Осенью Приморье отметит 80-летний юбилей: 20 октября 1938 года Дальневосточный край разделили на Хабаровский и Приморский регионы. Расположение Владивостока (полуостров и сопки, на которых стоит город) определяет его особенный ландшафт и микроклимат. Но сегодня на эти особенности сильно влияет точечная застройка и сохранить архитектурный портрет приморской столицы не так-то просто.
Европейское "лицо" на границе с Азией
Владивосток строили европейские архитекторы, приглашенные отцами-основателями. О первых кирпичах, привезенных из Европы, напоминает магазин "Зеленые кирпичики" в центре города. Свое название он получил в честь привезенной из Гамбурга темно-зеленой лаковой плитки, которой были облицованы его стены почти 100 лет — в 2006 году владельцы решили заменить первую плитку на новую, светло-зеленую.
Одно из самых красивых и известных зданий, построенных в европейских традициях, — Владивостокский ГУМ. Его открыли в 1934 году в здании магазина "Кунст и Альберс". Оно было построено в 1884 году в стиле модерн и считалось роскошным для своего времени: в магазине были паровое отопление, электрическое освещение и лифт. Материалы для строительства магазина доставляли из Германии. В начале ХХ века здание отреставрировали и оно приобрело нынешний вид. Здесь до сих пор сохранились лестницы с коваными перилами, установленные при реконструкции.
"Сегодня во Владивостоке насчитывается почти 800 памятников архитектуры регионального и федерального значения. Архитектурные традиции города — его сильная сторона. К сожалению, чехарда с архитектурной стратегией и градостроительной деятельностью привела к тому, что в нем появились объекты, которые не красят его архитектурный облик", — рассказал глава Владивостока Виталий Веркеенко, напомнив, что столица Приморья — азиатский город с европейским лицом.
Уникальность Владивостока не только в архитектуре, но и, главным образом, в природных данных, в ландшафте: город раскинулся на полуострове с горным рельефом в окружении заливов, отметил профессор кафедры архитектуры и градостроительства Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Павел Казанцев. "К сожалению, сказать, что уникальность города определяется архитектурой основного массива его современной застройки, сложно. Это было справедливо для исторического центра Владивостока, но к настоящему времени и он заметно искажен новостроем", — объяснил собеседник.
Широта крымская, долгота колымская
Сравнительно невысокие, но крутые приморские сопки изменяют распределение ветра и солнечной энергии во Владивостоке, благодаря чему в городе формируется особенный микроклимат. Однако это свойство почти утрачено из-за точечной застройки, отмечает Павел Казанцев.
"Не будет большой ошибкой сказать, что городские долины, раскрытые подковой на юг, близки по комфорту к крымским ландшафтам, тогда как водоразделы холмов и их северные, без солнца зимой склоны, открытые ветру, — это уж точно Колыма. Если посмотреть на рельеф центральной части Владивостока, южный склон сопок в сторону Золотого Рога как раз представляет такую систему подковообразных долин, раскрытых на юг, к водному зеркалу бухты. Сто лет, примерно до середины 60-х годов XX века, городская застройка малой и средней этажности, не выше пяти-шести этажей, по своему масштабу вписывалась в этот рельеф. Но с внедрением методов индустриального строительства и позднее, в наш период высотной точечной застройки этот уникальный по своим микроклиматическим характеристикам ландшафт был практически утрачен", — рассказал эксперт.
Географически Владивосток действительно расположен на широте Крыма и долготе Магадана, поэтому поговорка "широта крымская, долгота колымская" очень точно определяет дальневосточный климат — сочетание южного тепла летом и магаданского холода зимой.
И если особенности и преимущества Владивостока перед другими городами страны и мира связаны с географическим положением города, с природой уссурийской тайги и залива Петра Великого, то его проблемы — во многом с самой историей города и его застройки.
"Континентальная" застройка в муссонном регионе
Первопроходцы и поселенцы из России в XIX веке перенесли в муссонный приморский регион, с его сезонными летними дождями, принципы и приемы застройки континентальной части империи, и теперь градостроительные решения, далекие от контекста региональных условий, напрямую сказываются на экологии и комфорте городских пространств, считает Казанцев.
