11 МАР, 13:15

Тайны группы Дятлова. На Урале впервые представили дневники участников погибшей группы

Выставка "Как живые. Группа Дятлова"

Споры о причинах гибели участников группы Дятлова не утихают и спустя 65 лет после произошедшего. Но многие ли задумывались, что это были за люди, чем жили и кем могли стать? Музей истории Екатеринбурга попытался ответить на эти и другие вопросы на выставке "Как живые. Группа Дятлова", впервые представив общественности дневники погибших и рассказав об их личностях. Выставка собрала исследователей, знакомых, друзей участников похода, а также представителей туристического движения 1950-х

На горном перевале в 300 м от вершины горы Холатчахль (Северный Урал) 2 февраля 1959 года погибли девять членов туристической группы под руководством Игоря Дятлова. Согласно официальным данным судмедэкспертизы, большинство из них замерзли, но у некоторых были обнаружены серьезные травмы. Отрабатывались различные версии происшествия, в том числе обрушение снега на палатку, нападение беглых заключенных, гибель от рук коренных жителей, ссора между туристами и другие. Но полностью обстоятельства гибели группы не выяснены до сих пор.

На выставке "Как живые. Группа Дятлова", помимо множества фотографий разных лет, можно увидеть оригиналы исторических документов: дневники, открытки, письма дятловцев, записки и телеграммы, сопровождавшие подготовку, организацию и проведение похода. Отдельный блок составило туристское снаряжение той поры и находки, обнаруженные на месте трагедии. Многое в экспозиции выставляется впервые, да и сама попытка представить события 1959 года в музейном пространстве — тоже первая.

Дети крупных промышленников и не только. Загадки автобиографий

— Участники этого туристического похода относились к привилегированному слою, — говорит директор музея Игорь Пушкарев. — У кого-то были довольно известные на тот момент родители, руководившие крупными региональными предприятиями. Это не золотая молодежь, а цвет того поколения. Члены группы Дятлова, если посмотреть на географию их походов, объездили добрую половину Советского Союза.

При этом, подчеркнул он, при подготовке к выставке специалисты нашли в автобиографиях, которые дятловцы писали, например, поступая на учебу в Уральский политехнический институт, ныне Уральский федеральный университет, множество нестыковок и интересных нюансов, которые рождают много вопросов. Посвященные членам группы планшеты с данными на 90% состоят именно из таких автобиографических записей.

Как писал сам о себе Игорь Дятлов, руководивший группой, он родился в Первоуральске "в семье служащего" (отец был механиком завода, а мать — кассир клуба), заведовал культурно-массовым и политвоспитательным секторами в комитете ВЛКСМ своей школы, был редактором школьной и классной газет, окончил школу с серебряной медалью, увлекался изготовлением различного вида радиоприемников, был отмечен на одном из конкурсов за изготовленный магнитофон с самодельной записывающей и стирающей головкой. В 1954 году поступил на радиотехнический факультет Уральского политехнического института по специальности "радиотехник". Впоследствии вуз и стал связующей нитью для участников похода, объединив таких разных людей.

С "радиотеха" также были Зинаида Колмогорова и Юрий Дорошенко. Мама Зинаиды была домохозяйкой, а отец работал на заводе в Каменске-Уральском. Мать и отец Юрия из крестьянских семей, глава семьи умер в 1954 году. У Юрия Юдина папа погиб на фронте, мать же была домохозяйкой, Юрий учился на инженерно-экономическом факультете по специальности "экономика машиностроения". Отец Семена Золотарева "до 1917 года занимался сельским хозяйством", после стал работать фельдшером. Сам Семен окончил Институт физической культуры Минска, с 1958 года был старшим инструктором на Коуровской турбазе.

В то же время отец Георгия Кривонищенко был начальником строительства Белоярской ГРЭС, путь семьи родом из Украинской ССР до Урала был длинным — сначала переехали в Кураховку из-за перевода отца на Кураховскую ГРЭС, позже эвакуировались в Саратов, затем в Уральск, Орск, Числов, Красноярск и после — в Свердловск (ныне Екатеринбург). Георгий поступил на строительный факультет, по стопам отца был на трех ГРЭС страны на практике, а дипломный проект писал о расширении мощности станции.

Людмила Дубинина родилась в семье заместителя управляющего трестом "Свердлесдрев", объединяющего несколько деревообрабатывающих заводов, девушка училась на строительном факультете по специальности "городское строительство и хозяйство".

Папа Александра Колеватова родом из Нижнего Тагила, родился в мещанской семье, но после революции занимал должность главного бухгалтера различных госучреждений, семья жила в Свердловске, Александр выбрал учебу по направлению "металлургия цветных металлов".

Рустем Слободин жил в Москве, но в 1944 году после демобилизации отца, научного работника УралНИИСХ, переехал с родителями в Свердловск, окончил механический факультет по специальности "технология", работал в СвердНИИхиммаше.

"Я, Тибо-Бриньоль Николай Владимирович, родился 5 июня 1935 года в городе Осинники (Кемеровская область)", — гласит автобиография одного из погибших участников группы.

