10 ОКТ, 11:39

"Летучий голландец" Эрмитажа: кому принадлежат затонувшие картины

Россия и Финляндия не могут договориться о принадлежности коллекции, затонувшей в XVIII веке

245 лет назад в Балтийском море погиб голландский двухмачтовый флейт "Фрау Мария", на котором в числе прочих грузов перевозились картины из коллекции купца Геррита Браамкампа, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа. С 1999 года, когда финские водолазы обнаружили обломки корабля у Аландских островов, Россия и Финляндия ведут дискуссии о принадлежности картин, которые, возможно, все еще находятся на морском дне.

Хроника путешествия

Согласно бортовому журналу корабля, который хранится в муниципальном архиве финского города Турку, "Фрау Мария" вышла в свое последнее плавание из Амстердама в Санкт-Петербург 5 сентября 1771 года. Корабль взял на борт весьма разнообразный груз: сахар, цинк, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и 27 картин голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын.

Согласно выдержкам из бортового журнала "Фрау Марии", которые в 2000 году опубликовал шведский историк Кристиан Альстрем в журнале Nautica Fennica, поначалу флейт должен был пойти в Балтийском море севернее, чтобы избежать плавания в опасных прибрежных финских водах с каменистым дном, но сошел с курса и разбился о скалы. В бортовом журнале сказано, что корабль потерял управление в шторм, когда вся команда собралась для молитвы. Экипаж не решился проводить ночь на судне и с помощью шлюпок начал эвакуироваться на один из ближайших островов. 7 октября моряки подошли на шлюпках к тонущему флейту и забрали с него ту часть груза, до которой смогли добраться. "Мы обнаружили, что верхняя палуба была наполовину под водой. Мы спасли все, что смогли", — сказано в бортовом журнале. На следующий день спасение груза пришлось прекратить из-за ухудшения погоды, а придя к месту катастрофы 9 октября, экипаж был вынужден лишь констатировать гибель "Фрау Марии". "Мы пришли посмотреть на наш корабль, но уже не могли его видеть", — гласит запись в журнале.

Один груз, четыре собственника

В 1970-х годах Кристиан Альстрем обнаружил в финских архивах информацию о "Фрау Марии". Почти 30 лет спустя, летом 1999 года, финская экспедиция под началом Рауно Койвусаари обнаружила затонувший корабль в Шхерном море (часть Балтики в районе архипелага Турку и Аландских островов. — Прим. ТАСС), в 11 км от острова Юрмо. Исследователи экспедиции установили, что при аварии корабля его груз не пострадал. По оценкам европейских экспертов, общая стоимость картин на "Фрау Марии" может составить до €1,5 млрд.

Почти сразу после обнаружения "Фрау Марии" стали появляться планы ее подъема, с которыми выступали и российские, и шведские предприниматели, однако вместе с этими планами возник и вопрос принадлежности судна с грузом, на который, как выяснилось, могут претендовать четыре государства: Нидерланды — как страна, которой принадлежал парусник и из порта которой он отправился в свое последнее плавание; Швеция — как страна, территорией которой острова Шхерного моря были в XVIII веке; Россия — как страна, которой предназначался приобретенный в Амстердаме груз, оплаченный к моменту кораблекрушения;

Финляндия — как страна, территорией которой острова Шхерного моря являются сейчас. Финский закон определяет, что если корабль и груз пробудут в территориальных водах Финляндии сто лет, то страна становится их единственным законным владельцем. Этот срок истекает в декабре 2017 года, когда страна Суоми отметит столетие своей независимости.

В 2001–2004 годах Финляндия представила "Фрау Марию" для международных исследований по проекту подводного культурного наследия (проект MoSS, финансировавшийся по Европейской программе "Культура"). Весной 2000 года Музейное ведомство Финляндии (The National Board of Antiquities) и собственник территории Финская лесная администрация (Finnish Forest Administration) заключили соглашение, объявившее территорию, где был найден корабль, охраняемой исторической зоной и запретившее проход кораблей над нею.

Россия: попытки спасения картин с XVIII века

Российские власти пытались вызволить картины Эрмитажа со дна моря еще в XVIII веке. Как только в Петербурге узнали о катастрофе "Фрау Марии", правительство России тут же обратилось к Швеции с просьбой взять ситуацию под особый контроль. Канцлер Никита Панин писал своему шведскому коллеге Ульрику Шефферу о том, что "на борту находится несколько ящиков с ценными картинами, принадлежащими Ее Императорскому Величеству".

Попытки спасти корабль, приостановленные зимой из-за ледовой обстановки, были возобновлены весной 1772 года, однако технологии XVIII века не позволили осуществить ни подъем судна, ни груза с него.

