Создатели робототехники: через два-три года людей в офисах не будет
Станет ли через пару лет возможной полноценная коммуникация людей и машин, что еще умеют роботы и чему вот-вот научатся, выясняла корреспондент ТАСС
Через пару лет роботы заменят людей не только на тяжелой физической работе, но и на интеллектуальной и аналитической. Некоторые даже предполагают, что люди совсем скоро смогут общаться с роботами на равных. Об этом рассказала ТАСС доцент кафедры информационных технологий Пермского университета (ПГНИУ) Динара Гагарина.
"Сегодня роботами заменяется тяжелая, низкоинтеллектуальная или рутинная деятельность. Но скоро они "отберут" у нас не только тяжелую работу, но и офисную — есть аналитический отчет TheFutureofJobs, представленный в этом году на экономическом форуме в Давосе, согласно которому к 2020 году будет сокращено 7 млн рабочих мест, больше половины их них — административные и офисные", — рассказала эксперт.
По словам Гагариной, сейчас мировое научное сообщество ведет разработки интеллектуальной роботехники в нескольких направлениях: это и совершенствование технологий распознавания речи, и поддержание разговора, и математическое моделирование эмоций. Такие исследования лежат на стыке технологий, лингвистики, искусственного интеллекта и математики.
Наука дошла до того, что современные роботы умеют отвечать на вопросы, поддерживать простой разговор и имитировать эмоции, но до полноценного общения еще далеко.
"В самых продвинутых случаях это иллюзия такого общения. В большинстве же случаев человеку придется подстраиваться под робота, упрощать предложения и говорить четче — совсем не так, как в общении на равных. Из последних ярких примеров — робот София (в марте 2016 года представленный американской компанией Hanson Robotics, основанной Дэвидом Хэнсоном в 2003 году. — Прим. ТАСС), которая создает очень эффектную иллюзию общения: не только "разумно" отвечает на вопросы, но и имитирует практически полный спектр человеческих эмоций, в нее заложены десятки выражений лица, и она умеет устанавливать зрительный контакт с собеседником", — отметила Гагарина.
Роботы стали свободнее общаться с людьми
А вот по словам Олега Кивокурцева, основателя компании "Промобот" (работает с 2013 года. — Прим. ТАСС), являющейся в России единственным поставщиком уникальных роботов-консультантов, используемых в качестве администраторов, гидов, промоутеров, дворников, уборщиков и в других сферах, роботы уже совсем скоро смогут общаться с человеком на равных.
"Для хорошего человеко-машинного общения с помощью голоса требуется решить две проблемы: чтобы робот тебя понимал и чтобы робот тебе осознанно отвечал. Для решения первой проблемы мы разработали уникальный микрофонный массив, который позволяет распознавать речь человека с минимальной погрешностью и даже в самых шумных помещениях: торговых центрах, аэропортах, вокзалах. Для решения второй задачи мы разработали уникальный сервис лингвистической базы, где хранится более ста тысяч различных речевых модулей для ответов на различные вопросы", — рассказал Кивокурцев.
По его словам, все эти разработки легли в основу третьей версии "Промобота", которая была представлена осенью 2016 года на форуме "Открытые инновации — 2016" на площадке "Сколково". "Он может одновременно общаться сразу с несколькими людьми, распознавать пол, возраст, настроение собеседников независимо от того, какое освещение в помещении. Он узнает, кто перед ним стоит. Также он может двигать руками, наклонять корпус в различных направлениях и изменять свое положение по вертикальной оси", — пояснил Кивокурцев.
Этот робот-консультант приобрел определенную свободу в общении с людьми благодаря технологиям нейронных сетей. "С помощью данной технологии робот способен понимать не только отдельный запрос, но и соответствующий контекст вопроса. В робота можно хаотично загружать целые книги, инструкции, и робот может свободно ориентироваться по полному контексту полученных данных", — рассказал Кивокурцев.
Он отметил, что сегодня у компании 23 представительства по всему миру (пермские роботы "трудятся" в Китае, Казахстане, Чехии, США, Ирландии, Великобритании и скоро появятся в Южной Америке, а затем и в Австралии). "На данном этапе совершена поставка 161 робота в музеи, торговые центры, кинотеатры, бизнес-центры. Сегодня роботы могут общаться на русском, немецком, китайском, английском и чешском языках. Добавлять контент в робота может каждый собственник на свое усмотрение", — уточнил собеседник агентства.
Роботы осваивают новые профессии
По словам Динары Гагариной, роботы начинают осваивать новые профессии. Сейчас промышленность активно использует, например, роботизированные станки. Роботизация также активно входит в сферу онлайн- и офлайн-торговли, автоматизации складов и доставки. "Самый яркий пример — склады компании Amazon: их роботы, занимающиеся транспортировкой товаров, оказались в четыре-пять раз эффективнее сотрудников, выполняющих аналогичную работу. Плюс планировка склада под роботов значительно экономит площадь", — отметила собеседница агентства.
"Среди новых направлений — сельское хозяйство. Появляются умные агротехнологии, задействованные на всем цикле производства сельхозпродукции, уже есть полностью роботизированные фермы. Нельзя не сказать о медицине. Из сегодняшнего — высокоточные роботы-манипуляторы для операций. Из стоящего на пороге массового внедрения — нанороботы, которые будут перемещаться по организму, доставлять лекарство к нужному органу, проводить диагностику и операции без разрезов", — сказала Гагарина.
Среди новых направлений — сельское хозяйство. Появляются умные агротехнологии, уже есть полностью роботизированные фермы. В медицине — высокоточные роботы-манипуляторы для операций. На пороге массового внедрения — нанороботы, которые будут перемещаться по организму, доставлять лекарство к нужному органу, проводить диагностику и операции без разрезов
Она также отметила, что для помощи детям и взрослым со специальными потребностями активно используются нейроинтерфейсы — системы взаимодействия между мозгом и компьютером. В этом случае коммуникация человека с роботом может осуществляться не на вербальном уровне, а на уровне считывания и передачи сигналов мозга. "Например, экзоскелет, надетый на человека. Мозг подает сигнал экзоскелету, а тот воздействует напрямую на мышцы", — добавила ученый.
Проекты по роботехнике
По оценкам Международной федерации робототехники, сегмент сервисной робототехники растет на 55% ежегодно: если в 2013 году его объем составлял 5,28 млрд долларов, то в 2017 году он может вырасти уже до 30 млрд долларов.
Сегодня роботами заменяется тяжелая, низкоинтеллектуальная или рутинная деятельность. Но скоро они "отберут" у нас не только тяжелую работу, но и офисную — есть аналитический отчет TheFutureofJobs, согласно которому к 2020 году будет сокращено 7 млн рабочих мест, больше половины их них — административные и офисные
По словам экспертов, сейчас в России достаточно сильное робототехническое сообщество, но при этом лидерами по разработкам и созданию роботов являются в первую очередь Япония и США. Россия несколько отстает по внедрению сервисных и промышленных роботов, что связано и с низкой стоимостью человеческого труда, и с неустойчивой экономической ситуацией, и риском значительных вложений.
В России много успешных робототехнических проектов, которые в основном являются резидентами робототехнического центра фонда "Сколково". Из наиболее успешных можно выделить компанию Vision Labs — разработчика систем распознавания лиц, компанию КБ "Аврора" — разработчика автопилотов для транспортных средств, компанию Marvel Mind — разработчика автономной системы позиционирования и навигации. Все эти компании уже работают на международном рынке, и работают с прибылью.
Алла Михеенко