Россия – единственная страна в мире, имеющая свой атомный ледокольный флот. Предназначенный для работы в Арктическом регионе планеты, он появился еще в прошлом веке. В первую очередь флот обслуживал Северный морской путь – транспортную полярную магистраль, по которой суда доставляли полезные ископаемые.
Сейчас сразу несколько государств конкурируют за ресурсы и границы в Арктическом регионе. Скоро у России появятся сразу три новых атомных ледокола, включая самый мощный и большой в мире – «Арктику». Специальный корреспондент портала DV.land Иван Чесноков разбирался, нужен ли нашей стране проект в 120 млрд рублей.
Лакомая Арктика
Арктика – лакомый кусок современной геополитики. Своими запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку» (Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента - это почти четверть мировых запасов углеводородов. При этом 78% из них – природный газ, большее количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти – на Аляске.
Чтобы использовать запасы углеводородов, России нужны атомные ледоколы. Их задача – открывать путь грузовым судам по Северному морского пути (СМП) и доступ к районам Севера и арктическому шельфу.
Правда, у трех из действующих российских атомоходов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. На смену им должны прийти три атомохода типа «Арктика»: головное судно «Арктика» и два серийных, «Сибирь» и «Урал». Срок сдачи – к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно. Сейчас их строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу госкомпании «Росатомфлот».
Как строят атомные ледоколы нового поколения
Балтийский завод – бренд, который ассоциируется с атомным ледокольным флотом страны. С 1971 года на нем строят все отечественные атомоходы, кроме первого «Ленина». Завод расположен в западной части Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в устье Невы.
За 160-летнюю историю Балтийского завода на нем построили около 600 судов и кораблей. У судостроительного предприятия есть три построечных места – два стапеля и эллинг. Стапель "А" Балтийского завода в 350 метров длиной – самый большой в России.
В ноябре 2013 года тут заложили головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Он должен стать самым большим и самым мощным двухреакторным атомным ледоколом в мире.
Главное в строящейся «Арктике» – это технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте. Во-первых, это двойная осадка, то есть у ледокола регулируется глубина погружения судна в воду: он будет проводить караван судов и во льдах, и в устьях рек. Во-вторых, новый атомный реактор, с ним судно может больше полугода не заходить в порт на перезарядку.
«Ледокол может ходить без перезарядки около 7 лет, – поясняет руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский. – Для опреснения воды есть две установки, в сутки каждая перерабатывает по 70 тонн. Главное – необходимо вовремя пополнять провизию».
Пока на стапеле Балтийского завода стоят 10 тысяч тонн уже собранных металлоконструкций будущего ледокола, в цехе предварительной сборки №12 создают секции надстройки (закрытого сооружения на верхней палубе судна) для головного ледокола «Арктика», секции корпуса для «Сибири» и запускают изготовление первых трех закладных секций для «Урала».
Сердце ледокола – атомный двигатель «РИТМ-200» – привезут на завод в июне из Подольска. При этом он почти в два раза легче и компактнее своих аналогов, то есть дешевле по затратам на материалы и занимает меньше места на судне. А значит, экономически эффективнее.
- Семь главных фактов о ледоколе "Арктика"
- Роль новых атомоходов в развитии Севморпути и «битве за Арктику»
- Дневники капитана ледокола
Обо всем этом читайте в полном тексте репортажа на портале DV.land