27 апреля, 08:15
Статья
Блокада Ленинграда

“Флагман красоты и стиля”. Как в оживающем после блокады Ленинграде создали Дом моделей

Ровно 80 лет назад в Ленинграде открылся первый в СССР Дом моделей. Шли первые месяцы восстановления после 900 дней блокады, людям были необходимы не только хлеб, но и красота и эстетика. Так в жизнь города стала возвращаться мода. Корреспондент ТАСС узнала, почему Дом моделей одежды называли флагманом красоты и стиля
Понятие "мода" неразрывно связано с Петербургом со времен основания города. Юрий Белинский, Игорь Зотин/ ТАСС
Понятие "мода" неразрывно связано с Петербургом со времен основания города

Как открылся первый Дом моды

В апреле 1944 года, спустя два месяца после освобождения Ленинграда от блокады, был открыт первый в Советском Союзе Ленинградский Дом моделей одежды (ЛДМО), позже переименованный в Модный дом "Невский проспект".

"Город настолько настрадался, и страна настолько намучилась, что был необходим глоток свежего воздуха, красоты, как напоминание людям о том, что очень скоро мир и жизнь будут прекрасны. Нужно было вносить какие-то яркие краски. Женщин нужно было переодевать из военной формы, из бушлатов и ватников и напомнить им, что они по-прежнему женщины, а не только героини", — рассказала манекенщица Ленинградского дома моделей Лариса Скалон.

Сначала Дом моделей располагался в Апраксином переулке, потом на Вознесенском, 46, а уже оттуда переехал в Дом Мертенса на Невский проспект, 21. Прошлое этого здания также связано с производством и продажей одежды. Его построили в 1911−12 годах по проекту архитектора Мариана Лялевича для магазина фирмы мехов и меховых изделий Фридриха Мертенса.

Ленинградский дом моделей в Доме Мертенса на Невском проспекте, 1978 год. Юрий Белинский/ ТАСС
Ленинградский дом моделей в Доме Мертенса на Невском проспекте, 1978 год

Здесь же, на Невском, 12, располагалось и знаменитое ателье "Смерть мужьям" (заказ или покупка одежды в этом ателье обходились дорого, и кавалеры выкладывали приличные суммы, иногда влезая в долги). Здесь можно было купить великолепные заграничные вещи и эксклюзивную одежду отечественных портних, заказать пошив по модным журналам и каталогам. "Это было народное название, туда выстраивались целые очереди", — рассказала кандидат культурологии, историк моды, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры Мария Яковлева.

Невский проспект — это средоточие культурной жизни города, центр торговли и моды, поэтому неудивительно, что первый Дом моделей одежды находился именно здесь.

Демонстраторы одежды

"Я пришла в Дом моделей очень юной девушкой на излете Советского Союза, в 1989–1990 годах", — вспоминает Лариса Скалон.

Манекенщицы трудились в отделе пропаганды моды и назывались демонстраторами одежды. Никаких "моделей" тогда не было. Первые месяцы девушка работала как ученик демонстратора одежды. День манекенщицы был наполнен репетициями, примерками, съемками и техническими показами.

В зале ленинградского Дома моделей с подиумом проходили показы для горожан. Юрий Белинский/ ТАСС
В зале ленинградского Дома моделей с подиумом проходили показы для горожан

"На нас шили модели одежды как для массового производства, так и для отдела авангардной моды. Мы показывали и авторские коллекции, то, что сейчас называется haute couture. В штате работали 17 манекенщиц; пока не грянула перестройка и не стало все стремительно меняться", — рассказала Скалон.

Ленинградский стиль

Споры о том, каким был ленинградский (а позже петербургский) стиль и что его отличало от остальных, ведутся до сих пор. В журнале, который издавал Ленинградский дом моделей одежды, можно прочитать, что ему присущи чистота и выразительность, благородная сдержанность цвета. Все это непреходящие признаки хорошего вкуса, классического стиля, с которым в первую очередь связано понятие элегантности.

"Вы примерили перед зеркалом пальто классического покроя из добротной ткани, чуть наклонили на лоб шляпу с полями … и перед вами незнакомка, которой никак не свойственны торопливость и резкость в словах (увы, столь распространенная манера поведения сегодня)" — писали в журнале, который выпускал ЛДМО.

Ленинградский стиль всегда был очень сдержанным. "У москвичей был совершенно другой стиль, куда вычурнее. Влияние города, его архитектуры и духа неоспоримы. И в нынешних коллекциях сегодняшних известных модельеров он по- прежнему присутствует. Это невероятно аристократичные, изысканные вещи с изумительным кроем, кропотливо и тщательно сделанные на высочайшем уровне. То же самое было и в Ленинградском Доме моделей одежды", — говорит Скалон.

Модельеры

В Доме моделей трудились модельеры Александра Соколова, которая занималась экспериментальным дизайном, Нонна Меликова, которая была руководителем экспериментального цеха, где создавались коллекции с учетом тех тенденций, Светлана Челышева.

Модельеры Ленинградского дома моделей одежды опирались на классику, графику и произведения искусства. Дом моделей всегда был в трендах, очень внимательно следил за веяниями зарубежной моды и предлагал свой взгляд на стремительно меняющиеся тенденции. Коллекции были очень самобытными. Их возили на показы в Японию, ГДР и Италию.

