4 июня, 12:05
Статья

Приближение искусства. Как в Самаре появился первый в России филиал Третьяковской галереи

"Невозможное возможно", "нереальные задачи, которые удалось решить" — так говорили о состоявшемся в Самаре открытии филиала Государственной Третьяковской галереи люди, имевшие прямое отношение к реализации проекта. Путь от запустения и угрозы сноса до преображения в современное, но пропитанное исторической памятью пространство прошла самарская фабрика-кухня — уникальный памятник советского конструктивизма. Теперь здесь живет искусство, поданное вкусно и в максимально доступной для зрителя форме
Здание филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре. Дарья Малеева/ ТАСС
Здание филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре

"Можно не ездить в Москву"

Уроженка Куйбышева (современная Самара), ныне москвичка Ирина Ведерникова приехала в родной город, чтобы не только навестить близких, но и побывать в Третьяковке. "Помню здание фабрики-кухни в полуразрушенном состоянии, и каким оно теперь стало! Приятно, что в Самаре есть место, где можно и классические, и современные произведения посмотреть", — говорит она.

Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре стал первым из трех запланированных к реализации федеральных проектов. Как отметила генеральный директор галереи Елена Проничева на торжественной церемонии открытия самарского филиала, на очереди Калининград и Владивосток.

"В Самаре первый из трех наших филиалов в регионах, наш долгожданный ребенок, наш дом!" — сказала Проничева. По ее словам, приспособить здание под выставочные нужды было той самой "нереальной задачей", которую удалось решить.

Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова в своем обращении отметила, что главная цель появления филиала Третьяковки — "сделать искусство доступным для каждого и сохранить богатое культурное наследие".

"Мы не просто восстановили уникальное здание в виде серпа и молота, но и наполнили этот проект новой жизнью, сохранив при этом историческое и культурное наследие, создав новую точку притяжения не только для Самарской области, но и для всего Поволжья", — подчеркнул инициатор проекта, депутат Госдумы Александр Хинштейн.

После произнесения приветственных слов Елена Проничева вместе с замминистра культуры РФ Владимиром Осинцевым и Александром Хинштейном погасили почтовые карточки, выпущенные специально к открытию филиала Третьяковки.

Тем временем система общепита фабрики-кухни готовилась к фуршету для гостей. Официанты подогревали на конфорках огромные алюминиевые кастрюли с чаем и кофе и держали наготове половники, чтобы разливать напитки по стаканам.

"В Самаре и вообще в Поволжье другого такого большого центра нет, это уникальное соединение возможностей. С одной стороны, это пространство, где можно провести выставку любого мирового уровня, с другой стороны, оно будет соединять и развлекательную, и познавательную функции — кинозалы, резиденции, мастерские для художников, детские программы", — отметил директор Самарского филиала Третьяковской галереи Михаил Савченко.

Жители Самары оценили появление знакового объекта. Уже в первый день работы Третьяковки все посетители отмечали, что на выставке многолюдно, и радовались друг за друга, что искусство теперь — в шаговой доступности.

"Говорим теперь всем знакомым в других городах: "Нам не нужно ехать в Москву, у нас есть Третьяковка в нашем городе", — отметила посетительница выставки Ирина Зайцева.

От серпа и молота к селедкам

Здание фабрики-кухни уникально, и кажется закономерным, что здесь мог появиться только знаковый объект.

После образования в СССР в 1923 году кооперативного товарищества "Нарпит" в стране началось создание сети рабочих столовых. Фабрики-кухни появлялись при заводах в разных городах. Их объединяли конструктивистская фундаментальность, крупные детали и обилие бетона. Но самарская фабрика-кухня выделялась из всех своей формой — в виде скрещенных серпа и молота.

Фабрика-кухня завода имени Масленникова (ЗИМ) построена в 1932 году по проекту одной из первых женщин-архитекторов России Екатерины Максимовой. Форма здания — дань эпохе и яркий образец советского конструктивизма. Главный символ Страны Советов особенно ярко различим, если смотреть на здание с воздуха.

