Сеть местных авиалиний Дальнего Востока, некогда самая разветвленная в стране и разрушенная четверть века назад, начала возрождаться. Воздушные трассы вновь потянулись в отдаленные районы и на острова, куда еще недавно можно было добраться только по воде или по разбитым и отсыпанным дорогам. Тысячи людей снова получили устойчивую связь с главными городами регионов и доступ к квалифицированной медицинской помощи.
История гражданской авиации на Дальнем Востоке началась в 1911 году, когда русский авиатор Яков Седов поднялся на 50 метров над Владивостоком и бухтой Золотой Рог на аэроплане "Фарман". Но первый гражданский воздушный маршрут был открыт на Дальнем Востоке только в 1928 году, он соединил Иркутск и Якутск. Это была первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и крайнего Севера.
К 1990 году на территории ДФО работало около 470 аэродромов и посадочных площадок. С развалом СССР местная авиация на Дальнем Востоке, равно как и по всей стране, пришла в упадок. Самолеты распродали, аэродромы вместе с годами создававшейся инфраструктурой пришли в запустение. От краха малой авиации пострадали, в первую очередь, жители отдаленных районов, где нет надежного автомобильного или железнодорожного сообщения с региональными центрами. В непогоду, когда ливни размывали единственную дорогу к населенному пункту, люди оказывались фактически отрезанными от большой земли. Только в Хабаровском крае и Амурской области в 90-х годах закрыли по 10 аэропортов.
Авиация по-"пластунски"
Возрождение малой авиации на Дальнем Востоке началось спустя почти четверть века после развала. Лучше всего сейчас обстоят дела в Приморье, Хабаровском крае и Якутии.
В сегменте региональных перевозок на Дальнем Востоке сейчас используются советские Ан-2, Ан-24 и Ан-26, канадские DHC и французские "Аэробусы". На местных воздушных линиях также можно встретить самолеты L-410 и вертолеты Ми-8. Если говорить о возрасте парка, то «Антоновы» и вертолеты Миля были выпущены в 70-х-80-х годах прошлого столетия, все остальные суда — современные. Обновляя парк, местные власти все чаще выбирают канадские DHC-6 и DHC-8.
В Приморье и на Сахалине решили развивать инфраструктуру и субсидировать авиаперевозки. Создали единое предприятие "Пластун Авиа", полностью взявшее на себя управление малыми аэродромами региона, а также ликвидировали сборы за взлет и посадку с авиакомпаний, работающих на местных маршрутах.
- Правительство субсидирует взлеты и посадки по программе "Развитие транспортного комплекса Приморского края", поэтому аэропорты не берут плату с самолетов и вертолетов, — говорит генеральный директор предприятия Виталий Юшин.
В Приморье местными авиалиниями занялись вплотную два года назад. Именно тогда к властям обратились жители северных районов с просьбой восстановить воздушное сообщение с краевой столицей. Вскоре первый рейс соединил Владивосток и поселок Кавалерово.
Эксперты отмечают, что местная авиация в крае набирает популярность. Так, в прошлом году два DHC-6 перевезли почти 17 тысяч пассажиров, а за три квартала нынешнего года — уже свыше 23 тысяч.
Впрочем, спрос объясняется, прежде всего, доступными ценами, почти не отличающимися от стоимости проезда в междугороднем автобусе. Например, поездка автобусом из Дальнегорска во Владивосток обойдется в 1216 рублей, а перелет — в 1684 рубля. Помогли субсидии из краевого бюджета. Только в прошлом году на эти цели потратили 345 млн рублей.
Спасение от стихии
В Хабаровском крае и в Амурской области малые аэродромы находятся в ведении федеральных казенных предприятий. Соответственно, и летающие по местным маршрутам перевозчики от платы за взлет и посадку не освобождены.
На местных линиях Хабаровского края работают две авиакомпании — "Хабаровские авиалинии" и "Восток", вместе они обеспечивают 13 социально значимых маршрутов. Речь идет о рейсах из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, Охотск, Комсомольск-на-Амуре, Нелькан, Советскую Гавань, Богородское, Аян, Чумикан, Херпучи. На вертолетах Ми-8 летают из Николаевска-на-Амуре и Хабаровска в Тугур, Тором, Чумикан, Удское, а в периоды апрельской и ноябрьской распутицы — в Новокуровку и Победу.
Субсидирует авиаперевозки правительство края.
- Кроме того, организованы сезонные авиаперевозки молодежи и пожилых людей по сниженным вдвое тарифам, — пояснил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. — В прошлом году этой возможностью воспользовались почти 4 тысячи человек. Всего же в бюджет региона на этот год для субсидирования авиакомпаний заложено чуть более 344 миллионов рублей.
Минувшим летом малая авиация стала настоящим спасением для жителей северных сел Амурской области, где случился паводок. Тогда стихией были серьезно повреждены автомобильные дороги до ряда населенных пунктов Селемджинского района. Регулярные рейсы в Февральск и Экимчан выполнялись, но в экстремальных условиях мест в самолете, отправляющемся всего дважды в неделю, оказалось недостаточно для всех желающих. Билеты разбирали почти на две недели вперед.
Во время паводка по заявкам администрации района до северных сел были запущены дополнительные рейсы местной авиакомпании "Амурская авиабаза". Пассажиров перевозили самолетом Ан-2, рассчитанном на 12 человек.
Сейчас авиасообщение в регионе идет по 4 маршрутам, охватывающим 11 городов и поселков, включая Благовещенск, Свободный, Экимчан, Февральск, Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак, Горный, Октябрьский и Зею. В дальневосточном управлении Росавиации отмечают, что из-за дефицита областного бюджета выделить достаточно средств на перевозку пассажиров не представляется возможным.
Рекордсменом же в стране по количеству аэропортов является самый восточный регион России – Чукотка. Здесь на 50 тысяч жителей приходится 9 аэропортов, не считая вертолетных площадок, действующих чуть ли не в каждом селе. Только из Анадыря сейчас можно улететь в 18 населенных пунктов…
Полный текст на сайте DV.LAND