"Можно не ездить в Москву"
Уроженка Куйбышева (современная Самара), ныне москвичка Ирина Ведерникова приехала в родной город, чтобы не только навестить близких, но и побывать в Третьяковке. "Помню здание фабрики-кухни в полуразрушенном состоянии, и каким оно теперь стало! Приятно, что в Самаре есть место, где можно и классические, и современные произведения посмотреть", — говорит она.
Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре стал первым из трех запланированных к реализации федеральных проектов. Как отметила генеральный директор галереи Елена Проничева на торжественной церемонии открытия самарского филиала, на очереди Калининград и Владивосток.
"В Самаре первый из трех наших филиалов в регионах, наш долгожданный ребенок, наш дом!" — сказала Проничева. По ее словам, приспособить здание под выставочные нужды было той самой "нереальной задачей", которую удалось решить.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова в своем обращении отметила, что главная цель появления филиала Третьяковки — "сделать искусство доступным для каждого и сохранить богатое культурное наследие".
"Мы не просто восстановили уникальное здание в виде серпа и молота, но и наполнили этот проект новой жизнью, сохранив при этом историческое и культурное наследие, создав новую точку притяжения не только для Самарской области, но и для всего Поволжья", — подчеркнул инициатор проекта, депутат Госдумы Александр Хинштейн.
После произнесения приветственных слов Елена Проничева вместе с замминистра культуры РФ Владимиром Осинцевым и Александром Хинштейном погасили почтовые карточки, выпущенные специально к открытию филиала Третьяковки.
Тем временем система общепита фабрики-кухни готовилась к фуршету для гостей. Официанты подогревали на конфорках огромные алюминиевые кастрюли с чаем и кофе и держали наготове половники, чтобы разливать напитки по стаканам.
"В Самаре и вообще в Поволжье другого такого большого центра нет, это уникальное соединение возможностей. С одной стороны, это пространство, где можно провести выставку любого мирового уровня, с другой стороны, оно будет соединять и развлекательную, и познавательную функции — кинозалы, резиденции, мастерские для художников, детские программы", — отметил директор Самарского филиала Третьяковской галереи Михаил Савченко.
Жители Самары оценили появление знакового объекта. Уже в первый день работы Третьяковки все посетители отмечали, что на выставке многолюдно, и радовались друг за друга, что искусство теперь — в шаговой доступности.
"Говорим теперь всем знакомым в других городах: "Нам не нужно ехать в Москву, у нас есть Третьяковка в нашем городе", — отметила посетительница выставки Ирина Зайцева.
От серпа и молота к селедкам
Здание фабрики-кухни уникально, и кажется закономерным, что здесь мог появиться только знаковый объект.
После образования в СССР в 1923 году кооперативного товарищества "Нарпит" в стране началось создание сети рабочих столовых. Фабрики-кухни появлялись при заводах в разных городах. Их объединяли конструктивистская фундаментальность, крупные детали и обилие бетона. Но самарская фабрика-кухня выделялась из всех своей формой — в виде скрещенных серпа и молота.
Фабрика-кухня завода имени Масленникова (ЗИМ) построена в 1932 году по проекту одной из первых женщин-архитекторов России Екатерины Максимовой. Форма здания — дань эпохе и яркий образец советского конструктивизма. Главный символ Страны Советов особенно ярко различим, если смотреть на здание с воздуха.
В "серпе" располагались три обеденных зала: для детей, рабочих и сотрудников фабрики-кухни. В части, выполненной в виде молота, находилась сама кухня. Оттуда еда подавалась по конвейерам на раздачу в обеденные залы. В здании также была оборудована открытая летняя терраса для обедов, читальня, почта, парикмахерская и спортивная школа.
Темой еды концептуально пронизано и современное пространство фабрики-кухни. Этой теме посвящена и первая выставка "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве", расположившаяся в "серпе" здания. В "молоте" же проходят тематические мастер-классы в "Мастерской рыбов" и "Котлетной". Посетители лепят пельмени из гипса с начинкой из замоченной бумаги, а с помощью кухонных приборов, без кистей, рисуют пищу на тарелках.
"Основная идея — опыт, потому что еда — это то, что все мы претерпеваем, что с нами случается и не оставляет никого равнодушным", — объясняет куратор выставки, главный специалист научно-выставочного отдела самарской Третьяковки Константин Зацепин.
Три выставочных зала наполнены разным содержанием, связанным с едой. Сначала "Предвкушение", где показана тема еды в повседневности. В основном она представлена аскетично, показывая неявную красоту обычных бытовых вещей, но постепенно становится виден переход к библейским мотивам и обыгрыванию сюжета Тайной вечери. И здесь нашли свое место работы примитивистов Наталии Гончаровой и Нико Пиросмани.
