые подписчики. Плюс отдел рекламы верно настроил таргетинг, подключив новых блогеров из "Телеграм". Так мы в три раза увеличили охваты.

Задачи для молодежи Екатерина подбирает сложные и интересные — им такие и нужны. Еще они не терпят жесткий "советский" контроль. "Важен не контроль, а авторитет, если ты не эксперт, они даже слушать тебя не будут. Вообще, я очень люблю молодых и горжусь, что мне уже удалось "вырастить" несколько молодых сотрудников", — говорит Матанцева.

Саму ее, правда, до сих пор многие принимают за юную неопытную девушку. "Когда приходит новый начальник-мужчина, ты заранее готовишься, что месяца три человек будет считать, что я что-то не продумала и не просчитала, а задачу, которую я поставила, вообще можно не выполнять. У женщин такого нет, только у мужчин, не знаю, это память предков или что-то такое, — улыбается Екатерина. — И я раньше думала, что женщина в России нормально может строить карьеру, но сексизм у нас все-таки есть".

В "Сколково" матерые предприниматели и топ-менеджеры нефтяных компаний изящную и миниатюрную Екатерину Матанцеву тоже стали воспринимать всерьез не сразу.

— Я когда пришла учиться, все подумали, что мне лет 25 и денег на учебу дал даже не муж ("она же еще не замужем"), а папа. Только спустя несколько месяцев на меня стали смотреть адекватно и спрашивать, как это у меня так все получилось. Потому что мы часто судим по внешности, а я хрупкая маленькая женщина. Но только от личности зависит, какие проекты ты можешь делать.

Сейчас Екатерина Матанцева очень ждет в свою команду еще одного важного человека — генерального директора, чтобы самой остаться только собственником, сосредоточиться на разработке новых продуктов и больше времени уделять личным интересам.

— Я так люблю запахи, хочу обучаться парфюмерии и знаю, что могу создавать уникальные проекты, но сейчас времени на это нет, — говорит Екатерина.

А еще экозавод MiKo в Кирове готовится вырасти в пять раз, чтобы стать сильнее и дать своей основательнице больше ресурсов и энергии на выполнение задачи, которую Матанцева считает главной: каждый день делать мир хоть немного чище и лучше.

Мария Шевченко