21 октября 2024, 08:15
Статья

Нет особенных, а есть равные. О воронежской труппе с необычной инклюзией

На базе Воронежского театра юного зрителя действует необычный театр. В 2014 году в России театр стал первым театральным проектом, труппа которого не просто включает, а наполовину состоит из артистов с особенностями здоровья. Сегодня команда готовит первый спектакль для людей с ментальными особенностями
Арт-проект “Театр равных”

— Тань, осторожно, тут ступенька!

— Ага, чувствую.

— Тань, тут порожек, давай аккуратно…

Примерно так начинается каждая репетиция воронежского "Театра равных", труппа которого насчитывает 23 человека, где 11 — люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Любая театральная постановка невозможна без взаимодействия людей, но в "Театре равных" понимаешь это как нигде лучше. Артисты помогают незрячим коллегам ориентироваться в пространстве или зачитывают им текст для заучивания, низкорослым помогают забраться или, наоборот, спуститься с высоты.

Причины и мотивы работы в театре у каждого актера свои, но сейчас они не представляют жизни друг без друга. Вне сцены — семья, дети, обычная, зачастую приземленная работа: репетиторство, педагогика. Здесь будто дом, где все родные, нет особенных, а есть равные.

— Была какая-то детская мечта стать актрисой, ребенком все время читала стихи, стоя на стульчике, выступала на утренниках. Повзрослев, стала играть в КВН, участвовала в школьных мероприятиях. Через много лет узнала про кастинг "Театра равных", но не успела. Однако вселенная, видимо, услышала меня, и в труппу объявили второй отбор, на котором я уже прошла, — поделилась воспоминаниями актриса театра Татьяна Привалова.

У Татьяны частичная атрофия зрительного нерва — мир видится цветными пятнами. Ориентироваться помогают звуки, запахи и даже движения воздуха. Если на репетициях запоминать текст помогают коллеги, то дома — компьютерный ассистент, который наговаривает все механическим голосом. По краям сцены специально для Татьяны, куда падает свет прожектора, ставят стулья, чтобы она могла остановиться там же.

Арт-проект “Театр равных”

Первый артист с ментальными особенностями

Помимо ролей в театре у Татьяны есть еще одна, не менее важная роль — психолога-консультанта по работе с артистами с ОВЗ. В 2010 году она с красным дипломом окончила психолого-педагогический факультет Воронежского государственного педуниверситета и несколько лет работала по специальности в центре реабилитации в Семилукском районном обществе инвалидов. Поэтому именно она рассказывает художественному руководителю, режиссерам, педагогам, как выстраивать коммуникацию, проводит с потенциальными актерами собеседования. Периодически в труппу пробуются новые люди, но не все подходят из-за своих психологических особенностей.

— Первое время Таня подсказывала, как с кем из ребят лучше работать, на что обращать внимание, — рассказала художественный руководитель "Театра равных" Анна Гребенщикова.

Пару месяцев назад по рекомендации Татьяны в труппе появился Евгений, первый артист с ментальными нарушениями здоровья. Он узнал о театре, наверное, как и все в труппе: по соцсетям и "сарафанному радио". Молодой человек пришел пробоваться и понравился не только руководству, но и психологу. До Жени театр не работал с людьми с ментальными нарушениями, так как это противоречило обозначенным руководством требованиям к актерам. В труппе были люди с различными ограничениями здоровья, например эпилепсией, ДЦП, инвалиды-колясочники.

Женю взяли в труппу, и театр сразу приступил к репетициям новой постановки — первого спектакля для зрителей с ментальными нарушениями. В постановке много мужских ролей, а ребят не всегда хватает. На одной из репетиций режиссер-постановщик попросил папу молодого человека, который всегда его сопровождает, помочь почитать за некоторых героев. Так в театре появился еще один новый актер — Николай.

По словам Гребенщиковой, у театра есть ряд требований для будущих актеров: артист должен быть совершеннолетним, должен уметь самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, ведь театр выезжает на гастроли и различные фестивали.

При этом в труппе нет ни одного профессионального актера. И это каждый раз удивляет не только зрителей, но и жюри конкурсов и фестивалей.

