31 июля, 12:30
Статья

Мост в Европу. Как живет один из старейших городов Ленинградской области

Российский Ивангород и эстонская Нарва 33 года назад были частью единого государства, а еще раньше — одним городом. Сегодня между ними проходит государственная граница. Именно здесь еще в XVI веке Русь открыла "форточку" в Европу, а в XVII благодаря присоединению этой территории удалось открыть большое окно в Балтийское море. Я побывала в Ивангороде, чтобы узнать, как это поселение вне города, этот пограничный форштадт живет сегодня
Юлия Стрелец/ ТАСС

162 метра по мосту Дружбы

Ивангород стоит на самой границе между Россией и Эстонией, где два соседних государства разделяет неширокая река Нарва. Сегодня это единственное место, откуда можно в буквальном смысле попасть пешком на Запад: протяженность моста Дружбы через реку, по которой проходит государственная граница, составляет всего 162 метра.

"Вряд ли мы где еще увидим две страны, два боевых форпоста, расположенных, как говорили в древности, на расстоянии пущенной стрелы", — отметила историк и лектор-экскурсовод Ивангородского музея Кристина Суворова.

Такое близкое соседство с другим государством доставляет ивангородцам и неудобства. В историческом прусском районе Парусинка или же в самой крепости частая проблема — роуминг.

Мост Дружбы через реку Нарва. Юлия Стрелец/ ТАСС
Мост Дружбы через реку Нарва

Режим погранзоны разрешает россиянам въезжать в Ивангород только по пропускам, а местным — по штампу о регистрации. Это усложняет посещение города туристами: сегодня разрешение на въезд в приграничную зону нужно получать не меньше чем за 21 день до запланированной поездки. Но, как рассказал глава Ивангорода Александр Соснин, уже осенью 2024 года будет запущен пилотный проект, который уменьшит этот срок до трех дней.

Откуда на границе "пешеходные пробки"

Между Ивангородом и Нарвой есть международный автомобильный пункт пропуска, который сейчас закрыт на реконструкцию, работает только пешеходная часть. Кроме того, закрыты и все КПП на границе с соседней Финляндией. Из-за этого в Ивангород едут практически все, кто хочет попасть в Европу.

Автобусы, пункты назначения которых находятся на территории другого государства, синхронизируют рейсы: они в одно время подъезжают с двух сторон моста, и пассажиры переходят границу, садятся в другой автобус и едут дальше по маршруту.

"Конечно, ситуация на границе создает негативную среду. Люди как ездили, так и ездят, потому что по обе стороны у многих живут родственники. Создание бутылочного горлышка и ограничения с той стороны создают только негатив. Вдобавок эстонцы закрыли на ночь границу. Был случай, когда семья из Нарвы всю ночь провела на мосту, потому что свои же их не пропустили", — рассказал Соснин.

После введения в 1992 году визового режима перемещаться между городами стало непросто, а с усложнением геополитической обстановки, закрытием автомобильного пункта пропуска на реконструкцию и переводом работы эстонского пограничного пункта только на дневной режим работы попасть из Ивангорода в Нарву и обратно стало настоящим испытанием. Очередь на мосту Дружбы начинает скапливаться задолго до открытия пропускных пунктов. И дело не только в удобном расположении ивангородского КПП.

Что связывает русский Ивангород и эстонскую Нарву

Исторически Нарва и Ивангород были частью одного культурного и экономического пространства. Поскольку русское государство и Швеция вели борьбу за принаровские земли (историческая область, включающая в себя левое и правое побережья реки Нарвы — Наровы) не одно столетие начиная со Средневековья, оба города сохранили памятники архитектуры двух совершенно разных государств. В советский период города стали одним целым. Именно поэтому сегодня множество нарвитян и ивангородцев имеют родственников и друзей по обе стороны реки.

Государственная граница прошла по Нарве между двумя городами в августе 1991 года. Несмотря на попытки европейских властей стереть советский период из памяти нарвитян, люди по обе стороны границы одинаково помнят и чтут общую историю.

Считается, что Ивангород возник на карте бывшей Новгородской республики в 1492 году, когда Иван III на берегу реки Нарова заложил оборонительную крепость. Согласно летописям, город был назван в честь своего основателя: "повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже, против Ругодива города немецкого. На Нарове, на Девичьей горе на Слуде, четвероуголен и нарече ему имя Иванград".