После обнаружения обломков корабля в 1999 году вопрос о доставке картин по назначению встал опять, и российские специалисты стали предлагать финнам совместные исследования. С 2008 года шли российско-финляндские переговоры по вопросу о "Фрау Марии". Весной 2011 года Финляндия официально объявила об отказе от планов подъема "Фрау Марии" или ее обломков и о своем намерении организовать международную выставку, представив на ней находки с этого корабля. Финское министерство культуры тогда проинформировало об этом своих коллег в РФ, поблагодарив российскую сторону за сотрудничество в проектах, которые привели к значительному продвижению в изучении судна и находящихся на нем ценностей. В письме, которое направил тогда министр культуры и спорта Финляндии Стефан Валлин своему российскому коллеге Александру Авдееву, было сказано, что реализация проектов, связанных с "Фрау Марией", "привела к значительному продвижению в изучении судна и оценке находящихся на нем ценностей, однако Финляндия не планирует поднимать затонувший корабль или его обломки".

Выставка, посвященная кораблю, открылась в Морском музее в Котке, а подводный проект "Фрау Мария" в декабре 2012 года был объявлен завершенным и достигшим своих целей.

Эрмитаж: объект по-прежнему интересен

Специалисты Государственного Эрмитажа считают, что "Фрау Мария" и ее груз, если он действительно сохранился, по-прежнему представляют интерес для музейных исследований.

"Коллекция могла бы украсить залы Эрмитажа, если бы не кораблекрушение судна «Фрау Мария», — говорится на официальном сайте музея. — И по сей день не угасает надежда поднять картины голландских мастеров с морских глубин".

В ноябре 2013 года российские музейщики предложили коллегам из Финляндии сотрудничать в исследовании "Фрау Марии". Тогда же был подписан меморандум о взаимопонимании в области музейного дела с Ассоциацией музеев Финляндии.

"Это можно назвать полумузейным эпизодом сотрудничества, — сказал тогда ТАСС гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Очень широкое поле для работы, в том числе в части того, чтобы найти хорошее дипломатическое решение на случай, если там окажутся картины, хотя, скорее всего, их там нет". "Этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать. Его нельзя было поднять в XVIII веке, а сейчас очень интересно посмотреть, как могут сохраниться картины под водой, — сказал Пиотровский. — Если будет проект, мы будем участвовать". "Российские музейщики готовы сотрудничать, чтобы эту историю завершить музейным, благородным путем, а не спором о территориальных водах", — подчеркнул Пиотровский, являющийся также президентом Союза музеев РФ.

Генеральный секретарь финской Ассоциации музеев Пекка Рави назвал эту идею очень интересной. "Здесь очень много технических проблем, но если будет принято решение о подъеме корабля, это действительно хорошая возможность".

Тем не менее за два прошедших года никаких шагов в сторону совместных исследований сделано не было, и "Фрау Мария" вместе с грузом остается призраком для эрмитажных коллекций, своего рода "Летучим голландцем" Эрмитажа.

Технические перспективы подъема

Российские специалисты по подводной археологии уверены, что единственным препятствием к подъему "Фрау Марии" является юридический вопрос, связанный с финским законодательством, и основанная на этом позиция Финляндии.

Научный руководитель и начальник единственной в России экспедиции подводной археологии "Память Балтики" контр-адмирал Константин Шопотов, входивший в 2007–2010 годах в состав комиссии Росохранкультуры по "Фрау Марии", считает, что в случае отсутствия юридических препятствий подъем флейта и груза с него не вызвал бы у специалистов больших затруднений.

"Поднять «Фрау Марию» несложно, она находится на небольшой глубине, к тому же воды Балтийского моря холодные, в них отсутствуют жучки-древоточцы и другие вредители, поэтому можно говорить о хорошей сохранности дерева. Понятно, что ценный груз, находившийся на этом корабле, за 200 с лишним лет мог быть частично или полностью разворован, как, например, пропали тюльпаны и серебро, находившиеся непосредственно на палубе, но если картины, перевозившиеся на нем, остались, они упакованы в тубы, и можно предполагать их полную сохранность. Об этом говорит опыт наших исследований — все, что мы поднимаем, в хорошей сохранности". Сам флейт, по оценке специалиста по подводной археологии, не представляет особой научно-исторической ценности.

"Вопрос здесь только в позиции Финляндии", — уверен контр-адмирал.

Однако основываясь на 25-летнем опыте исследований своей экспедиции, Шопотов отмечает, что подъем затонувших кораблей — менее сложная задача, чем последующее сохранение поднятых ценностей на суше: на морском дне вода действует как естественный консервант, а контакт с воздухом требует других способов сохранения.

