Как Забайкалье борется за звание родины Чингисхана
Россия спорит с Монголией и Китаем, где больше "родных мест завоевателя". Победе мешает нехватка дорог
Как семь городов называют себя родиной Гомера, так и три страны — Россия, Китай и Монголия — оспаривают звание "колыбели" Чингисхана. И если монгольские ученые считают, что средневековый правитель появился на свет в сомоне Дадал Хэнтийского аймака Монголии, то их российские коллеги склоняются к тому, что это легендарное место находится в Ононском районе Забайкальского края.
Это все его родное
Споры российских и монгольских ученых о месте рождения основателя и первого хана империи монголов не стихают. В своих исследованиях и те и другие опираются на литературный памятник середины XIII века "Сокровенное сказание монголов". Но, как объяснил ТАСС доктор исторических наук археолог Александр Константинов, эти споры несущественны, поскольку Делюн-Болдоком называют не только конкретные места (как, например, урочище в Ононском районе), но и целую долину, расположенную как в Монголии, так и в России.
"Все это его родные места, его родовые угодья. И этот факт могут использовать в обоих государствах", — говорит историк, рассуждая о туристическом потенциале бренда "Чингисхан".
Делюн-Болдоком называют не только конкретные места, но и целую долину, расположенную как в Монголии, так и в России. Все это его родные места, родовые угодья. И этот факт могут использовать в обоих государствах
В соседней Монголии имя великого хана используют давно. Для монголов основатель империи — культовая фигура. Если вы полетите в Улан-Батор на самолете, приземлитесь в аэропорту Чингисхан. Если решитесь добраться туда на машине, въедете в город по проспекту Чингисхана. Остановившись в местной гостинице Chinggis Khaan hotel, рассчитаетесь за номер тугриками, на каждом из которых — портрет завоевателя. Футболки с изображением монгольского правителя, водка, названная в его честь, портреты на склонах сопок, небоскреб "Топор Чингисхана", и это еще далеко не все.
Недалеко от монгольской столицы в местности Цонжин-Болдог в 2008 году открыли крупнейший в мире памятник Чингисхану. Его высота — 40 метров без учета 10-метрового постамента. Конная статуя завоевателя настолько огромна, что на голове лошади, на которой он "восседает", находится смотровая площадка.
Старается не отставать и сомон Дадал, который монголы считают местом рождения исторического деятеля. Здесь, на вершине одной из сопок, по словам Константинова, установлен большой белый камень с надписью на старо-монгольском "Чингисхан". Так местные жители "застолбили" право именоваться родиной завоевателя. Посмотреть на эти места приезжают сотни людей. Для них обустроили кафе, лавки с сувенирами.
Поездки по "чингисхановым местам" популярны не только у самих монголов, но и у иностранных гостей. По данным информационного агентства "Монцамэ", в 2015 году страну посетили около 386 тыс. туристов из других государств, что примерно соответствует уровню 2014 года.
Чита — Чингисхан: совместимость имен
В 2014 году власти Забайкалья вступили в борьбу за "наследие Чингисхана", включив урочище Делюн-Болдок (родину правителя по версии российских историков) в концепцию развития туристической отрасли региона до 2020 года.
По мнению составителей документа, Делюн-Болдок "перспективен для развития культурно-познавательного, этнического и научного туризма". Однако для его использования нужно сначала построить подъездную дорогу к селу Нижний Цасучей в пяти километрах от местечка и дорогу местного значения от села к самому урочищу, где нужно поставить хотя бы памятный знак. Денег на это у региона нет. Инвесторы вкладывать не торопятся.
Одним словом, если в Монголии уже научились конвертировать образ Чингисхана в конкретные доходы, то в российском Забайкалье это остается на уровне концепций, проектов и обсуждений.
Так, еще с середины 2000-х годов власти Забайкалья обсуждают проект этнографического музея под открытым небом "Чита — Чингисхан", который планировали разместить в пригороде Читы — возле сел Засопка, Шишкино и Угдан. Вот только к монгольскому завоевателю этот центр должен иметь весьма отдаленное отношение: он, как надеются авторы идеи, включит старообрядческий, эвенкийский, казачий и городской комплексы. В него также войдут фольклорно-этнографический театр, городок ремесел, выставочный павильон, детский городок и скотный двор.