Ивангородская крепость. Юлия Стрелец/ ТАСС
Ивангородская крепость

Место было выбрано не случайно — уже в 1480-е годы великий князь дал своим послам в Литву наказ подробно разузнать о гаванях на Балтийском море. Только через Балтику тогда можно было вести торговлю, независимую от иностранного контроля и вмешательства. Город должен был стать первым морским портом Российского государства и одновременно — крепостью на Балтике.

Дело в том, что здесь проходила так называемая Ганзейская линия — торговый путь, который связывал страны Запада с русским государством. Получается, что задолго до Петра I именно Иван III прорубил "окно в Европу". Или, как говорят в Ивангороде, "форточку". Первый порт на северо-западе России был построен в самом широком месте реки Нарва уже при Иване Грозном. Сегодня там сохранился причал для небольших судов.

С момента основания и до начала XVIII века крепость на правом берегу Нарвы переходила от России к Швеции и обратно пять раз, поэтому внутри оборонительного сооружения сохранились уникальные строения мастеров обоих государств.

30 августа (10 сентября по новому стилю) 1721 года подписанием Ништадского мира завершилась Северная русско-шведская война, по итогам которой Петр I фактически купил у шведского королевства Лифляндию (с Ригой), Эстляндию (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ингерманландию (Ижорскую землю) и другие территории за 2 млн русских серебряных рублей "в совершенное непрекословное вечное владение и собственность".

За это Россия вернула Швеции Финляндию, занятую русскими войсками, и дала ей право ежегодно беспошлинно вывозить из России хлеба на сумму 50 тыс. рублей. В свою очередь Швеция отдавала России Прибалтику и некоторые другие территории "в совершенное непрекословное вечное владение и собственность".

Побережье от Выборга и до границ с Восточной Пруссией стало частью Российского государства. По словам настоятеля Свято-Троицкой церкви отца Александра, купчая на эти территории и сегодня хранится в Грановитой палате в Москве.

Получается, что окно в Европу было гораздо шире, чем классическое представление о нем, воплотившееся в образе Санкт-Петербурга.

Разрушен до основания

После Первой мировой войны на территории Ивангородской крепости размещался карантинный лагерь для военнопленных Антанты. В Большом амбаре, который находится в юго-западной части Большого Бояршего города, находился перевалочный пункт, где в 1921 году провел некоторое время чешский писатель-сатирик, автор "Похождений бравого солдата Швейка" и комиссар Рабоче-крестьянской Красной армии Ярослав Гашек. Этому эпизоду своей биографии он посвятил очерк "И отряхнул прах от ног своих…", который также издавался под названием "Возвращение":

"Четвертого декабря, через 1850 лет после разрушения Иерусалима, через 428 лет после открытия Америки, а если и этих данных мало, то через 540 лет после изобретения пороха, я покинул пределы Советской России и появился на границе Эстонской республики".

Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в этом амбаре камеру пыток. В результате массовых карательных акций оккупантов в Ивангороде и Нарве из мирного населения не осталось практически никого: многих угнали на работы в Прибалтику и Германию, остальные были замучены и убиты.

Осада Принаровья длилась долгих четыре года. Город был разрушен практически до основания.

Как нарвитянам вернули любимый памятник

16 августа 2022 года правительство Нарвы приняло решение о сносе памятника танку Т-34. Он был установлен в 1970 году в память о советских танкистах, участвовавших в освобождении города. Нарвитяне многократно просили чиновников оставить монумент в покое, но государственная власть проигнорировала желание горожан — Т-34 демонстративно убрали с привычного места: его сдернули тралом и увезли в Таллин, а постамент сровняли с землей.

После этого инцидента российская сторона решила создать абсолютно идентичный памятник на правом берегу реки. Так, 11 сентября 2022 года, в День танкиста, к месту, которое очень хорошо просматривается с эстонского берега, из Москвы приехал особый Т-34 — боевая машина, принимавшая участие в качестве головного танка во многих парадах Победы. С 1985 года танк находился на базе хранения Минобороны.

