Охота на соколов: как редких птиц вывозят из России в арабские страны
Популярность соколиной охоты в арабских странах может привести к исчезновению этих птиц в России. О масштабах браконьерской охоты, контрабанды пернатых и борьбе с этим явлением — в репортаже ТАСС
С головы сокола-балобана аккуратно снимают закрывающую глаза шапочку — клобучок, и он резко взмывает в небо, кружит над сопками Забайкалья и группой экологов, которые несколько недель помогали хищной птице справиться со стрессом, полученным в плену у сирийских браконьеров.
Сокол улетает, ему повезло: его удалось спасти от контрабандной переправы на Ближний Восток. До тысячи хищных птиц в год вывозят браконьеры из России в арабские страны для популярной там соколиной охоты.
Где ловят
В октябре охотоведы и пограничники задержали в Забайкальском крае двух граждан Сирии, которые незаконно отлавливали редких соколов. Выйти на след браконьеров помогли как оперативная группа Даурского заповедника, так и местные жители — они заприметили подозрительных охотников. У задержанных, по данным Госохотслужбы региона, нашли семь живых голубей — приманку для соколов, шапочки-клобучки и другие приспособления для отлова и перевозки хищных птиц.
"Отловленную птицу удалось обнаружить не сразу: туго перевязанная, как куколка, она лежала на полу под сиденьем в машине браконьеров, — рассказал заместитель директора Даурского заповедника Олег Горошко. — Здоровье балобана вызывало большие опасения: он находился в состоянии сильнейшего стресса, выглядел слабым. Самостоятельно есть птица начала лишь на четвертый день после изъятия".
Это не первый подобный случай в одном лишь Забайкалье. К примеру, в ноябре 2015 года здесь задержали шестерых иностранцев — сирийцев, курда и азербайджанца. У них нашли арсенал браконьеров — 30 голубей для приманки, 60 ловушек. "Хищных птиц отлавливают сетями или с помощью манных птиц, чаще всего это происходит в конце лета и ранней осенью, с августа по ноябрь", — добавили в Даурском заповеднике.
"За последние три года в Забайкалье участились случаи задержания ловцов редких птиц, — отметил Горошко. — Этому способствует и общий рост незаконной ловли в России, и то, что браконьеры, например, из Алтая перебираются дальше на восток страны. Кроме того, в нашем регионе удалось остановить снижение популяции балобанов благодаря работе с энергетиками и установке птицезащитных устройств на ЛЭП. Это также привлекает незаконных охотников".
Страдает от браконьеров и соседняя Бурятия. Как сообщили в СУ СКР региона, в октябре сотрудники ФСБ и МВД провели спецоперацию и задержали банду, которая занималась незаконной добычей и продажей краснокнижных птиц: они ловили соколов на севере республики для поставок на Ближний Восток. Одну из попавших к ним птиц обнаружили в их машине при выезде из Бурятии в Иркутскую область. Еще 11 особей четверо злоумышленников держали в съемной квартире в самом Иркутске. Полицейские нашли их голодными, привязанными за лапы к мебели и с колпаками на головах. Это стало третьим подобным случаем с 2013 года.
Все это подтверждает информацию о том, что нелегальная охота на редких соколов, процветавшая в начале 1990-х годов на Алтае, стала перемещаться на восток страны, в Бурятию, Забайкалье и еще дальше — на Дальний Восток. По словам руководителя научно-методического центра биоразнообразия Всероссийского НИИ охраны окружающей среды Минприроды РФ Александра Сорокина, если в начале 1990-х годов браконьеры ежегодно вывозили с Алтая около тысячи птиц, то сейчас это количество на порядок меньше
"Кроме того, арабы — основные покупатели таких птиц — переключаются с балобанов на кречетов, и теперь это главная беда в этой сфере на Камчатке и Чукотке, где они обитают", — заключил Сорокин.
Кто вывозит
Орнитологи просят не называть стоимость редких птиц в арабских странах. Боятся, что эти суммы вскружат голову местным жителям и увеличат число охотников до легких денег — нефтяные шейхи и другие любители соколиной охоты не скупятся, пополняя свои коллекции. Но, по оценке Минприроды РФ, ежегодный ущерб от незаконной добычи пернатых хищников достигает 200 млн рублей.
Поймав кречетов, балобанов, сапсанов и других редких хищников, птицеторговцы стремятся вывезти их за границу — к потенциальным покупателям. Самые громкие случаи задержания "птичьих" контрабандистов происходили в последние годы на российско-казахской границе и в аэропортах Москвы.
