Несмотря на древнюю историю народности, корни которой затеряны в III тысячелетии до нашей эры, саамы во многом сумели сохранить свою самобытную культуру и даже образ жизни. Представители этого народа всегда с удовольствием рассказывают о своих традициях и делятся тем, что их сегодня заботит больше всего.
Тысячелетия на Севере
Саамы, как они себя сами называют, или лопари, — немногочисленный коренной народ Севера, всего около 31 тыс. человек. В России они в основном проживают на Кольском полуострове.
Свое название лопари получили, вероятно, от соседей, скандинавов, позже так их стали называть и русские. Впервые о лопарях упоминается в книгах XII века, тогда как самые ранние археологические находки, связанные с саамами на Севере, относятся к III тысячелетию до нашей эры.
Традиционно лопари занимались рыболовством, охотой, оленеводством. Вели полукочевой образ жизни, перебираясь на новые места вместе с оленьими стадами. Сейчас практически все они уже не кочуют, а стали жить в селах, в Мурманской области это Ловозеро и Лопарская. Оленеводы же объединились в сельхозпредприятия.
Лопари-саамы поклоняются духам и силам природы. Шаманы — у них одни из главных и самых уважаемых представителей народности. Сейчас тех, кто ведет полностью традиционный образ жизни, почти не осталось, но свою культуру саамы любят, берегут, восстанавливают по крупицам. И активно представляют ее на национальных праздниках.
Семья в тысячу человек
В Мурманской области живет подавляющая часть российских саамов. Как рассказала руководитель мурманского областного Центра народов Севера Надежда Чупрова, празднование Международного дня саамов одним днем не ограничится: оно началось за несколько дней до даты и продлится после нее. "В плане празднования Международного дня саамов примерно две сотни самых разных мероприятий, главные из них пройдут в Ловозере, где традиционно проживают саамы, и в Мурманске", — рассказала Чупрова.
Начинается праздник всегда с торжественной и красочной церемонии подъема национального флага. Полотнище с полосами красного, зеленого, желтого и синего цветов и пересекающим их кругом, которые символизируют огонь, землю, солнце и небо, в Мурманске поднимут возле Центра народов Севера, а в Ловозере — у районного Национального культурного центра. Участвовать в празднике будут местные власти и саамы в ярких традиционных одеждах с праздничными украшениями. Часто в празднованиях участвуют саамы из Европы.
В Ловозере празднование продлится до вечера. Важным событием станет "саамский сход" — собрание представителей разных общин. Как рассказала Татьяна Сечко, директор Ловозерского районного национального культурного центра, в этом году встреча будет особенная: решено предложить властям дублировать названия улиц в поселке на саамском языке. "Мы хотим, чтобы на домах таблички были на двух языках — русском и саамском, это поможет поднять престиж нашего языка", — сказала Сечко.
Подобные встречи саамов отличаются одной теплой традицией. На них поздравляют всех юбиляров, родителей новорожденных и вспоминают, как выражаются саамы, "ушедших к богам", то есть умерших. "Мы, все саамы, одна семья, поэтому такое событие — это дело не отдельного дома, а всех нас", — поясняет Татьяна Сечко.
Олений колокол
Главным событием праздника в Ловозере станет премьера спектакля "Колокол Мяндыша". Мяндыш — один из главных героев саамских легенд, человек-олень. Представление будет идти на русском языке, но с рядом диалогов и титрами на саамском. По словам Татьяны Сечко, постановка необычно массовая, в ней участвуют артисты от трехлетнего до пенсионного возраста. Спектакль расскажет о саамской культуре и истории, о сохранении народного языка.
Родной язык для саамов — вопрос насущный. В советское время говорить на нем было делом не модным, а порой и опасным. В результате носителей языка осталось совсем мало. Но в последнее время делается очень многое, чтобы восстановить и оживить его.
Хотя своя письменность у саамов появилась совсем недавно, в 1982 году, в Мурманской области уже вышло более 30 книг на саамском. Как рассказала Надежда Большакова, писатель и руководитель музея крупнейшей саамской писательницы Октябрины Вороновой в поселке Ревда, что близ Ловозера, на родном языке издано более десяти авторов. "Есть и много книг на русском с саамскими сказками, стихами, легендами", — добавляет она.
В других городах Мурманской области посвященные саамам мероприятия проходят в течение всего февраля. В школах и детских садах, библиотеках и музеях проводятся встречи, выступления саамских артистов, мастер-классы по рукоделию и многое другое.
Проходят саамские праздники и в другое время. Летом — саамские игры с обязательным колоритным женским футболом на болоте и метанием аркана, зимой — праздник Севера с оленьими бегами и День медведя, еще одного частого героя народных сказаний. Собираются на праздники не только саамы, но и жители всей области. Правда, как признается Татьяна Сечко, в последние годы на праздниках больше, чем саамов, бывает китайцев, которые наладили массовые туристические туры в приарктический регион и живо интересуются культурой северного народа.
Приезжают также и саамы из стран Скандинавии. Общий язык с гостями найти не сложно, хотя в каждой стране есть свой диалект саамского, а порой и не один. "Эти диалекты довольно близки, поэтому мы легко понимаем друг друга", — говорит Татьяна Сечко. Но в целом постоянного общения саамы России и Скандинавии не поддерживают, встречи носят разовый характер.
Исторический съезд
История Международного дня саамов насчитывает более 100 лет. Однако удивительным образом совпало, что для российских саамов эта дата стала знаковой гораздо раньше.
Официально дата ведет отсчет с 1917 года, когда 6 февраля в Норвежском Тронхейме впервые прошло собрание саамов Швеции, Норвегии и Финляндии. Речь шла о необходимости объединения и поддержания связей.
Однако воплотилась эта идея только в 1956 году, когда появился Союз саамов этих трех Скандинавских стран. В частности, именно этот союз утвердил национальные саамские флаг и гимн.
В 1992 году дата 6 февраля в память о первом съезде была утверждена Международным или национальным днем саамов. В этом же году к союзу присоединились и саамы России. Но они в дату 6 февраля вкладывали и еще один смысл.
В 1866 году в России в Архангельской губернии, в которую тогда входил и Кольский полуостров, появилась саамская волость, в которой был создан выборный орган народного представительства саамов. Он собирался раз в год 25 января, что по новому календарю и стало соответствовать 6 февраля.
Илья Виноградов