23 декабря 2022, 08:15
Статья

Новый год на новом месте: как переселенцев из Донбасса встретил Дальний Восток

Дальний Восток с начала специальной военной операции принял около 2,5 тыс. переселенцев из Донбасса. Для одних край, расположенный за 9 тыс. км от родных мест, стал временным пристанищем, для других — новым домом, с которым связаны планы и мысли о будущем. Корреспонденты ТАСС пообщались с теми, кто встречает Новый год на новом месте, и узнали, как их приняли в самых восточных регионах России
Виктория Семенюк в Биробиджане. Личный архив Виктории Семенюк
Виктория Семенюк в Биробиджане

С двойным пополнением

Семье Турчак из Мариуполя пришлось непросто. Глава семейства Евгений выбирался из родного города, где шли бои, с четырехлетней малышкой Сашей на руках и с беременной супругой Екатериной. На пятом месяце беременности они уже знали, что ждут двойню. Но в Мариуполе в это время уже не было лекарств и при необходимости некому было оказать квалифицированную медицинскую помощь.

— Мы боялись за дочь, за будущих детей, поэтому решили уезжать. Очень, конечно, переживали, как будем выбираться, как жена перенесет дорогу, как все скажется на здоровье детей, но выбора не было, — рассказывает Евгений.

Евгений Турчак с дочкой. Личный архив Евгения Турчака
Евгений Турчак с дочкой

Какое-то время семья провела в пунктах временного размещения в Ростове-на-Дону и Таганроге, а потом супруги решили поездом вместе с другими переселенцами отправиться в Хабаровск. Восьмидневный путь из одного конца страны в другой был сложным, особенно для Екатерины. По приезде в Хабаровск семью направили в пункт временного размещения, где они живут до сих пор, но уже не втроем. В августе у Турчаков родились двойняшки — Егор и Ульяна.

Сейчас Евгений заканчивает обучение на помощника машиниста и вскоре рассчитывает выйти на работу. На родине он работал слесарем на Украинской железной дороге и параллельно получал высшее образование. Здесь перспективы тоже связывает с железной дорогой, но уже с Дальневосточной.

— В Мариуполе остались родители — не захотели никуда переезжать, даже с учетом того, что города практически нет. Их многое связывает с этим местом, и я могу их понять. Мы же пока не планируем перебираться из Хабаровска: город комфортный, есть красивые места, а морозы, которыми нас пугали, пока воспринимаются некритично. У нас при минус пяти, влажности и сильном ветре казалось холоднее, чем здесь в 20 градусов мороза, — делится Евгений. Он ждет получения жилищного сертификата и мечтает о доме для своей немаленькой семьи. Пока же супруги стараются наладить быт в двух небольших комнатах ПВР, думают, куда ставить елку.

Из вагона — в ЗАГС

Свою жизнь с Дальним Востоком планируют связать и Артем Вербовский с супругой Евгенией Бабич, которые в начале мая поездом приехали из Таганрога в Благовещенск.

Евгения и Артем познакомились в 2020 году в Польше, куда они приехали с Украины на заработки. Осенью 2021 года решили вернуться в родной Мариуполь, чтобы пожениться. Но свадьбу пришлось отложить, потому что Артему нужно было поменять паспорт. Оформить его они не успели — началась спецоперация.

Во время боев в Мариуполе в их дом прилетел снаряд, и тогда молодые люди решили, что больше нельзя медлить, и стали выбираться из-под обстрелов. Добравшись до Таганрога, они вместе с тремя десятками других вынужденных переселенцев поездом отправились на Дальний Восток, чтобы начать новую жизнь.

Артем Вербовский и Евгения Бабич. Личный архив Артема Вербовского и Евгении Бабич
Артем Вербовский и Евгения Бабич

Твердо решили, что хотят пожениться. Евгения вспоминает, как Артем снял с себя резинку для волос и надел ей на запястье, сказав: "На время, пока не куплю обручальное". Уже в Благовещенске, услышав от сотрудников ЗАГСа о возможности пожениться, Евгения и Артем попросили, чтобы их расписали. Готовы были сделать это без свадьбы, без фаты и костюма — буквально в спортивных костюмах. Но в ЗАГСе решили иначе и организовали молодым достойную свадьбу.

