Дом культуры в селе Счастливцево Херсонской области прячется среди домов поодаль от главной улицы. С одной стороны его прикрывает парк, с другой — огороды, с третьей — шеренга коммунальной техники. В этом ДК разместились артисты Херсонской областной филармонии. Ее директор и худрук Владимир Яценко с коллегами в 2022 году эвакуировался на левый берег Днепра и почти с нуля собрал новую труппу. Филармонию создали в 1944-м, после освобождения Херсона от нацистов. Спустя 80 лет история повторяется...

Алексей Коновалов/ ТАСС

Дали — работаем

"Зал у нас там был хороший, очень хороший, на 600 мест, и он отремонтирован. Это бывший зал музыкального училища, нам фактически его уже передали", — взмахивает руками, словно дирижируя, Владимир Иванович, когда вспоминает здание областной филармонии в Херсоне. Три месяца назад, когда он выяснял судьбу родных стен, ему рассказали, что окна выбиты и обшиты фанерными щитами, а внутри разместились бойцы Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Мы сидим в каморке Дома культуры. Вдоль стены пестрым строем висят национальные костюмы. Полки заставлены картонными коробками и детскими поделками из разноцветной бумаги. "Малый зал там неплохой, на 200 мест. Комнаты есть репетиционные. В самом центре города здание. Что же не жить и не работать? Но пока вот так", — окидывает он взглядом коробки, подписанные от руки: "Красные сапоги, как новые — 10 шт.", "Костюмы: помидор и баклажан", "Разные кувшины", "Морское всё".

Владимир Яценко. Алексей Коновалов/ ТАСС
Владимир Яценко

В импровизированном кабинете у Владимира Ивановича из своего только деловой костюм, который на нем, и нагрудный знак заслуженного работника культуры России — почетное звание ему присвоили в ноябре прошлого года. При эвакуации из Херсона в октябре 2022 года у сотрудников филармонии были лишь сутки на сборы, и они не успели взять практически ничего. Люди и их энтузиазм — все богатства областного учреждения.

"Все, в чем мы одеты, обуты, аппаратура — всем этим с нами делятся, как говорится, за спасибо. Дали — мы работаем, перестанут давать — мы перестанем работать. Мир не без добрых людей, помогают. Государственный музей-заповедник "Петергоф" передал нам новый автобус в прошлом году. Совершенно новая, нулёвая "газелька". И вот на этой "газельке" мы выезжаем, даем концерты", — говорит директор про припаркованную во дворе машину на 16 мест.

В село с оркестром

Каморка в Доме культуры соседствует с закулисным помещением, где расставлены разнокалиберные барабаны, микшерные пульты, футляры для музыкальных инструментов и черные ящики. С эстрады за дверью слышны три голоса вокалистов — два женских и один мужской. Владимир Иванович, который сам обладает глубоким баритоном, бодро делится успехами коллектива. Надо признать, особо впечатляющими для учреждения без своего угла.

"В прошлом году за полгода мы дали 123 концерта. Если еще откинуть выходные, то, вы сами представляете, почти каждый день концерт. Давали все концерты тематические, основной охват делали в селах, в районных центрах. В глубинке очень часто люди вообще не знают, что такое музыка. Не знают, что такое оркестр, и так далее и тому подобное. Поэтому я сделал ставку, чтобы артисты выступали именно там. Очень добросовестное, порядочное отношение у всех артистов к этому. Это немаловажно, сами понимаете", — на минуту отвлекшись на график репетиций, продолжает худрук.

Коллектив филармонии насчитывает около 60 человек, большинство пришли уже после эвакуации. Как объясняет руководитель, кто-то из прежнего состава предпочел уехать в Европу, кто-то остался в Херсоне, чтобы ухаживать за пожилыми родителями, а есть и те, кто просто не смог работать из-за пережитого стресса.

Алексей Коновалов/ ТАСС

"Люди искусства, они довольно-таки тонкие, ранимые", — с пониманием говорит Владимир Иванович о тех, кто предпочел переехать в более спокойные регионы России. Тем дороже для него артисты, которые не боятся выступать даже в 15-километровой зоне от линии боевого соприкосновения. Да и тех не всегда получается взять на концерт — транспорта не хватает.

"Мне хочется выехать, скажем, с камерным оркестром, он бы мог сам сыграть, у него есть солисты-вокалисты, есть солисты-инструменталисты. А мы не помещаемся просто. В основном едут солисты и танцевальные коллективы. Солисты поют дуэтами, трио, квартетами — малые вокальные формы. Ну и танцевальные коллективы — все, больше мы не можем взять. А ведь костюмер нужен; нужно, чтобы электрик поехал, потому что без него подключение не будем же делать; и звукорежиссер должен поехать, и не один, а два. Будет больше автобус, мы будем такие концерты устраивать, что о-го-го", — воодушевленный будущим своего учреждения, выпрямляет спину директор, готовый, кажется, прямо сейчас снова ехать в региональное правительство и добиваться материальной поддержки.

Пока из областного бюджета деньги выделяют только на зарплату.

