15 МАР, 15:04

Центр для одаренных детей "Сириус": и искусство, и спорт, и наука

В России стартовала школьная неделя высоких технологий и предпринимательства, и первым ее открыл образовательный центр "Сириус" в Сочи. Кто, чему и как учится в центре, узнавал ТАСС

'ТАСС/Ruptly'

Когда-то детей, знающих и умеющих больше сверстников, называли вундеркиндами или юными талантами, сейчас — одаренными и высокомотивированными. Именно для таких школьников и создан сочинский образовательный центр "Сириус", и ориентируются здесь не на школьные оценки, а на заложенный в ребенке потенциал. ТАСС рассказывает о том, как дети попадают в центр, чему их там учат и каково это — быть талантливым.

Наш ответ "Хогвартсу"

Определение талантливости и одаренности в разных странах свое. В США этот показатель определяют по уровню IQ. В Китае в младших классах проводят единый экзамен, который позволяет выявить ребят, имеющих способности в математике. В Сингапуре, кроме логического мышления, оцениваются лидерские качества ребенка и его способность к овладению общегуманистическими ценностями.

В нашей стране школы для одаренных детей начали создавать еще в 1960-х годах. Одна из таких школ до сих пор работает при Новосибирском госуниверситете, туда принимают школьников со всей страны со способностями к физике, математике, химии и биологии.

В открытом в 2015 году в Сочи образовательном центре "Сириус" во главу угла ставят целеполагание.

— Центр создавался для того, чтобы стать ключевым звеном в национальной системе поддержки талантов и деятельных ребят, с одной стороны, с другой — он призван стать ориентиром для регионов в работе с такими детьми. К этим двум вводным впоследствии добавилась еще одна: найти разработчиков стратегических инициатив развития, которые уже открыли у нас лаборатории и ставят перед детьми определенные и конкретные задачи для научной работы, — рассказала руководитель Фонда "Талант и успех", создавшего ОЦ "Сириус", Елена Шмелева.

По словам Шмелевой, одна из особенностей "Сириуса" в том, что здесь потоки детей не изолированы друг от друга. "Физика" от "лирика" можно отличить только по цвету форменной "сириусовской" толстовки: у первых она фиолетовая, у вторых — оранжевая. Ребята в синих — спортсмены, они помогают некоторым математикам впервые в жизни встать на коньки, а те в ответ всегда объяснят, как решить задачку, которую задали в открытой при центре общеобразовательной школе.

— Когда "литераторы", "инженеры" и "предприниматели" находятся в одной среде, это дает новые возможности для интеллектуального и культурного развития каждого, — считает руководитель "Сириуса".

В основе ежемесячных смен — межпредметная деятельность. Лекции школьникам, приезжающим в "Сириус" из мегаполисов и небольших провинциальных городков, читают именитые профессора и академики РАН.

Станислав Смирнов, почетный профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, лауреат Филдсовской премии, которая вручается раз в четыре года молодым математикам, возглавляет питерскую Междисциплинарную исследовательскую лабораторию им. Чебышева.

Отмечает, что работать как с признанными в области математики коллегами и студентами, так и со школьниками ему легко и интересно.

— Талантливых детей у нас всегда было много, и тут есть два элемента: выявление и работа с ними. У нас отлажена система предметных олимпиад, где мы выявляем талантливых школьников. Еще одной формой работы являются кружки, сейчас с развитием интернета увлеченные каким-либо предметом или практической деятельностью дети могут получать больше информации, делиться ею. Поэтому им и проявиться проще, — считает Смирнов.

Когда "литераторы", "инженеры" и "предприниматели" находятся в одной среде, это дает новые возможности для интеллектуального и культурного развития каждого

Елена Шмелева руководитель ОЦ "Сириус"

"Сириус" ведет свою деятельность и в интернет-пространстве — на сайте размещаются онлайн-лекции знаменитых ученых, ведущих педагогов, здесь же могут общаться и обмениваться информацией дети, их родители и учителя.

В перспективе на сайте будут появляться и задания, которые дают воспитанникам центра ведущие профильных смен.

Проектный подход, а не "селекция"

Директор Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета (СУНЦ УрФУ) Андрей Мартьянов считает, что привить высокую мотивацию сначала к получению знаний, а потом к их грамотному использованию должны родители.

— Потребность ребенка к познанию заложена самой природой. А система современной школы, с ее конвейерным, я бы так сказал, технологичным подходом, зачастую эту потребность глушит, не всегда дает реализовать ребенку его природные наклонности. На этой волне растет популярность специализированных школ или центров при крупных вузах, таких, как, например, наш,уверен Мартьянов.