Дарья Малеева/ ТАСС

В "серпе" располагались три обеденных зала: для детей, рабочих и сотрудников фабрики-кухни. В части, выполненной в виде молота, находилась сама кухня. Оттуда еда подавалась по конвейерам на раздачу в обеденные залы. В здании также была оборудована открытая летняя терраса для обедов, читальня, почта, парикмахерская и спортивная школа.

Темой еды концептуально пронизано и современное пространство фабрики-кухни. Этой теме посвящена и первая выставка "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве", расположившаяся в "серпе" здания. В "молоте" же проходят тематические мастер-классы в "Мастерской рыбов" и "Котлетной". Посетители лепят пельмени из гипса с начинкой из замоченной бумаги, а с помощью кухонных приборов, без кистей, рисуют пищу на тарелках.

"Основная идея — опыт, потому что еда — это то, что все мы претерпеваем, что с нами случается и не оставляет никого равнодушным", — объясняет куратор выставки, главный специалист научно-выставочного отдела самарской Третьяковки Константин Зацепин.

Три выставочных зала наполнены разным содержанием, связанным с едой. Сначала "Предвкушение", где показана тема еды в повседневности. В основном она представлена аскетично, показывая неявную красоту обычных бытовых вещей, но постепенно становится виден переход к библейским мотивам и обыгрыванию сюжета Тайной вечери. И здесь нашли свое место работы примитивистов Наталии Гончаровой и Нико Пиросмани.

Затем следует зал "Наслаждение", посвященный еде как жизнеутверждающему началу и источнику удовольствий. Здесь представлены в том числе всем известные шедевры русских передвижников, включая главную сенсацию выставки — картину Василия Перова "Охотники на привале". Работу отреставрировали перед отправкой в Самару.

Картина Василия Перова "Охотники на привале". Дарья Малеева/ ТАСС
Картина Василия Перова "Охотники на привале"

И на десерт — зал "Пресыщение", в котором выставлены как работы художников XIX века, изображавших трапезу как акт жизнеутверждения, так и образы чрезмерного потребления, отраженные в работах авторов ХХ века и современности.

"Когда только анонсировали тему выставки, казалось неуместным начинать с еды, какой-то внутренний протест даже был. А когда сюда пришли, поняли, почему так. Для первой экспозиции, для ввода тема идеальная, она объединяет все направления, всех художников", — отметила посетительница Ирина Воронкова. Она добавила, что пришла посмотреть не только экспозицию, отреставрированное здание фабрики-кухни и организацию пространства, но ей интересна и реакция других людей на увиденное. Вместе со своим спутником Антоном Сухоруковым они стали свидетелями спонтанного перформанса — реакции посетителей на картину Давида Штеренберга "Селедки".

"Люди говорили, мол, просто селедка, какой в этом смысл? Но это изображение одновременно притягательное и отталкивающее, оно раздражает, трогает все рецепторы. Автор добился того, чего хотел", — сказал Антон.

Путь спасения фабрики-кухни

Экспозиция выставки в самарской Третьяковке будет меняться, в этих стенах еще предстоит побывать многим шедеврам. Но постоянным обещает оставаться музей самой фабрики-кухни с интерактивной экспозицией об истории здания и развитии советского общепита.

В музее можно увидеть предметы кухонного обихода середины ХХ века, в том числе те, что использовали на самой фабрике-кухне. Огромные котлы и алюминиевые кастрюли, весы, различная посуда, тарелки и столовые приборы. Отдельный экспонат — газовая плита в интерьере кухни того времени. Здесь же интерактивная зона, где можно присесть за стол и, наблюдая за сменой блюд на экране, по специальной связи прослушать информацию об экспозиции и воспоминания очевидцев о фабрике-кухне. На стендах размещена информация о ее истории — от создания и расцвета до запустения, угрозы утраты и многолетней работы по спасению.