Затем следует зал "Наслаждение", посвященный еде как жизнеутверждающему началу и источнику удовольствий. Здесь представлены в том числе всем известные шедевры русских передвижников, включая главную сенсацию выставки — картину Василия Перова "Охотники на привале". Работу отреставрировали перед отправкой в Самару.
И на десерт — зал "Пресыщение", в котором выставлены как работы художников XIX века, изображавших трапезу как акт жизнеутверждения, так и образы чрезмерного потребления, отраженные в работах авторов ХХ века и современности.
"Когда только анонсировали тему выставки, казалось неуместным начинать с еды, какой-то внутренний протест даже был. А когда сюда пришли, поняли, почему так. Для первой экспозиции, для ввода тема идеальная, она объединяет все направления, всех художников", — отметила посетительница Ирина Воронкова. Она добавила, что пришла посмотреть не только экспозицию, отреставрированное здание фабрики-кухни и организацию пространства, но ей интересна и реакция других людей на увиденное. Вместе со своим спутником Антоном Сухоруковым они стали свидетелями спонтанного перформанса — реакции посетителей на картину Давида Штеренберга "Селедки".
"Люди говорили, мол, просто селедка, какой в этом смысл? Но это изображение одновременно притягательное и отталкивающее, оно раздражает, трогает все рецепторы. Автор добился того, чего хотел", — сказал Антон.
Путь спасения фабрики-кухни
Экспозиция выставки в самарской Третьяковке будет меняться, в этих стенах еще предстоит побывать многим шедеврам. Но постоянным обещает оставаться музей самой фабрики-кухни с интерактивной экспозицией об истории здания и развитии советского общепита.
В музее можно увидеть предметы кухонного обихода середины ХХ века, в том числе те, что использовали на самой фабрике-кухне. Огромные котлы и алюминиевые кастрюли, весы, различная посуда, тарелки и столовые приборы. Отдельный экспонат — газовая плита в интерьере кухни того времени. Здесь же интерактивная зона, где можно присесть за стол и, наблюдая за сменой блюд на экране, по специальной связи прослушать информацию об экспозиции и воспоминания очевидцев о фабрике-кухне. На стендах размещена информация о ее истории — от создания и расцвета до запустения, угрозы утраты и многолетней работы по спасению.
Уже в годы Великой Отечественной войны здание реконструировали, и основным изменением стало уменьшение оконных проемов и перекрытие витражных окон. Их заложили кирпичом — для экономии тепла. В таком состоянии фабрика-кухня простояла до 1990-х годов, когда начало обретать новую жизнь, но уже по перестроечным законам.
Фасад обшили пластиковым сайдингом, а внутреннее пространство разграничили перегородками из гипсокартона. В разное время здесь находились ресторан, торговый центр, лаборатория дизайна, ночной клуб, сауна и другие объекты. Здание ветшало и перестало эксплуатироваться, менялись его собственники, один из которых в 2008 году даже решил снести фабрику-кухню, чтобы построить жилой дом.
Тогда и начались общественные акции за сохранение уникального объекта, появилось градозащитное движение "Фабрика-кухня", которое возглавил кандидат архитектуры Виталий Стадников. На ситуацию обратил внимание Александр Хинштейн, добившийся в суде запрета на снос.
Позднее зданию присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения и передали в государственную собственность. И началась реставрация, на проведение которой из федерального бюджета выделили более 2,5 млрд рублей.
В 2013 году тогдашний министр культуры России Владимир Мединский предложил создать в здании фабрики-кухни филиал Государственного центра современного искусства. Но этим планам было сбыться не суждено, и в 2018 году после общественного голосования сформировали окончательную концепцию использования объекта: расположить филиал Третьяковской галереи, где будут проводиться сменные выставки из коллекций ведущих музеев России.
Обновленную фабрику-кухню презентовали в 2021 году, но внутренние работы продолжались. На прилегающей территории отремонтировали сквер Памяти борцов революции 1917 года и создали постиндустриальный парк "Сад баланса". Это место, где можно поразмышлять об окружающем пространстве и времени, поностальгировать по промышленному прошлому этого места, порефлексировать над возрождением здесь жизни и, возможно, о том, на каком этапе ЗИМ превращается в ИЗМ, если смотреть на установленные в центре парка буквы с определенной стороны.
Саму Третьяковку сначала планировали открыть в 2022-м, но реальным оказался срок май 2024 года. "Самым сложным было сделать так, чтобы в мечту, которая изначально казалась нереализуемой, поверили остальные. Когда в 2018 году я вернулся в регион и увидел, в каком состоянии находится здание, мне стало страшно, я долго думал, как переломить ситуацию", — поделился эмоциями Александр Хинштейн в день открытия галереи.
"На вкус и цвет" — товарищи все
Те, кто пришел в Третьяковку в первый день работы, ждали ее открытия и купили билеты сразу после сообщения о старте продаж.
