13 ноября 2013, 18:35

Пиотровский предлагает поднять судно "Фрау Мария" с грузом картин для двора Екатерины II

В случае, если картины были хорошо законсервированы, их цена может составить до 1,5 млрд евро

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Российские музеи предложили коллегам из Финляндии сотрудничать в исследовании затонувшего на Балтике голландского парусника XVIII века "Фрау Мария" / Vrow Maria"/, перевозившего в 1771 году из Амстердама в Санкт-Петербург картины, приобретенные императрицей Екатериной Второй для Эрмитажа, и предметы роскоши для императорского двора. Об этом заявил в среду президент Союза музеев РФ Михаил Пиотровский на церемонии подписания меморандума о взаимопонимании в области музейного дела с Ассоциацией музеев Финляндии.

Этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать
Михаил Пиотровский
президент Союза музеев РФ

"Это можно назвать полумузейным эпизодом сотрудничества, - сказал он. - Очень широкое поле для работы, в том числе в части того, чтобы найти хорошее дипломатическое решение на случай, если там окажутся картины, хотя, скорее всего, их там нет". Пиотровский считает, что "этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать".

"Если будет проект, мы будем участвовать", - сказал он ИТАР-ТАСС.

Генеральный секретарь финской Ассоциации музеев Пекка Рави в свою очередь назвал эту идею "очень интересной". "Здесь очень много технических проблем, но если будет принято решение о подъеме корабля, это действительно хорошая возможность", - говорит он.

С момента обнаружения двухмачтового флейта "Фрау Мария" на дне Шхерного моря в 11 км от острова Юрмо у юго- западного побережья Финляндии в 1999 году исследователи и энтузиасты, в том числе российские и шведские предприниматели, неоднократно выдвигали проекты подъема этого корабля со дна Балтики, однако ни один из них не принес результатов. С 2008 года шли российско-финляндские переговоры по вопросу о "Фрау Марии". Весной 2011 года Финляндия официально объявила об отказе от планов подъема "Фрау Марии" или ее обломков и о своем намерении организовать международную выставку, представив на ней находки с этого корабля. Финское министерство культуры тогда проинформировало об этом своих коллег в РФ, поблагодарив российскую сторону за сотрудничество в проектах, которые привели к значительному продвижению в изучении судна и находящихся на нем ценностей. Выставка открылась в Морском музее в Котке, а подводный проект "Фрау Мария" в декабре 2012 года был объявлен завершенным и достигшим своих целей.

Груз не пострадал

Исследователи установили, что при аварии корабля его груз не пострадал, поэтому его подъем по-прежнему представляет интерес для специалистов музейного дела. "Этот корабль нельзя было поднять в XVIII веке, а сейчас очень интересно посмотреть, как могут сохраниться картины под водой", - считает Пиотровский. По данным историков, живописные полотна, которых на "Фрау Марии" было более двадцати, находились в металлических тубах, поэтому некоторые специалисты допускают возможность того, что упаковки могли сохранить свою герметичность. В этом случае общая стоимость картин может составить до 1,5 млрд евро.

Претенденты на художественные ценности

Претендентами на художественные ценности с "Фрау Марии" считаются четыре государства: Россия - в силу того, что покупателем была Екатерина II, оплатившая как груз, так и его перевозку, Нидерланды - поскольку речь идет о голландском корабле, Швеция - поскольку в XVIII веке эти места были собственностью шведской короны, и Финляндия - как современный собственник этих вод. Финский закон определяет, что если корабль и груз пробудут в территориальных водах Финляндии сто лет, то страна становится их единственным законным владельцем. Этот срок истекает весьма скоро - в декабре 2017 года страна Суоми отметит столетие своей независимости.

"Российские музейщики готовы сотрудничать, чтобы эту историю завершить музейным, благородным путем, а не спором о территориальных водах", - подчеркнул президент Союза музеев РФ.