Дарья Малеева/ ТАСС

Уже в годы Великой Отечественной войны здание реконструировали, и основным изменением стало уменьшение оконных проемов и перекрытие витражных окон. Их заложили кирпичом — для экономии тепла. В таком состоянии фабрика-кухня простояла до 1990-х годов, когда начало обретать новую жизнь, но уже по перестроечным законам.

Фасад обшили пластиковым сайдингом, а внутреннее пространство разграничили перегородками из гипсокартона. В разное время здесь находились ресторан, торговый центр, лаборатория дизайна, ночной клуб, сауна и другие объекты. Здание ветшало и перестало эксплуатироваться, менялись его собственники, один из которых в 2008 году даже решил снести фабрику-кухню, чтобы построить жилой дом.

Тогда и начались общественные акции за сохранение уникального объекта, появилось градозащитное движение "Фабрика-кухня", которое возглавил кандидат архитектуры Виталий Стадников. На ситуацию обратил внимание Александр Хинштейн, добившийся в суде запрета на снос.

Позднее зданию присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения и передали в государственную собственность. И началась реставрация, на проведение которой из федерального бюджета выделили более 2,5 млрд рублей.

В 2013 году тогдашний министр культуры России Владимир Мединский предложил создать в здании фабрики-кухни филиал Государственного центра современного искусства. Но этим планам было сбыться не суждено, и в 2018 году после общественного голосования сформировали окончательную концепцию использования объекта: расположить филиал Третьяковской галереи, где будут проводиться сменные выставки из коллекций ведущих музеев России.

Дарья Малеева/ ТАСС

Обновленную фабрику-кухню презентовали в 2021 году, но внутренние работы продолжались. На прилегающей территории отремонтировали сквер Памяти борцов революции 1917 года и создали постиндустриальный парк "Сад баланса". Это место, где можно поразмышлять об окружающем пространстве и времени, поностальгировать по промышленному прошлому этого места, порефлексировать над возрождением здесь жизни и, возможно, о том, на каком этапе ЗИМ превращается в ИЗМ, если смотреть на установленные в центре парка буквы с определенной стороны.

Саму Третьяковку сначала планировали открыть в 2022-м, но реальным оказался срок май 2024 года. "Самым сложным было сделать так, чтобы в мечту, которая изначально казалась нереализуемой, поверили остальные. Когда в 2018 году я вернулся в регион и увидел, в каком состоянии находится здание, мне стало страшно, я долго думал, как переломить ситуацию", — поделился эмоциями Александр Хинштейн в день открытия галереи.

"На вкус и цвет" — товарищи все

Те, кто пришел в Третьяковку в первый день работы, ждали ее открытия и купили билеты сразу после сообщения о старте продаж.

"Я считаю себя амбассадором Третьяковской галереи, часто бываю в Москве, стараюсь посещать большие выставки. С нетерпением ждали, когда в нашем городе появится такая возможность, и то, что получилось, очень впечатляет: само здание, интересные локации, выставка. Экспозиция превзошла мои ожидания разнообразием: представлены работы художников разных эпох, картины разных стилей и жанров, инсталляции", — рассказала Юлия Каменева, пришедшая в Третьяковку вместе с дочерью. На память они купили каталог выставки и сувениры.

Некоторые совместили поход в галерею со знаковыми для себя событиями. Ирина Хамлий вместе с семьей посетила выставку в свой день рождения.

"Мы решили в этот день обязательно посетить выставку. Мы были в Третьяковке в Москве и видели эти картины. Но здесь меня поразили чудесная атмосфера и замечательный экскурсовод", — рассказала она. Ирина поделилась воспоминаниями из детства, когда в фабрике-кухне, той самой, с заложенными кирпичами окнами, она покупала пирожки. Затем Ирина уехала в Мурманск и только три года назад вернулась с семьей в Самару. Все три года, призналась, следила за ведущейся реставрацией здания и ждала открытия галереи.