Над созданием моделей одежды в ЛДМО работали лучшие специалисты. Юрий Белинский/ ТАСС
Над созданием моделей одежды в ЛДМО работали лучшие специалисты

Модельеры, которые создавали творческие коллекции, были вынуждены фактически руками создавать ткань.

"Авторские коллекции были совершенно восхитительные. При этом большого выбора тканей и фурнитуры не было, расцветки и фактуры не отличались разнообразием, но все наши модельеры были настолько преданы своему делу, что творили настоящее чудо — бывало, что в кастрюлях красили ткани, варили их, вручную ткали. Дом моделей умудрялся раз в сезон сдавать творческие коллекции", — рассказала Скалон.

Мода для народа

На первом этаже в центральном демонстрационном зале с подиумом проходили бесплатные показы для горожан, которые мог посетить любой человек. В торговом зале до сих пор сохранились исторические хрустальные люстры, которые освещали подиум. Они по-прежнему сверкают сквозь огромные окна, выходящие на Невский проспект. Длинный подиум — "язык" — располагался по центру зала, а по сторонам стояли красные бархатные кресла; любой человек мог в среду в три часа дня прийти и посмотреть, "что теперь носят". Конечно, не все могли попасть туда в середине рабочего дня.

Показывались творческие коллекции haute couture, свадебная, вечерняя и повседневная одежда, которая должна была появиться на полках магазинов.

Манекенщицы в советские годы назывались не моделями, а демонстраторами одежды. П. Федотов/ ТАСС
Манекенщицы в советские годы назывались не моделями, а демонстраторами одежды

На втором этаже с арочными окнами располагался светлый демонстрационный зал для технических показов, ведь все вещи, которые отшивались, не сразу выходили на подиум и в производство. Сначала их должен был неоднократно оценить творческий совет. Модель одежды проходила множество комиссий, на которых менялись детали, крой, отделка.

"Это был очень серьезный интересный процесс, в котором участвовало много людей и где работали очень квалифицированные специалисты, лучшие швеи, вышивальщицы, портнихи, закройщики, модельеры", — говорит Лариса Скалон.

Дом моделей издавал собственные журналы, которые были у модниц нарасхват. Там были представлены выкройки, что позволяло самостоятельно или с помощью портнихи сшить себе понравившуюся модель.

Из мастерских и цехов Дома моделей повседневная мода выходила на улицы — это халаты, униформы, вечерние и обычные платья, пальто и костюмы, юбки и жакеты. Все это потом отшивалось на фабриках.

Из мастерских и цехов Ленинградского дома моделей одежды мода выходила на улицы. Юрий Белинский/ ТАСС
Из мастерских и цехов Ленинградского дома моделей одежды мода выходила на улицы

По словам Марии Яковлевой, легкая промышленность была менее значима, чем, например, металлургия, хотя в каждом городе была своя "Большевичка". В Петербурге еще фабрика "Фосп" шила мужскую одежду, а фабрика "Салют" начинала шить джинсы.

Отдельно про популярность джинсовой одежды писали в советском журнале "Мода": "Джинсовый бум" середины 70-х годов не оставлял места сомнениям о будущем джинсовой ткани. И ее почитатели не ошиблись: этот прекрасный материал и сейчас незаменим, любим и популярен. Однако мода не стоит на месте. И в начале 80-х фаворитами стали сразу две ткани — смесовая и вельветовая. Достоинства и той и другой очевидны: оба материала практичны, красивы, современны".

Однако путь модели от идеи до прилавка был тернистым. "Пять лет могло пройти с момента, когда придумали модель, до момента ее появления в магазинах, а мода ведь уже менялась", — рассказала Мария Яковлева.

Дома моделей в то время открывались во всех крупных городах страны, в соответствии со специальным указом. Но ЛДМО отличался от других.

"Наш Дом моделей был направлен на формирование тенденций и моделей, которые в дальнейшем должны были запустить в производство. Ориентировались не на западного зрителя, а на отечественного потребителя. Если московский Дом моделей (Общесоюзный дом моделей одежды, — прим. ТАСС) — это скорее haute couture, то у нас это скорее prêt-à-porter. Задача у наших художников была совсем другая, чем у московских — создать рациональный подход к костюму, новый тип, новую тенденцию", — отметила Мария Яковлева.

Уход брендов и замена вывесок

В 90-х Дом моделей одежды как таковой прекратил свое существование. В здании начало работать российско-британское торговое предприятие.

"Я помню, когда его закрывали, выкройки, колоссальные коллекции журналов просто выкидывали на свалку. Огромные красивые лекала выкидывались на заднем дворе модного дома. На это было просто больно смотреть. Теперь это огромное белое пятно в истории советской моды и русской моды в том числе. Что-то сохранилось в частных коллекциях, что-то отдано в музеи", — рассказала Мария Яковлева.

После ухода западных брендов Дом Мертенса вновь сменил вывеску. В апреле 2023 года с его витрин убрали название одного из западных брендов и заменили на вывеску сети Maag.

По словам руководителя отдела торговой недвижимости N. F. Group в Санкт-Петербурге Анны Лапченко, эта замена была заметна для модной индустрии города. "Расположение Дома Мертенса на перекрестке ключевых туристических и торговых маршрутов делает его особенно привлекательным для ретейлеров. Отличная визуализация и доступность здания способствуют успешному привлечению посетителей и развитию торговых активностей. В целом в Петербурге продолжает расти число модных домов, которые представляют разнообразные мировые и местные бренды, развивая тем самым городскую модную сцену", — отметила она.

Майя Бондарь