Оборвали клумбы

"А еще можно петь: "Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем". Прямо наше", — полушутя предлагает одна из вокалисток, пока главный режиссер Вера Ховрина сидит в центре актового зала в окружении исполнителей и делает наброски новой программы. В этом году отдельный концертный тур будет посвящен 80-летию областной филармонии, и артисты хотят проехать по всему левобережью Днепра, выступив не меньше 80 раз до конца года.

"Я уехала из Геническа в 2021 году в Ставрополь, а уже из Ставрополя в Санкт-Петербург работать, — ненадолго оставив артистов, выходит во двор Вера Ховрина, черная брошь на ее плаще переливается в лучах майского солнца. — Мне позвонили, когда эвакуировали Херсонскую областную филармонию, сказали, что требуются сценаристы, требуется режиссер. Я сначала пришла на должность режиссера. Было страшно, потому что, как только села в поезд, прилетел на Арабатскую стрелку огромный снаряд. Мне сразу звонят мои коллеги из Санкт-Петербурга: возвращайся, вас там бомбят. Но я подумала, что в самые тяжелые времена буду со своим городом, со своей областью".

Вера Ховрина. Алексей Коновалов/ ТАСС
Вера Ховрина

Ставить большие программы, рассказывает собеседница, сложно не только из-за вынужденной бедности филармонии, но и потому что в Херсонской области в целом мало оснащенных хорошей техникой площадок. Впрочем, артисты уже приспособились, давая концерты и при выключенном свете. Главное, что зрители принимают с большой благодарностью.

"Даже если — бывает такое — ракетная опасность, мы приезжаем. Мы как-то приехали в Нижние Серогозы, это был мой первый выезд, я спрашиваю: почему люди стоят так далеко? Мы выступали на площади. А мне говорят: они боятся беспилотников, вчера летал. Я была настолько поражена. Но мы закончили концерт, все хорошо, и люди со всех улочек, переулков хлопали, пытались донести нам свой восторг. Это, конечно, тронуло", — делится впечатлениями от поездок главный режиссер.

Но особое место в ее сердце занимают дети. Хотя военная обстановка вынуждает их назубок знать расположение убежищ раньше алфавита, это ничуть не мешает им восхищенно смотреть на сцену. И даже, кажется, добавляет в их глазах приезду артистов еще больше значимости.

"Мы были в Каланчаке (поселок в Скадовском районе Херсонской области — прим. ТАСС), ехали туда очень долго, по ужасным дорогам, очень устали. И тут без перерыва нужно сразу приступать к концерту. Но когда мы вышли — мы детскую программу привозили, — это было нечто. Дети были от первого до десятого класса. Обычно их не мешают, а тут полностью школу взяли, и мы им дали этот концерт. Так они оборвали все цветы на школьных клумбах. Я говорю директору: они же обнесли вам все. А она отвечает: пускай лучше так, пускай эти цветы достанутся вам", — понижает голос собеседница, и восхищенная детьми, и явно опечаленная тем, что растут они в окружении ракет и беспилотников.

Свои руины

"Сегодня посмотрела кадры, я вижу дома, улицы, где я раньше жила, — жутко. Понимаю, что особо ничего хорошего ждать не приходится", — глазами цвета лазури смотрит на меня солистка-вокалистка Татьяна Грабовская, уроженка Херсона. До начала СВО она выступала со своей кавер-группой на корпоративах, свадьбах и юбилеях. Когда работы не стало, согласилась прийти в филармонию. Девять месяцев ездила с концертами по районам, переправляясь через Днепр на лодке, пела со сцены областного учреждения, и все это под свист и грохот снарядов. В конце концов приняла это как обыденность. "Привычка нехорошая, конечно", — признается она.

Татьяна Грабовская. Алексей Коновалов/ ТАСС
Татьяна Грабовская

"Понятное дело, что возврата не будет в ту жизнь безмятежную. Здесь мне пришлось повзрослеть быстро. Вся семья у нас разъехалась кто куда, родные остались там, — полушепотом говорит вокалистка, но эти слова по силе равноценны удару под дых. — Но самое главное, что я сейчас занимаюсь любимым делом и могу это подарить людям. Мне теперь интересен тот старый репертуар, который я раньше не исполняла. Сейчас у меня есть возможность изменить себя, и я вижу, как нас воспринимают люди, дети очень сильно включаются".

С особым трепетом Татьяна вспоминает концерт на 9 Мая, где зрители плакали, вновь услышав песни, которые при Украине были под запретом. Сама вокалистка исполнила любимую композицию своего отца-музыканта "Прощай, любимый город". Говорит, мысленно тогда сказала: "Папа, это для тебя". "То, чего я хотела раньше в жизни, так, издалека, оно ко мне пришло, но взамен я отдала очень многое. Надеюсь, что этот период все-таки пройдет и все восстановится. Очень хотелось бы вернуться домой. В любом случае нигде не чувствуешь себя дома, будто на гастроли уехал. Тяжело", — опускает она взгляд.

Так и остальные артисты, которые уехали из Херсона, ждут возвращения домой, даже если от города мало что останется после ВСУ. Пусть хоть на руины, говорят, лишь бы на свои.

Алексей Малашенко