"Шутейные рассказы"

Сейчас Татьяна вместе с другими 12 артистами труппы "Театра равных", 8 из которых с ОВЗ, готовят премьеру спектакля по рассказам Вячеслава Шишкова "Шутейные рассказы". Артисты впервые будут работать с хореографом-постановщиком.

Отмечается, что драматургия в постановке будет упрощена за счет сокращения сложных речевых оборотов автора, а мизансцены выстроены в понятном для каждого зрителя ключе. При этом труппа играет в зале на 380 мест, половину из которых специально отдадут людям с ментальными особенностями.

Актеры, у которых есть те или иные особенности, говорят, что диагнозы, хоть и могут несколько мешать работе в театре, все равно "тонизируют". Они могут наткнуться на различные препятствия в виде стульев, дверей, партнеров, им трудно подниматься на сцену, но это заставляет больше концентрироваться.

— Я как-то не заметила в объявлении о сборе труппы, что половина ребят будет с ОВЗ. Не то чтобы напугало, но было в новинку, боязно от возможной внутренней реакции. На третий день ты забываешь, в чем ваши отличия. Мы можем как-то помочь ребятам, направить, зачитать, но это такие мелочи, — объяснила поэт, прозаик, кандидат физико-математических наук, актриса "Театра равных" Дарья Князева.

В театре трудятся худрук, режиссер-постановщик, больше 20 актеров, администратор, помощница режиссера и худрука. При необходимости подключаются педагоги по вокалу, речи. Но есть и свои негласные "должности", например, массажист Алексей. Он тоже является актером "Театра равных", просто почти 15 лет занимается классическим массажем. А сейчас он — единственный в мире специалист с первой группой инвалидности по зрению (у Алексея дистрофия сетчатки глаза), работающий с поющими чашами по методике Виктора Сурикова, по специализации анестезиолога-реаниматолога, специалиста по квантовой медицине.

Согласно методике при проведении звукового массажа поющими чашами происходит погружение в поверхностный сон. Во время сеанса клиент слышит голос специалиста, звучание чаш. Смысл в полном расслаблении мышц, освобождении от усталости и мышечных напряжений. В ходе процедуры отмечаются стабилизация психического состояния, замедление мыслительной активности.

У Алексея также два музыкальных образования: баян и академический вокал. Он играет на различных инструментах, сейчас осваивает саксофон.

— В нашем дебютном спектакле "Кот на крыше", который мы представили через полгода после первого кастинга, звучала моя музыка. В новой постановке я буду играть и свою роль на сцене, и на баяне, — улыбается артист.

Арт-проект “Театр равных”

У Татьяны тоже есть свои достижения: за 10 лет она сыграла довольно много ролей, были спектакли, где приходилось играть трех разных персонажей. Говорит, что при этом текст не путается, потому что у героев абсолютно разные эмоции, мировоззрение и мысли.

А еще она "немного увлекается" дайвингом. Татьяна — восьмикратная чемпионка Воронежской области по парадайвингу (погружения с аквалангом и специальным снаряжением, подводное плавание для инвалидов), двукратная абсолютная чемпионка международных соревнований. В активе Татьяны более 60 медалей, несколько установленных рекордов по некоторым дисциплинам соревнований. А вот в актерской сфере вершины еще впереди.

— Хочу сняться в полноценном серьезном фильме, может быть, драме. Чувствую, что я, наверное, больше комедийная актриса, но роль хочется, знаете, характерную, насыщенную. А еще мечтаю озвучить мультфильм, фильм — поработать с дубляжом.

Худрук Анна Гребенщикова считает труппу устоявшейся и подводит промежуточные итоги.

— Сейчас у нас уже налажена коммуникация, за 10 лет 80% первых актеров остались в театре. Сегодня уже нет нужды набирать артистов, труппа работает стабильно. Тогда, в 2014 году, мы создали инновационную площадку по интеграции людей с ОВЗ в театральную среду с помощью постановки спектаклей. Теперь практически в каждом городе-миллионнике созданы подобные инклюзивные проекты. А нам, наверное, нужно искать какие-то другие цели. Ведь появившаяся в Воронеже площадка стала примером для всей страны, — не скрывает радости Анна Гребенщикова.

Алёна Хлевнюк