"Пустяшное" ремесло: почему елочные игрушки на старейшей фабрике до сих пор делают вручную

Сергей Бобылев/ ТАСС
Первые гирлянды из стекла в Клину сделали 130 лет назад. За это время технология производства почти не изменилась: каждое украшение уникально и делается вручную

История знаменитой клинской елочной игрушки началась с банальных пузырьков. В 1848 году князь Александр Меншиков, внук соратника Петра I, открыл в своем имении Александрово стекольный завод — собирался выпускать лампы и пузырьки для парфюмеров и аптекарей.

Рабочие из числа крепостных быстро освоили новое ремесло и поняли: дорогого оборудования оно не требует, изготовить небольшие изделия из стекла вполне можно и в кустарных условиях — например, в собственной избе. Мастера начали закупать на фабрике материал, а дома делать серьги и бусы. А в 1887 году крестьяне Круговской волости Егор Векшин и Яков Орлов первыми освоили секрет изготовления не цельнолитых, а "дутых" стеклянных бус. Эта дата и считается началом истории "елочного" стекольного промысла на клинской земле. 

Первая елочная гирлянда

К тому времени традиция праздновать Рождество с елкой, которую основала императрица Александра Федоровна, укоренилась не только среди знати, но и среди всех сословий, а вот украшения для праздника закупали в Германии, и цена набора стеклянных шаров могла доходить до 200 рублей — около трех млн в пересчете на современные деньги. Тогда за эти деньги можно было купить дом в Петербурге.

И тогда кого-то осенило сделать стеклянные бусы для елки. Клинские мастера-стеклодувы быстро поставили производство на поток, и уже в 1896 году стеклянные бусы как украшение для рождественских елок были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С тех пор и пошла слава клинских елочных игрушек.

Чтобы начать "пустяшный" промысел на дому, требовалось купить керосиновую горелку, соединенную с мехами кожаной трубкой. Вскоре этим бизнесом в Клину занялись десятки мастеров, а самые предприимчивые открыли мастерские, где работал уже не только хозяин, но и наемные работники.

Застывшее дыхание мастера

В XX веке артели превратились в фабрики, а фабрики объединили в одно производство — фабрику "Елочка". А вот технология клинского стекольного промысла почти не изменилась, как и оборудование, разве что на смену керосиновым горелкам пришли газовые.

Почти все на "Елочке" по-прежнему делают вручную. Тонкие трубки из стекла нагреваются в пламени горелок до 600 градусов, затем из него выдувается игрушка. Со стороны процесс выглядит предельно просто, но стоит немного не рассчитать, и игрушка взорвется, совсем как мыльный пузырь.

Ежедневно каждый стеклодув "Елочки" выдувает по несколько сотен игрушек. И хотя размер определяют на глаз, погрешность — всего пара миллиметров. "Здесь очень важна интуиция, нужно чувствовать материал. А еще это не только сложная, но и опасная работа. Проще простого, к примеру, обжечь руки пламенем, вырывающимся из горелки, — рассказывает Ольга Волкова, генеральный директор ОАО "Елочка". — Мастерству стеклодува не обучают ни в одном учебном заведении, поэтому нам приходится самим готовить себе сотрудников. Навыки передаются от поколения к поколению, от матери к дочери — ведь работают на "Елочке" в основном женщины. Большинство мастериц — стеклодувы потомственные. Традиции Клинского стекольного мастерства хранят целые династии — Владимировы, Дворниковы, Кашаевы, Крупенниковы, Кульковы, Назаровы, Шагановы… А всего на нашем производстве, которое с 1994 года носит ко многому обязывающее звание "Предприятие народных художественных промыслов России", трудится 250 человек. Все — настоящие мастера стиля, с неповторимым авторским почерком".

Стоит прикрепить к шару из стекла ручку и носик — и вот уже готов будущий пузатый чайник. А если на выходе должна получиться более сложная игрушка, разогретую стеклянную трубку помещают в специальные разъемные формы. Одно нажатие второй половинкой формы — и можно доставать готовую заготовку.

В мерцании серебряного тумана

Из стеклодувного цеха будущие елочные игрушки выходят абсолютно прозрачными. Краска на стекло ложится плохо, поэтому заготовки отправляют в следующий цех — металлизации. Там их помещают в специальные вакуумные боксы, где на проволочках-исправителях развешивают тончайшие пластины алюминиевой фольги.

Когда на исправители подается ток высокого напряжения, алюминий плавится и испаряется в вакууме. Туман из мельчайших частиц металла оседает на холодной поверхности стекла, придавая ему блеск. Весь процесс занимает доли секунды, но именно он и есть главный секрет елочной игрушки. Даже после покраски она сохраняет зеркальный блеск или матовую глубину поверхности.

"Есть еще один секрет: если шарик металлизировать не полностью, то на нем останется прозрачный "экран". Когда вглядываешься в такой дизайнерский шарик, кажется, что смотришь в воду, — говорит Яна Шачикова, коммерческий директор ОАО "Елочка". — К сожалению, сейчас на российском рынке большим спросом пользуются дешевые елочные игрушки из пластика, в основном китайского производства. Несколько лет назад мы тоже решили освоить эту технологию, но на "Елочке" она не прижилась. Мастера пришли к выводу, что работать с пластиком — ниже нашего достоинства. Все-таки стекло есть стекло. Оно легкое, изящное. А пластик — материал мертвый. И теперь у нас на производстве даже материалы китайские не используются. Все, включая краски, — экологически чистое".

После металлизации елочные игрушки отправляются в цех окраски. Там каждую раскрашивают вручную. Поэтому все до единой — уникальны. Одно неловкое движение кистью — и вот уже Снегурочка не улыбается, а грустит. Работа кропотливая, почти ювелирная.