Так, в сентябре 2014 года на границе Алтайского края и Казахстана сотрудники таможни задержали партию из семи балобанов и 11 сапсанов. Контрабандист связал им лапы, надел на головы шапочки-клобучки и спрятал животных в своей машине. В августе 2015 года в Челябинской области осудили сотрудника таможни, который помогал контрабандисту вывезти в Армению трех балобанов. По словам ветеринара, который осматривал животных, соколы были усыплены транквилизаторами.
Контрабандистов с птицами ловили во всех аэропортах Москвы. Следователи устанавливали случаи подкупа птицеторговцами сотрудников полиции и таможни, грузчиков. К примеру, в конце 2015 года в столице задержали банду, вывозившую кречетов через аэропорт Шереметьево в Ереван, а затем — в Объединенные Арабские Эмираты. По информации СК РФ, грузчики незаконно проносили соколов в зону комплектования транзитного багажа, меняли бирки авиакомпаний и переносили животных на борт самолета.
Еще один случай произошел в сентябре 2016 года: живой груз из 30 соколов задержали в Домодедове. Птиц пытались по поддельным документам вывезти в ОЭА. Тогда Минприроды России попросило МВД провести расследование и установить всех участников незаконной торговли птицами, занесенными в Красную книгу России.
Урон от деятельности браконьеров и контрабандистов колоссален. В том же Забайкалье из-за поставок хищных птиц в арабские страны популяция редких балобанов оказалась на грани исчезновения: если в 1990-е годы в крае обитало около 240 особей, то сейчас их численность сократилась почти до 100.
Как рассказала заведующая лабораторией экологии и систематики животных Института общей и экспериментальной биологии РАН Наталья Борисова, в мировом масштабе за 19 лет численность балобана снизилась на 48% и, по разным оценкам, составляет от 8,5 до 15 тыс. пар, что критически мало, учитывая огромный ареал обитания этих птиц. В Туркмении и Казахстане дикие соколы истреблены почти полностью, теперь та же участь может постигнуть Россию.
Как остановить
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, запрещает ловлю и вывоз редких птиц из мест их обитания. В 2013 году по инициативе Минприроды России была ужесточена уголовная ответственность за контрабанду, незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных, в число которых входят и соколы. Теперь преступникам грозит до семи лет лишения свободы со штрафом до 2 млн рублей. По информации Даурского заповедника, незаконная поимка одного балобана или сапсана возмещается в размере 600 тыс. рублей, кречета — 1,1 млн рублей.
Для дальнейшей борьбы с браконьерами и контрабандистами, по словам Горошко, необходимо работать с местными жителями — рассказывать им о масштабе угрозы в случае гибели популяции, убеждать их не только не помогать нелегальным охотникам, но и сообщать о них правоохранительным органам. "Нужно развивать межрегиональное сотрудничество, ведь браконьеры сегодня ловят птиц в Бурятии, а завтра уже едут в Забайкалье или на Алтай. Мы уже выступили с подобной инициативой и работаем с коллегами из Бурятии, Хакасии, Иркутской области, Алтайского края", — рассказал ученый.
Кроме того, что редких птиц необходимо охранять в принципе, важен момент их значимости для природы в целом. Хищные пернатые — важный элемент в пищевой цепочке, они контролируют численность грызунов, выступают "санитарами", охотясь на ослабленных особей
Интересно, что соколиная охота в арабских странах, ставшая главной причиной контрабанды, в самой России сегодня практически не практикуется. "У нас охота с ловчими птицами — удел нескольких десятков энтузиастов. Птиц очень неудобно содержать в условиях, отличных от сельских. Их нужно постоянно пролетывать, тренировать, иначе они застаиваются. Городской клерк по определению не может быть соколятником", — отметил в интервью ТАСС зоолог, охотовед и писатель, редактор "Русского охотничьего журнала" Михаил Кречмар.
Стать соколятником в России вдвойне сложнее, так как этому препятствует законодательство. "Само изъятие диких птиц из природы возможно только по специальному разрешению. Деятельность по их отлову и перевозке противозаконна на каждом этапе", — подчеркнул Кречмар. Осталось добиться, чтобы то, что не дозволено российскому охотнику, было не дозволено и арабскому шейху.
"Кроме того, что редких птиц необходимо охранять в принципе, важен момент их значимости для природы в целом, — сказала представитель Сибирского отделения РАН Наталья Борисова. — Хищные пернатые — важный элемент в пищевой цепочке, они контролируют численность грызунов, выступают "санитарами", охотясь на ослабленных особей. Любое животное — часть природы, и, когда в нее бесконтрольно вмешивается человек, в любом случае нарушается баланс и ни к чему хорошему это не приводит".