Взрываясь в породу: как сегодня добывают золото на Дальнем Востоке

Большая часть золота добывается промышленным карьерным способом, но россыпная золотодобыча также не теряет своих позиций, Россия традиционно удерживает первое место в мире по добыче россыпного золота

130 лет назад на Дальнем Востоке началась "золотая лихорадка": по стране разнесся слух о богатых золотоносных реках Приамурья, тысячи людей со всей Империи, побросав работу, устремились на прииски. Сегодня запасы благородного металла во всем Дальневосточном округе составляют около 5000 тонн, ежегодно компании добывают десятки тонн золота. Корреспондент DV.land отправился на золотые рудники близ реки Зея и увидел, как добывают золото в XXI веке.

К концу XIX века компании, разрабатывающие несколько золотоносных районов в Приамурье, давали до 1/5 всего золота, добываемого в Российской Империи. Во времена Советского Союза Дальний Восток занял лидирующие позиции по добыче золота и других драгоценных металлов. В 1990 годы золотодобыча пришла в упадок, но золото никуда не делось.

Сегодня около 95% всего российского золота добывается в 15 регионах и 6 из них относятся к Дальневосточному федеральному округу (Чукотский АО, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область).

Большая часть золота добывается из коренных месторождений промышленным карьерным способом, но россыпная золотодобыча также не теряет своих позиций, Россия традиционно удерживает первое место в мире по добыче россыпного золота.

Россыпное золото

Времена лопаты, лотка и бутара ушли в прошлое, теперь по руслам ручьев плывут огромные корабли-драги с золотодобытчиками.

Драга с помощью больших черпаков-ковшей, закрепленных на цепном приводе, поглощает мутную взвесь грунта вместе с камнями и водой, оставляет себе драгоценный металл, а пустую породу сбрасывает. С передней стороны драги расположена черпаковая цепь. Медленно двигаясь, она роняет воду и песок обратно в ручей, а внутрь машины подает порции породы, одну за другой кидая их в завалочный люк - туда где вращается буторная бочка, в которой промывается золотоносная порода.

Времена лопаты, лотка и бутара ушли в прошлое, теперь по руслам ручьев плывут огромные корабли-драги с золотодобытчиками. Они с помощью черпаков-ковшей, закрепленных на цепном приводе, поглощают мутную взвесь грунта вместе с камнями и водой, оставляют себе драгоценный металл, а пустую породу сбрасывают.

Вместе с водой все это болтается в бочке, как в стиральной машине. Золото тяжелее песка, и оно оседает на специальных дражных ковриках, а все остальное - галька и песок - с помощью штакерной ленты вываливается за корму драги.

Она медленно плывет вверх по ручью на понтоне высотой 2,5 метра, проходя в сутки по 20−25 метров, «съедая» по 4500 кубических метров грунта и оставляя себе всего 600−800 грамм золота. В отдельные удачные дни получается и по 2−3 килограмма золота, результат сильно зависит от содержания драгоценного металла в породе. Чтобы добраться до золотоносной породы, нужно вгрызаться в дно ручья порой на глубину до 4 метров.

Сезон работы драги обычно длится с 1 мая до 1 декабря. Работа идет в две смены - дневную и ночную, в каждой смене трудится не меньше 10 человек. Драги дороги и сложны в обслуживании, их установка экономически целесообразна только на тех месторождениях, которые имеют перспективу в 20 и более лет.

Там, где золотоносные участки можно выбрать всего за несколько сезонов, устанавливают грохоты - большие вибрационные сита.

Грохот отличается от драги лишь тем, что он устанавливается стационарно и для его обслуживания нужны экскаваторы и бульдозеры. Экскаваторы подают золотоносную породу на транспортерную ленту, которая кидает ее в барабан, где горная масса постепенно перемещается по просеивающей поверхности от загрузочного конца к выходному. Мелкая и легкая фракция выбрасывается, а более тяжелая отправляется на обогатительную установку.

Конечный продукт работы драги и грохота - шлих, тяжелая фракция, где золото перемешано с другими минералами и металлами. Весь наработанный шлих в мешках с пломбами отправляют в золотоприемную кассу. Вся дальнейшая работа с ним идет исключительно вручную. Сначала шлих попадает в специальную шлихообогатительную установку, на выходе из которой получается уже обыкновенный золотой песок. Его засыпают в тигли (керамические формочки) и отправляют для плавки в печь, разогретую до температуры в 1200 градусов.

После выплавки из золотого песка получаются настоящие слитки весом по одному килограмму, на них ставится предварительная проба и печать предприятия. Эти слитки под охраной, специальными самолётами или вагонами поездов отправляют на аффинажный завод, где золото отделяют от всех примесей и доводят до максимальной - 999 - пробы...

 

Полный текст репортажа читайте на портале DV.land