"Основная цель музея — сохранение, изучение и популяризация самобытной культуры народов Забайкалья, промыслов, ремесел и, кроме того, поддержка новых форм бизнеса и развитие предпринимательства", — пояснили авторы проекта. Но, по мнению доктора философских наук Артема Жукова, этот замысел оказался мертворожденным, слишком уж несовместимы два имени — Чита и Чингисхан.
Для российской истории и культуры Чингисхан — фигура, мягко говоря, неоднозначная, отсюда и сложное отношение к нему в обществе. И перешагнуть через это нельзя даже в Забайкалье
"В Забайкалье есть свои легенды о рождении и смерти основателя великой монгольской империи. Но какое отношение они могут иметь к символике российского государства за Байкалом? Ведь именно российское государство представляет Чита — столица края, ставшая городом как минимум через 660 лет после смерти азиатского владыки. Нет, не эту власть и не эту культуру символизирует центр Забайкалья. Российское Забайкалье в самом центре Азии — это не заслуга и поклонение перед культурой Востока, а величие российского государства, и только эту идею может и должен отражать такой символ, как Чита", — убежден Жуков.
Но самой скандальной инициативой, связанной с именем знаменитого монгола, стала попытка жителей Агинского Бурятского округа установить памятник Чингисхану на берегу реки Онон. В 2012 году это предложение вызвало жаркую дискуссию в регионе. "Для российской истории и культуры Чингисхан — фигура, мягко говоря, неоднозначная, отсюда и сложное отношение к нему в обществе. И перешагнуть через это нельзя даже в Забайкалье, которое из всех регионов России имеет самое прямое отношение к этому деятелю", — уверен краевед Александр Лыцусь.
Здоровье дороже
В российском Забайкалье, помимо местечка Делюн-Болдок, есть и другие места, имеющие, пусть и отдаленное, отношение к фигуре Чингисхана. Например, руины Кондуйского городка — средневекового монгольского поселения, в центре которого располагался крупный дворцовый комплекс, принадлежавший, по одной из версий, хану Исунке — племяннику Чингисхана, получившему эти земли за особые заслуги при завоевании Средней Азии. Вот только когда-то прекрасный дворец давно разрушен до основания и больше привлекает археологов, чем туристов.
Еще в регионе есть "Вал Чингисхана" — древнее фортификационное сооружение, построенное, правда, за несколько столетий до жизни великого правителя. Есть "Чаша Чингисхана" — священный для бурят памятник природы, связанный с легендой, по которой правитель завещал похоронить себя в русле реки Онон, временно отведенном в сторону. После захоронения воины якобы вернули воды на место и развели на высоком берегу огромный огонь, расплавивший горные породы и придавший им форму чаши.
Есть озера, которым легенды приписывают связь с Чингисханом. Например, чашу озера Арей в 200 километрах от Читы, по одному из преданий, вырыли монгольские воины во время похода.
Не использовать эти красоты для развития туризма было бы ошибкой. С этим согласны во всех региональных ведомствах, связанных с отраслью, — и в Минкульте, и в Министерстве международного сотрудничества и внешнеэкономических связей, и в Минздраве. Согласны в министерствах и с тем, что единственным конкурентным преимуществом края на туристическом рынке может стать не легендарный Чингисхан, а реальная медицина.
"Развитие санатория "Дарасун", больницы восстановительного лечения в селе Ямкун, создание реабилитационных центров, конечно, прежде всего необходимы для оздоровления самих забайкальцев, но все это даст положительный импульс и туристической отрасли", — сказал в интервью ТАСС и. о. министра здравоохранения региона Сергей Давыдов.
Все остальное, включая "колыбель" древнего правителя, в таком случае станет приятным дополнением в программе тех, кто приедет за Байкал, чтобы поправить здоровье.