"Консервация — очень дорогостоящий процесс, очень сложный, и не всегда он гарантирует результат, — говорит Шопотов. — Специалистов по работе с морской археологической древесиной очень немного и нужно тщательно выбирать консервант в зависимости от того, сколько дерево находилось под водой, какой был температурный режим, когда и где был сделан корабль. Ошибки возможны, и их результатом может быть дальнейшее разрушение корабля, например консервант в сочетании с ржавчиной от металлических деталей приводит к умиранию дерева.

"ПАМЯТЬ БАЛТИКИ"

Подводно-археологическая экспедиция "Память Балтики" работает в Выборгском заливе Балтийского моря с 1992 года. Она проводит исследования на месте Выборгского сражения 1790 года между российским и шведским флотами, в которых с обеих сторон участвовало более 500 кораблей. Российский флот под командованием адмирала Чичагова не потерял в этом бою ни одного корабля, тогда как шведский, которым командовал лично король Густав III, лишился семи линейных кораблей, трех фрегатов и более 80 гребно-парусных судов. На основе находок этой экспедиции создана экспозиция Музея подводной археологии, открытого в Выборгском замке, где представлены поднятые с морского дна детали затонувших кораблей. В их числе — дубовый станок шестифунтовой пушки с линейного корабля "Ловиза Ульрика", носовая фигура с 62-пушечного корабля "Хедвиг Элизабет Шарлотта", становой якорь с 22-пушечного бриг-коттера "Драгон" и другие предметы. С затонувших шведских кораблей члены экспедиции "Память Балтики" поднимают также предметы личного вооружения моряков, монеты, бытовые вещи.

Охраняемые подводные объекты российских морей

Охраняемые подводные объекты есть во всех российских морях. С разной степенью успешности и значимости находок в каждом из них регулярно проводятся поиски и исследования.

Балтика

В российской части Балтики список охраняемых подводных объектов начали формировать с 1998 года. В 2015 году было объявлено о планах создания к 2021 году подводного музея затонувших кораблей, который будет устроен в Старом Петровском доке на острове моряков — в Кронштадте.

Российские подводные археологи исследуют затонувшие корабли не только в морских водах, но и в закрытых водоемах, например в новгородском озере Ильмень и на реках. Правда, именно здесь научное открытие обернулось курьезом: в 2014 году новгородские исследователи объявили о находке самого древнего образца русского кораблестроения — ладьи XV века. Однако при исследовании на борту судна нашли столярную коробку со штампованным алюминием и кирпичи с клеймами заводов "Ленин" и "Саламандра", по всей вероятности, сделанные на небольших кирпичных заводах под Петербургом и Новгородом не ранее XIX века.

Черное море

Древнейшие памятники, которые относятся еще ко временам античности, находят в Черном море. В 2014 году археологи нашли возле корабля  бронзовый V-образный таран, на котором четко виден отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора. Эта находка позволила точно датировать время гибели корабля — 63 год до нашей эры — и подтвердить существовавшие до этого момента исключительно в письменном виде свидетельства античных историков Плутарха и Аппиана о восстании в Фанагории, для подавления которого Митридат прислал свои войска.

В Крыму Музей подводной археологии действует с 2013 года в Феодосии. В его экспозиции представлены предметы, поднятые в месте гибели самого легендарного парусного корабля Черного моря, — "Принц", затонувшего в 1854 году.

Дальний Восток

Дальний Восток не может похвастаться поднятыми известными кораблями из-за больших глубин. Однако есть немало кораблей — военных и гражданских, — по-прежнему лежащих на морском дне, ставших излюбленными объектами поисков искателей подводных кладов. Умы искателей сокровищ до сих пор занимают загадки кораблей, перевозивших легендарное золото Колчака, знаменитый китайский фарфор и даже коньяк 100-летней выдержки.

Знаменитый найденный на морском дне корабль у берегов Приморья — крейсер "Изумруд", один из немногих русских кораблей, который смог уцелеть в Цусимском сражении в 1905 году.

Север

Архангельская экспедиция Дмитрия Кравченко осенью 2012 года обнаружила фрагменты каравеллы голландского мореплавателя Виллема Баренца (1550–1597), затонувшей более 400 лет назад у Новой Земли. До этого поиск каравеллы с предположительным названием «Меркурий» у Новой Земли уже проводился 13 раз, начиная с 1977 года. И только в 2012-м у мыса Спорый острова Северный Новой Земли исследователи обнаружили три больших куска шпангоутов. Радиоуглеродный анализ подтвердил, что возраст древесины датируется концом XVI века. Это дает право утверждать, что найденные фрагменты корпусного набора древнего судна принадлежат затонувшей каравелле Баренца.

В 2014–2016 годах спасательные силы Северного флота в рамках проведения тактико-специальных учений подняли на поверхность уникальную технику времен Второй мировой войны с потопленного немцами в 1945 году американского транспорта "Томас Дональдсон", входившего в состав Полярных конвоев.

Читать на tass.ru