Вообще на выставке оказалось много людей, приехавших из других городов. Например, Кристина Левакова переезжает в Самару из Когалыма. Билет в Третьяковку она купила сразу, как только появилась такая возможность.

Приводили с собой и детей. Семилетний Павел внимательно смотрел на работы знаменитых художников и отметил реалистичность деталей в "Натюрморте" Фомы Торопова. Ирина Гулькина, мама Павла, рассказала, что старается посещать с сыном все выставки в Самаре и обязательно ходить в музеи, когда оказываются в других городах.

Ирина Гулькина с сыном Павлом около картины "Натюрморт" Фомы Торопова. Дарья Малеева/ ТАСС
Ирина Гулькина с сыном Павлом около картины "Натюрморт" Фомы Торопова

Конечно, приходили и для того, чтобы увидеть знаменитые картины: "Охотников на привале" и "Чаепитие в Мытищах" Василия Перова, "Земство обедает" Григория Мясоедова, "Завтрак аристократа" Павла Федотова, "За завтраком" Зинаиды Серебряковой, "Утро" Татьяны Яблонской и многие другие.

"Меня волнует, что это история времени, в котором жили люди. Окунуться в историю предков интересно и познавательно. Например, "Семейный портрет" Тимофея Мягкова — люди сидят за столом, и в деталях мы видим эпоху. Если сделать сейчас наш семейный портрет, то все на нем будут с телефонами и планшетами в руках, — другое время", — поделилась впечатлениями посетительница Ольга Ковтун.

Найти что-то интересное и понятное для себя, на вкус и цвет, на выставке смогли все — и те, кто хорошо знаком с историей искусства, и те, кто пришел сделать селфи около "Охотников на привале". А значит, организаторы добились цели — сделать пространство галереи массовым.

Для того чтобы привлечь массовую публику, нужны шедевры, которые все знают, уверен куратор выставки Константин Зацепин. Но вместе с ними представлены менее известные работы художников ХХ века, и неспроста. "После исторического авангарда, который был до революции, есть 20-е годы, советские картины, и есть много нонконформизма, неофициального советского искусства с 1950-х и до 1990-х годов. Есть некоторые молодые, современные художники, и это большое достижение. Люди смотрят все картины на равных", — рассказал ученый.

Среди неожиданных работ он отметил "Яичницу" Сергея Шеховцова, работы гиперреалиста Сергея Шерстюка и фотореалиста Семена Файбисовича. Соседствуя с картинами передвижников, эти работы приобрели новые смыслы и стали восприниматься публикой на равных с другими шедеврами.

И зрелища, и хлеб

В первый день работы в самарскую Третьяковку приходили и статусные гости. Посещение выставки для Дмитрия Азарова стало последним публичным мероприятием в должности губернатора Самарской области. Делегация Азарова со стороны была похожа на одну из экскурсионных групп — ее участники прошли по залам вслед за куратором выставки, задерживаясь у некоторых картин для более детального их осмотра.

Камерный хор "Солярис"

Закончился первый день работы самарской Третьяковки кулинарным перформансом "Пельменный цех". За большим столом участницы камерного хора "Солярис" лепили пельмени — на этот раз из настоящих теста и фарша, сопровождая работу завораживающим разноголосьем.

Под "Любимый город может спать спокойно" и "Бьется в тесной печурке огонь" на глазах у зрителей они изготовили десятки пельменей. И уже через несколько минут на стол поставили огромную кастрюлю, — разумеется, алюминиевую, — с только что сваренным блюдом. Появились тарелки и вилки, и все желающие смогли угоститься и тем самым принять участие в театрализованном действе.

Так посетители галереи покидали фабрику-кухню, получив и зрелища, и хлеб. А также желание вернуться сюда вновь, ведь двери самарской Третьяковки теперь открыты каждый день.

Дарья Малеева