Для Евгении нашли белоснежное платье, купили туфли. Артему подобрали костюм. Сотрудники ЗАГСа купили новобрачным серебряные кольца и провели для них церемонию. Из пункта временного размещения в ЗАГС пара ехала на предоставленном ей автомобиле, который украсили лентами и шарами. Свидетелями их союза стали другие переселенцы, с которыми Евгения и Артем познакомились в пути.

Сейчас молодожены живут в общежитии. Артем прокладывает интернет-кабели. Евгения работает на автоколонне, недавно ее повысили с кондуктора до кассира. Они рассчитывают на поддержку государства в приобретении жилья и мечтают открыть собственный бизнес. Супруги еще не решили, как будут встречать Новый год: или отметят его с друзьями в амурском Белогорске, или отпразднуют вдвоем — дома, укутавшись в теплый плед, с чашечкой чая. Главное — вместе.

Дорога домой

И все-таки не все из тех, кто приехал на Дальний Восток, решили здесь остаться. Кто-то не прижился на новом месте — не смог найти работу или не совладал с климатом. Но есть и те, кто не смирился с тем, что его близкие остались за тысячи километров — в родном Донбассе.

Дмитрий Борисенко несколько месяцев прожил в Хабаровске, устроился здесь на работу в компанию, которая занимается ремонтом местной ТЭЦ-1, и даже собрал бригаду из соотечественников. Вместе они занимались подготовкой теплоэлектроцентрали к зиме. Каждый из них планировал получить жилищный сертификат и обустроиться на берегах Амура. Но Дмитрий все же решил поехать обратно в Мариуполь, где осталась его мать.

Дмитрий Борисенко (слева на переднем плане). Личный архив Дмитрия Борисенко
Дмитрий Борисенко (слева на переднем плане)

Вернувшись домой, он устроился мастером строительно-монтажных работ в фирму, которая занимается восстановлением котельных в разрушенном городе. Работает с семи утра и до девяти вечера, без выходных. Но, несмотря на такой график, не унывает и темп снижать не намерен.

— Зарплата хорошая. Я практически живу на работе: жены нет, детей нет, поэтому дома сидеть смысла не вижу. Тем более мне все нравится — руковожу работами по восстановлению родного города, — рассказывает Дмитрий. Он поддерживает связь с ребятами в Хабаровске, которые пока планируют оставаться на новом месте.

Профессиональные перспективы

Виктория Семенюк решилась на переезд из Донецка в Биробиджан в августе, когда усилились обстрелы ее города. "Так сложилось, что на одном из предприятий Еврейской автономной области мне предложили возможность внедрить техническое решение — разработку, необходимую для защиты моей диссертации. Одновременно я подала резюме в Приамурский государственный университет (ПГУ) имени Шолом-Алейхема и меня взяли на работу. От момента, когда я приняла решение переехать, до прибытия в Биробиджан прошло всего четыре дня. Это было очень спонтанно, и, как оказалось, я приняла верное решение", — отмечает Виктория.

Сейчас девушка преподает информатику и системное программирование у студентов, которые учатся в ПГУ на программах среднего профессионального обучения. "Раньше я обучала студентов старших курсов, читала им более специализированные дисциплины. В этом году у меня впервые началась работа с первокурсниками, с ребятами, которые пришли после девятого класса школы", — рассказывает Виктория.

Виктория Семенюк. Личный архив Виктории Семенюк
Виктория Семенюк

Помощь в адаптации ей оказало руководство университета. Ректор Наталья Баженова сразу предложила общежитие и предоставила молодому педагогу тот объем работы, который позволяет получать хорошую зарплату.

В планах на наступающий год у Виктории — защита кандидатской диссертации. Больше ничего не планирует. "Я ничего не загадываю. Не знаю, останусь ли навсегда в Биробиджане, вернусь ли в Донецк или, возможно, уеду еще куда-то. Следующий учебный год станет для меня завершающим в аспирантуре, а все мои мечты сейчас связаны с профессией, с методиками преподавания, с коллаборациями с работодателями в учебном процессе", — говорит педагог.

Как и другие переселенцы, она отмечает: Дальний Восток — край суровый, но гостеприимный, жители которого выручили своих соотечественников в трудную минуту.

Евгения Летта, Екатерина Стуликова, Ксения Сухих