ВЛАДИВОСТОК, 18 февраля. /ТАСС/. Выставка "Легенда о Беловодье. Мерцающий текст" открылась для посетителей в музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени Арсеньева во Владивостоке. В экспозиции представлены результаты многолетних полевых исследований по изучению легенды о поиске благословленной земли в старообрядческой среде Приморья.
"Выставка "Легенда о Беловодье" построена вокруг исследования [сотрудника музея-заповедника] Веры Васильевны Кобко, где показано передвижение этих людей по стране, а потом и по миру в поисках благословенной земли, рая на земле, где есть возможность своим трудом жить бесстрашно, отчасти беззаботно", - на открытии директор музея-заповедника Виктор Шалай, отметив, что просветительский проект о старообрядчестве стал первым за 12 лет.
Он добавил, что тема старообрядчества для музея является одной из ключевых, а коллекция стабильно пополняется, благодаря исследователю, работающему в учреждении. "Делаем этот проект мы еще и потому, что сегодня тема старообрядчества на слуху, потому что мы наблюдаем, <…> в масштабах Приморского края, очень значимый поток переселенцев из стран Латинской Америки, из Австралии, из США - тех, кто по разным социально-экономическим, политическим причинам покинул пределы Приморья, Приамурья и расселился по миру. И сегодня мы слышим, <…> что старообрядцы возвращаются. И нам показалось, что сделать на эту тему просветительский проект было бы полезным", - добавил Шалай.
Глава православной старообрядческой общины имени святителя Николы во Владивостоке Вячеслав Михалев, присутствовавший на открытии, отметил, что старообрядцы осваивали Дальний Восток после религиозного раскола, сохраняя трехчинную иерархию, состоящую из архиереев, священников и диаконов. "Русские казаки еще в XVI веке, следуя за своей мечтой, открыли земли Дальнего Востока. <…> А старообрядцы, которые, спустя два века шли за ними, не открывали, а осваивали эту землю. Искали они Беловодье, отчасти для них это означало рай на земле, а если говорить более конкретно, это был поиск правильного священства и царство правды", - пояснил Михалев, уточнив, что перемещения старообрядцев продолжились, и после государственного переворота в начале XX века, многие вынуждены были уйти в Китай.
О легенде
Одной из главных линий выставки стал рассказ о предках нескольких групп приморских старообрядцев, объединенных общей исторической судьбой. В конце XVII века им удалось бежать от преследований за рубеж Московского царства в Речь Посполитую и обосноваться на небольшом речном острове Ветка, со временем превратившегося в крупнейший зарубежный старообрядческий духовный центр. Когда старообрядческая Ветка была разгромлена, многочисленные семьи возвращены из Восточной Европы в Россию и расселены на удаленных друг от друга территориях - Среднего Поволжья - Предуралья, Алтая, Забайкалья.
С середины XIX века началось продвижение старообрядцев к берегам Тихого океана, в Приморье. Протяженная во времени и пространстве история приморского старообрядчества дала уникальную возможность проследить на фоне этих миграций жизнь и метаморфозы известнейшего пространственного мифа о Беловодье, воплощавшего в себе главные чаяния старообрядцев - сокровенность мест, удаленность их от мира, изобилие, свободу, неповрежденное православие.
По информации, предоставленной музею-заповеднику истории Дальнего Востока правительством Приморского края, приморская старообрядческая община - самая многочисленная на Дальнем Востоке. Начиная с 2009 года из Южной Америки в регион приехали 45 семей, всего 198 человек, в 2023 году планируется прибытие старообрядцев из Штата Орегон США.