— За этой фразой скрывается на самом деле довольно большой сюжет, связанный с историей семьи Тибо-Бриньоль, — комментирует директор музея. — Во-первых, его отец очень большой и известный чин в сфере горнодобывающей промышленности. Они родом из Челябинска, но его отец в начале 1930-х годов был репрессирован и попал в места заключения. В город Осинники, где родился Николай, Тибо-Бриньоль-старший попал уже будучи ссыльным — ему смягчили режим наказания, отправили на Кузбасс развивать Кузбасский угольный бассейн.

Именно поэтому Тибо-Бриньоль-младший родился в городе Осинники, хотя родом они с Урала.

— И здесь еще одна подробность. Николай пишет: "Брат, Владимир Владимирович Тибо-Бриньоль, погиб в Отечественную войну, в 1943 году". И отец у Николая тоже умирает в 1943 году — судя по всему, он не пережил потерю на войне своего сына. Из других источников известно, что отец попал в больницу и оттуда не вышел. То есть за каждым элементом автобиографии скрывается просто целый массив истории, — говорит директор музея. При этом, как он замечает, ответа на некоторые нестыковки в автобиографиях участников похода пока нет.

— Как всегда, "черт кроется в деталях". Допустим, у Дятлова — мы несколько раз даже это перепроверяли — перечисляются его отец, брат, мать, сестра, но он не упоминает в биографии в 1954 году про еще одну сестру, Татьяну. На самом деле, часто в биографиях того периода не упоминались младшие родственники, которые еще не пошли в школу, — возможно, поэтому, — но вопрос, на самом деле, открытый. У Люды Дубининой есть тонкость, с отцом связанная, — в ее оригинальной биографии обозначено, "мой отец, Дубинин Александр Николаевич, заместитель управляющего таким-то трестом, в 1937 году закончил Московский лесотехнический институт". В 1937 году он не мог закончить его, потому что его расформировали в 1936 году, а ученики, которые должны были выпускаться, были отправлены на "доучивание" в ленинградский институт. С одной стороны, девушка могла не знать неких подробностей биографии своего отца, а с другой стороны — возникает тонкое ощущение, что что-то в этой биографии не то. Когда вдумчиво вчитываешься в эти автобиографии, ты задаешься массой вопросов.

Последняя страница дневника

Одни из главных экспонатов — дневники. Всего их представлено три: Зинаиды Колмогоровой, Рустема Слободина и Юрия Юдина, который сошел с маршрута из-за травмы и благодаря этому выжил. В них они пишут о походе, интересных наблюдениях, а также о простых бытовых вещах — например, сколько стоит билет на дорогу от Ивделя до села Саранпауль в Свердловской области или, скажем, что если у манси в названии горы "нвер", то ее вершина "голая" — каменная.

На выставке, в частности, представлена последняя страница дневника Колмогоровой якобы от 30 февраля 1959 года. "На мансийской тропке стали на ночлег. Комо сегодня не заставили дежурить, и дежурили мы с Рустиком. Сожгли варежки 2 и фуфайку Юркину. Он ругается все время. Сегодня, наверное, будем строить лабаз", — пишет девушка. Ученый секретарь музея Евгений Бурденков прокомментировал, что дата весьма странная — очевидно, что девушка ошиблась, запись же сделана 30 января.

Кроме того, среди экспонатов — зачетные книжки, письма дятловцев друг другу о подготовке к предстоящему походу на Северный Урал, расписки о получении лыж с базы снаряжения вуза от 16 января 1959 года и о получении денег из профкома, а также телеграмма Дятлову от Николаса Попова с сообщением, что тот не идет в поход, почтовая открытка, отправленная Дятловым перед выходом на маршрут из поселка Вижай, и другие документы. А также находки, обнаруженные на месте разыгравшейся трагедии, — большой кусок от какого-то объекта (как говорят в музее, возможно, от самолета), батареи от радиостанции, обломки лыжных креплений, плоскогубцы и другое.

Походы 1950-х в СССР. Проблемы и география

Многим уже сложно представить реалии походов того времени и туристического движения в целом, и одна из задач выставочного проекта — дать это представление.

— Мы хотим передать атмосферу Свердловска (ныне Екатеринбурга — прим. ТАСС) 1950-х годов и атмосферу Уральского политехнического института — альма-матер участников похода, рассказать о том, в каких условиях совершались походы, какова была их география, — подчеркнул Пушкарев.

— С Дятловым я ходил в поход в 1956 году. Лыжные ботинки, крепления — мы с такими ходили, это прямо образцы того времени, — поделился с журналистами Алексей Будрин, участвовавший в одном из походов вместе с Игорем Дятловым.

— Из погибшей девятки с шестью я был в походах. Многое в Игоре Дятлове меня восхищало. У него была черта, которая, наверно, многим из вас неизвестна, — фотографическая память. Для кого-то это абстрактные люди, а для меня это друзья. Это люди, которые ходили в походы высшей категории сложности. Они все достаточно опытные были, мужественные, — подчеркнул участник поисковых работ Петр Бартоломей, добавив, что погибшие были людьми, достойными хорошей памяти.

Выставка организована при участии Фонда памяти группы Дятлова и продлится до 10 апреля. По ее окончании, возможно, будет создана постоянная экспозиция о группе Дятлова. Как рассказал Игорь Пушкарев, Музей истории Екатеринбурга рассматривает возможность создания в креативном кластере "Л52" Музея частных коллекций для выставления редких и уникальных предметов, где и могут разместиться артефакты, связанные с походом группы Дятлова.

Мария Попова

Читать на tass.ru
Теги