САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 марта. /ТАСС/. Центр оценки квалификаций в области беспилотных авиационных систем открылся в Петербурге, он является первым в России, в дальнейшем их будет около 85. Кандидатам на управление аппаратами необходимо сдать теоретическую и практическую части экзамена, программное обеспечение для которого полностью является отечественной разработкой, сообщил ТАСС в четверг председатель Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко.
"Центр, который сегодня открылся, направлен на проверку специалистов всех профессий, связанных с управлением беспилотниками весом до 30 кг. <...> Это первый Центр в России, который объединяет оценку специалистов и по военной технике, и по гражданской. Тестирования, которые они будут проходить, направлены на определенную специализацию. В дальнейшем такие Центры появятся по всей России, программное обеспечение было создано отечественными разработчиками и будет единым для всех Центров. Экзамен для испытуемых будет разделен на две части: теоретическую и практическую", - сказал он.
Руководитель центра оценки квалификации Илья Воробьев в разговоре с ТАСС отметил, что, проходя теоретическую часть, кандидат должен ответить на 20 вопросов и набрать не менее 75% правильных ответов, на это ему дается один час. На следующий день после успешного прохождения тестируемый приступает к практической части на другой площадке. Она может проводиться в полях и на аэродромах с использованием необходимых технических средств, на задания отводится тоже около часа, однако здесь ошибки уже недопустимы - необходимо продемонстрировать 100% знания.
В случае утраты оборудования по вине испытуемых, компенсация затрат полностью на государстве, все аппараты застрахованы. Полученный сертификат о соответствии квалификации по управлению беспилотником выдадут в электронном и в печатном виде, его подлинность можно будет проверить по QR-коду, указанному в документе.
Интересным фактом в практической части является и то, что главной задачей экзаменуемого является сборка беспилотника, на это отводится около 45 минут. А сам полет зачастую будет осуществляться не на открытом пространстве, а на симуляторе. На планшет дистанционного управления вбивается программа полета и маршрут, его можно изменять прямо на тренажере. Все задания у соискателей уникальны и рандомно программируются системой.
"Полет проходит на симуляторе, на железе мы не запускаем, поскольку очень удорожается экзамен. В среднем час полета беспилотного воздушного судна с двигателем внутреннего сгорания до 30 кг стоит около 70 тыс. рублей. Современные беспилотники сейчас уже не управляются с помощью пульта, программа полета составляется заранее, поэтому, чтобы проверить навыки полетов, нет необходимости запускать настоящий беспилотник, все можно сделать на симуляторе", - сообщил, отвечая на вопрос ТАСС, руководитель рабочей группы по реализации плана в оценке разработки средств квалификации специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем до 30 кг Василий Макаров.
О пересдаче экзамена
По словам Макарова, те, кто не прошел оценку квалификации с первого раза, могут пересдать экзамен в течение шести месяцев, но, как и при первой попытке, эта услуга будет платной, на данный момент стоимость составляет около 35 тыс. рублей.
При этом, поскольку только с 1 марта этого года свидетельство эксплуатанта стало обязательным для всех компаний, где есть беспилотники, государство выделило субсидии на обучение и экзамен. Таким образом, есть возможность пройти аттестацию бесплатно, пока правило действует до конца 2023 года.