"Я считаю себя амбассадором Третьяковской галереи, часто бываю в Москве, стараюсь посещать большие выставки. С нетерпением ждали, когда в нашем городе появится такая возможность, и то, что получилось, очень впечатляет: само здание, интересные локации, выставка. Экспозиция превзошла мои ожидания разнообразием: представлены работы художников разных эпох, картины разных стилей и жанров, инсталляции", — рассказала Юлия Каменева, пришедшая в Третьяковку вместе с дочерью. На память они купили каталог выставки и сувениры.
Некоторые совместили поход в галерею со знаковыми для себя событиями. Ирина Хамлий вместе с семьей посетила выставку в свой день рождения.
"Мы решили в этот день обязательно посетить выставку. Мы были в Третьяковке в Москве и видели эти картины. Но здесь меня поразили чудесная атмосфера и замечательный экскурсовод", — рассказала она. Ирина поделилась воспоминаниями из детства, когда в фабрике-кухне, той самой, с заложенными кирпичами окнами, она покупала пирожки. Затем Ирина уехала в Мурманск и только три года назад вернулась с семьей в Самару. Все три года, призналась, следила за ведущейся реставрацией здания и ждала открытия галереи.
Вообще на выставке оказалось много людей, приехавших из других городов. Например, Кристина Левакова переезжает в Самару из Когалыма. Билет в Третьяковку она купила сразу, как только появилась такая возможность.
Приводили с собой и детей. Семилетний Павел внимательно смотрел на работы знаменитых художников и отметил реалистичность деталей в "Натюрморте" Фомы Торопова. Ирина Гулькина, мама Павла, рассказала, что старается посещать с сыном все выставки в Самаре и обязательно ходить в музеи, когда оказываются в других городах.
Конечно, приходили и для того, чтобы увидеть знаменитые картины: "Охотников на привале" и "Чаепитие в Мытищах" Василия Перова, "Земство обедает" Григория Мясоедова, "Завтрак аристократа" Павла Федотова, "За завтраком" Зинаиды Серебряковой, "Утро" Татьяны Яблонской и многие другие.
"Меня волнует, что это история времени, в котором жили люди. Окунуться в историю предков интересно и познавательно. Например, "Семейный портрет" Тимофея Мягкова — люди сидят за столом, и в деталях мы видим эпоху. Если сделать сейчас наш семейный портрет, то все на нем будут с телефонами и планшетами в руках, — другое время", — поделилась впечатлениями посетительница Ольга Ковтун.
Найти что-то интересное и понятное для себя, на вкус и цвет, на выставке смогли все — и те, кто хорошо знаком с историей искусства, и те, кто пришел сделать селфи около "Охотников на привале". А значит, организаторы добились цели — сделать пространство галереи массовым.
Для того чтобы привлечь массовую публику, нужны шедевры, которые все знают, уверен куратор выставки Константин Зацепин. Но вместе с ними представлены менее известные работы художников ХХ века, и неспроста. "После исторического авангарда, который был до революции, есть 20-е годы, советские картины, и есть много нонконформизма, неофициального советского искусства с 1950-х и до 1990-х годов. Есть некоторые молодые, современные художники, и это большое достижение. Люди смотрят все картины на равных", — рассказал ученый.
Среди неожиданных работ он отметил "Яичницу" Сергея Шеховцова, работы гиперреалиста Сергея Шерстюка и фотореалиста Семена Файбисовича. Соседствуя с картинами передвижников, эти работы приобрели новые смыслы и стали восприниматься публикой на равных с другими шедеврами.
И зрелища, и хлеб
В первый день работы в самарскую Третьяковку приходили и статусные гости. Посещение выставки для Дмитрия Азарова стало последним публичным мероприятием в должности губернатора Самарской области. Делегация Азарова со стороны была похожа на одну из экскурсионных групп — ее участники прошли по залам вслед за куратором выставки, задерживаясь у некоторых картин для более детального их осмотра.
Ваш браузер не поддерживает видео
Закончился первый день работы самарской Третьяковки кулинарным перформансом "Пельменный цех". За большим столом участницы камерного хора "Солярис" лепили пельмени — на этот раз из настоящих теста и фарша, сопровождая работу завораживающим разноголосьем.
Под "Любимый город может спать спокойно" и "Бьется в тесной печурке огонь" на глазах у зрителей они изготовили десятки пельменей. И уже через несколько минут на стол поставили огромную кастрюлю, — разумеется, алюминиевую, — с только что сваренным блюдом. Появились тарелки и вилки, и все желающие смогли угоститься и тем самым принять участие в театрализованном действе.
Так посетители галереи покидали фабрику-кухню, получив и зрелища, и хлеб. А также желание вернуться сюда вновь, ведь двери самарской Третьяковки теперь открыты каждый день.
Дарья Малеева