Мастера пользуются не только красками, но и специальными блестящими лаками. Одни придают новогодним шарам особый бархатный блеск, другие — сияние. Есть и такие, что, высыхая, начинают кристаллизовываться — и на поверхности игрушки появляются чудесные узоры, похожие на те, что рисует мороз на окнах.

Здесь же на елочные украшения наносят блестки, наклеивают банты и ленточки. Остается прикрепить специальный металлический держатель с петелькой для нитки — и елочная игрушка готова. Чтобы не разбилась по дороге, ее упаковывают в фирменные коробки и отправляют на склад, а уже оттуда — во все регионы страны и за рубеж.

История в стекле

Чтобы никому не казалось, что сделать украшение из стекла не так уж и сложно, фабрика создала выставочный комплекс "Клинское подворье", в котором наглядно убеждаешься: изготовление елочных игрушек — никакое не ремесло, а настоящее искусство.

Есть в комплексе и Музей елочной игрушки. Туристы приезжают круглый год, а в новогодние праздники здесь выстраиваются очереди. Только в прошлом году музей посетили 60 тыс. человек. Дети в восторге от сказочной атмосферы, а родители в ностальгии — ведь среди тысяч игрушек обязательно найдется та единственная, любимая, из детства.

В музее елочных игрушек — 12 залов, где можно узнать все о зарождении и развитии стекольного промысла на клинской земле. Здесь собрано более трех тысяч игрушек, сделанных мастерами в разные годы. Самой старой фигурке, Снегурочке, пошел второй век.

Переходя из зала в зал, будто перемещаешься во времени. Вот пузатые самовары и укрытые инеем шишки, популярные в XIX веке. Вот пухлые ангелочки и Вифлеемские звезды из начала XX.

К сожалению, сейчас на российском рынке большим спросом пользуются дешевые елочные игрушки из пластика, в основном китайского производства. Несколько лет назад мы тоже решили освоить эту технологию, но на "Елочке" она не прижилась. Мастера пришли к выводу, что работать с пластиком — ниже нашего достоинства
Яна Шачикова
коммерческий директор фабрики "Елочка"

"Увы, после Октябрьской революции празднование Нового года сочли буржуазной пережитком, наследием прошлого и отменили. И лишь в 1935 году с разрешения Иосифа Сталина в газете "Правда" было опубликовано письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева. Он призвал вновь наряжать новогодние елки для детей в школах и Дворцах пионеров, — рассказывает Людмила Симанович, руководитель музея "Клинское подворье". — А в 1937 году была издана даже особая инструкция, как идеологически правильно наряжать новогодние елки в детских садах. В ней говорилось: "Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики".

Путешествие в детство

С тех пор елочные игрушки вновь стали застывшей в стекле историей. После большого успеха фильма "Цирк" на ветвях праздничных деревьев появились клоуны и акробаты. К открытию московского метрополитена были выпущены игрушки в виде касок метростроевцев и отбойных молотков, после спасения экспедиции Папанина стали выпускать фигурки полярников и белых медведей.

В годы Великой Отечественной войны новогодние елки тоже надели военную форму. Игрушки теперь не выпускали на фабриках, а делали из подручных материалов — из ваты, проволоки и даже погон. После войны популярными стали стеклянные морковки и огурцы, помидоры и перцы, ну и, конечно же, кукуруза — царица полей.

Полет Гагарина в космос сделал модными игрушки в виде Белки и Стрелки, ракет и космонавтов. После успеха фильма "Карнавальная ночь" почти на всех советских елках появились стеклянные часы, стрелки на которых показывали без пяти двенадцать, а когда появились малогабаритные хрущевки, наладилось производство крошечных игрушек к таким же елкам.

Украшения клинских мастеров, несмотря на хлынувший поток дешевого ширпотреба, смогли пережить и 1990-е, а сейчас они становятся с каждым годом все популярнее.

"Сегодня мы выпускаем более трех миллионов стеклянных елочных игрушек в год, — говорит Ольга Волкова. — Большим спросом пользуется сувенирная продукция. В этом году отмечалось 700-летие Клина, мы разработали и выпустили подарочную серию. К юбилею Петра Ильича Чайковского, написавшего многие свои произведения на клинской земле, у нас появилась серия игрушек "Музыкальная сказка", где представлены персонажи балетов "Щелкунчик" и "Времена года". Олимпиада в Сочи или 100-летний юбилей Сергея Александровича Афанасьева — все знаковые события находят отражение в тематических подарочных наборах. Они очень востребованы. Не залеживаются в магазинах и игрушки, выполненные в советской стилистике. Мастера "Елочки" восстанавливают старые формы, модернизируют их и снова запускают в производство. Герои любимых мультфильмов и детских книг вновь возвращаются в дома россиян и связывают воедино прошлое и настоящее".

В "Клинском подворье" можно не только увидеть все эти шедевры, но и понаблюдать за работой мастеров-стеклодувов. Есть здесь елки из разных стран мира, новогодние ели времен СССР в тщательно воссозданном советском интерьере. Устраиваются и мастер-классы по росписи новогодней игрушки. Работает здесь и магазин, где стеклянную Снегурочку можно купить за 194 рубля, шарик, в зависимости от размера, — от 100 до 900 рублей, а сувенирный набор, например, к 700-летию Клина в подарочной упаковке, за три тысячи рублей.

До 21 января в музее-заповеднике "Коломенское", во дворце Алексея Михайловича открыта выставка "Хрупкое чудо на новогодней елке", посвященная 130-летию Клинского стекольного промысла. Это настоящая сокровищница, где собрано более тысячи уникальных игрушек.

Полина Виноградова