Потребность ребенка к познанию заложена самой природой. А система современной школы с ее технологичным подходом зачастую эту потребность глушит. На этой волне растет популярность специализированных школ или центров при крупных вузах, таких, как, например, наш

Андрей Мартьянов директор Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета

Например, в уральской проектной смене, которая прошла в "Сириусе" в феврале, было 179 школьников из 12 регионов. Ведущие преподаватели УрФУ в течение трех недель проводили занятия по шести направлениям: биотехнология, информационные технологии, конструирование технических систем, земля, навигация и космос, химия и технологии, нанотехнологии.

— Мы не занимаемся какой-то "селекцией", и нам не обязательно, чтобы ребенок учился на одни пятерки, все чаще мы приходим к выводу, что те высокие оценки, которые дети получают в школе, далеко не показатель их будущей успешности, — рассказывает руководитель вузовского учебно-научного центра.

В смене Уральского университета есть дети, которые не могут похвастаться хорошими отметками по ряду предметов. Мартьянов посетовал, как трудно было убедить директоров и завучей некоторых школ отпустить их ученика в разгар учебного года на месяц в "Сириус". "Вы что, он и так не успевает, а через месяц вернется вовсе двоечником", — говорили нам.

— Убеждали примерами, рассказывали, что многие дети после смены в "Сириусе" возвращаются еще более мотивированными, а полученные ими здесь знания и опыт — это не потеря, а огромное приобретение для развития их потенциала.

Поэтому создание "Сириуса" педагоги из регионов и преподаватели вузов считают чуть ли не прорывом в развитии всего российского образования. "Сириус", собирая на одной площадке детей из разных регионов, является нашим российским "Хогвартсом" (учебное заведение волшебников из романов британской писательницы Джоан Роулинг "Гарри Поттер". — Прим. ТАСС), куда очень хочется попасть, и это тоже стимулирует интерес к занятиям наукой, — считает Мартьянов.

Еще не волшебники

Ученик 11-го класса физико-технического лицея №8 в Сосновом Бору Ленинградской области Дмитрий Чупов вундеркиндом и гением себя точно не считает. Хотя уже в возрасте одного года компьютер был ему интереснее игрушек, в три мальчик начал самостоятельно загружать себе мультики и играть в простые игры. Перед школой родители по настоянию бабушки, которая первой заметила у внука математические наклонности, купили ему собственный компьютер. Сейчас у Дмитрия за плечами победы в многочисленных олимпиадах по информатике и школьных конкурсах.

Мы не занимаемся какой-то "селекцией", и нам не обязательно, чтобы ребенок учился на одни пятерки, все чаще мы приходим к выводу, что те высокие оценки, которые дети получают в школе, далеко не показатель их будущей успешности

Андрей Мартьянов директор Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета

— Выбор был сделан уже тогда, и я не вижу себя нигде, кроме технической специальности. Даже мама говорит про меня, что я до мозга костей технарь, — признается Дима. — В школе мой рейтинг признан довольно высоким, но когда я впервые приехал в "Сириус", то понял, что есть дети, более продвинутые в моей области. Приятно, что есть возможность сравнить и чему-то у других поучиться.

Артем Башарин из подмосковного Видного к совету мамы перейти из обычной школы в физико-математический лицей прислушался и не жалеет.

— Я занимаюсь тем, что мне действительно нравится. И самое важное, сам чувствую — у меня хорошо получается. А что друзья? Даже те, кто ничего не понимает в математике, ко мне относятся с уважением, "ботаники" сейчас точно в тренде.

— Легко ли быть талантливым? Смотря где, легче тем ребятам, которые живут поближе к столицам. Если есть потенциал, тебя заметят, есть спецшколы и кружки. Тем, кто живет в небольших городах, сложнее. Не всякий, как я, например, согласится переехать от родных и друзей, чтобы учиться в специальной школе, — говорит Дмитрий Чупов.

На самом деле возможности ребенка безграничны. Главное — правильно создать условия, найти нужного наставника и организовать его работу, и тогда поводов для удивления у взрослых будет много

Андрей Мартьянов директор Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета

Для мотивированных детей важно общественное признание, которое они в обычной школе не всегда находят. Конечно, здорово, когда есть конкурсы и олимпиады, куда ездят талантливые дети. В "Сириусе" они находятся в среде "себе подобных", работают над задачей в команде. А полученные результаты — компас, который ведет, стимулирует к новой деятельности.

— На самом деле возможности ребенка безграничны. Главное — правильно создать условия, найти нужного наставника и организовать его работу, и тогда поводов для удивления у взрослых будет много. Дети XXI века сильно отличаются от нас, рожденных в веке прошлом. Иногда они нам что-то доказывают, заставляют нас соответствовать их уровню развития и потенциалу, — уверен Андрей Мартьянов.

Татьяна Полинюк

Читать на tass.ru