Памятник танку Т-34. Юлия Стрелец/ ТАСС
Памятник танку Т-34

По Ивангороду он проехал своим ходом. За его маршрутом следили не только ивангородцы, но и нарвитяне. Когда танк подъезжал к постаменту, граждане обоих государств бросали к нему цветы. По словам Соснина, самая большая корзина на открытии монумента была от жителей Нарвы.

"К вопросу о нашей общей истории: таблички, которые установлены на постаменте, они и на русском, и на эстонском языке. Мы не стали ничего менять и воссоздали монумент один в один", — рассказал Соснин.

О культурном сотрудничестве с Евросоюзом

В конце 2000-х был разработан и утвержден проект "Развитие уникального эстонско-российского ансамбля крепостей как единственного в своем роде туристического продукта и сохранение культурного и исторического наследия". Планировалось, что Ивангородская крепость и замок в Нарве войдут в список ЮНЕСКО как единый ансамбль.

В 2015 году завершился масштабный этап реставрации Ивангородской крепости, которая в годы Великой Отечественной войны была разрушена почти на 90%. Большую часть средств на проведение работ тогда выделил Евросоюз, остальные деньги — почти €350 тыс. — предоставило Музейное агентство Ленинградской области. В результате удалось благоустроить самые старые и наиболее пострадавшие от войн крепостные стены. Сейчас она уже восстановлена на 60%.

Продолжение реконструкции крепостных сооружений в Нарве и Ивангороде было следующим этапом программы эстонско-российского приграничного сотрудничества на 2019–2022 годы, одобренным Европейской комиссией.

В планах было воссоздать Большой амбар, отреставрировать Художественный музей, благоустроить главную городскую набережную и главные туристические зоны города. Но в 2022 году соглашение с эстонской стороной не было продлено, что приостановило реставрационные процессы.

Несмотря на это, Ивангород принял решение начать реализацию проекта "Родной берег" своими силами. Проект, разработанный администрацией города, касается обустройства приграничной территории, которая долгие годы оставалась зоной не только геополитического, но и социально-экономического напряжения. Его реализация стала возможна благодаря успешному прохождению заявки в конкурсе Министерства строительства РФ "Малые города".

Так, уже в ноябре 2024 года откроется главная Ивангородская набережная. На ее создание было потрачено больше 100 млн рублей. Концепция будущей набережной была разработана с опорой на творчество известного художника и иллюстратора сказок Ивана Билибина. Художественный музей также находится в процессе восстановления.

К 2030 году преображение Ивангорода должно быть завершено: помимо капитального ремонта жилых зданий, реконструкции объектов культурного наследия, благоустройства улиц и зон отдыха в городе появятся новый спальный район, спа-отель и образовательный кампус.

80-летие Победы: праздник двух берегов

В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 2025 года Ивангород организует концерт и пригласит жителей Эстонии посмотреть его. Сцену на российском берегу пограничной реки, на которой пройдет праздничное мероприятие, развернут к Нарвскому замку.

Можно сказать, что формат совместного митинга-концерта уже стал традицией. Впервые "Берега Победы" прошли в Ивангороде 9 мая 2022 года. Организаторы мероприятия построили временную сцену таким образом, чтобы зрители с эстонской стороны тоже могли стать частью великого праздника. Также на берегу был установлен дополнительный экран, который транслировал парад Победы и показывал советские картины о Великой Отечественной войне. По данным Александра Соснина, трансляция мероприятия в 2023 году достигла отметки 178 млн просмотров, а с левого берега Нарвы его посмотрели около 7,5 тыс. человек.

"80-летие Великой Победы мы также широко отпразднуем здесь, в Ивангороде, с нашими патриотами на той стороне. Такого места больше нет нигде. Вместе с университетом юстиции и правительством Ленинградской области мы воплотили здесь проект "Берега Победы", когда две страны празднуют один праздник вместе", — рассказал Соснин.

Нарвская битва была одним из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны, она длилась семь с половиной месяцев, до середины сентября 1944-го. В ней участвовали все виды вооруженных сил — сухопутные войска, авиация и флот. Поэтому для нарвитян 9 Мая — такой же "праздник со слезами на глазах", как и для ивангородцев, который просто невозможно запретить.

Юлия Стрелец