"В целом негативная тенденция получила свое развитие и в советский период, когда городские сопки были застроены типовыми панельными зданиями в 70−80-х годах прошлого века. Девятиэтажные ленты из жилых секций размещали вдоль горизонталей, превращая сопки в подобие ступенчатых пирамид, здания "привязывались" к рельефу без учета направлений преобладающих ветров и особенностей зимней инсоляции", — рассказал собеседник.
Теперь в закрытых сопками речных долинах Владивостока расположены промышленные зоны, центральное теплоснабжение основано на сжигании углеводородов, хотя юг Приморья буквально купается в море солнечного тепла зимой, в городе очень много автомобильного транспорта и почти не развита сеть маршрутов общественного электротранспорта. Из-за этого над городскими кварталами в безветренную погоду порой формируется устойчивая дымка, и от постоянного смога Владивосток спасает только то, что штиль здесь довольно редкое явление.
"Зеленая" архитектура
Несколько примеров зданий, соответствующих региональным особенностям, все же появились в дореволюционной архитектуре Владивостока благодаря внимательному анализу ландшафта и климата. Прежде всего, это офицерские флигеля по южной стороне улицы Светланской и завершающий цепочку флигелей дом губернатора. Эта тенденция, по словам Павла Казанцева, продолжилась в 1960−1980-е годы, когда в городе построили несколько общественных зданий, учитывающих его особенности.
"Я бы в первую очередь выделил здание Владивостокского госцирка. Его отличает оптимальная для юга Приморья "солнечная" архитектура, здание развернуто "спиной" к ветру, "лицом" к солнцу. Весь южный фасад занимает полуциркульный витраж фойе, глубокий "летний" солнцезащитный козырек закрывает от перегрева, двойной фасад и массивные конструкции за стеклом сберегают тепло зимой, а уклон кровли оптимален для размещения активных солнечных систем", — объяснил архитектор, назвав здание уникальным примером "зеленой" архитектуры Владивостока советского периода.
Еще он вспомнил о здании Института биологии моря ДВО РАН в районе мыса Красный. Радиальная форма здания, огибающая внутренний двор, оказалась оптимальной для защиты от штормовых ветров и позволяет прогревать территорию низким зимним солнцем. Таким образом, учет климатических условий позволил создать нестандартный архитектурный образ, несмотря на довольно скромные строительные технологии начала 1980-х годов.
Удачные пятиэтажки
Владивосток, как и многие другие города, в 1960-е годы застраивался хрущевками. И хотя в это время вряд ли кто-то всерьез задумывался о ландшафте и климате города, пятиэтажные дома отлично вписались в городской рельеф.
"Застроенные пятиэтажками склоны и распадки сохраняли свой силуэт, здания не выходили за ветровую тень водоразделов, а их небольшая высотность позволяла проникать во дворы даже низкому зимнему солнцу. Более того, именно здания в пять этажей в умеренной полосе могут быть полностью укрыты зелеными насаждениями", — рассказал Павел Казанцев.
Теперь кроны деревьев, высаженных когда-то новоселами, дотянулись до уровня пятого этажа. Муссонные ветра скользят по кровлям домов и кронам деревьев, и во дворах тише и комфортнее, чем рядом с построенными в 1980-х годах девятиэтажными "крейсерами".
"Есть и другой положительный эффект застройки средней этажности: жители квартир до пятого-шестого этажей остаются "сопричастными“ к событиям, происходящим во дворе их дома. Обитатели квартир выше седьмого этажа, как показали обследования массовой застройки, заметно реже выходят прогуляться во двор и, как правило, не воспринимают пространство придомовой территории как свое", — отметил эксперт.
Японское видение будущего
Сейчас, по словам Павла Казанцева, необходимо восстановить экологический каркас Владивостока, чтобы решить сложившиеся проблемы. Для этого в первую очередь нужно восстановить утраченные зеленые массивы на вершинах холмов и сохранить их вдоль побережья — они выступают в роли зеленого защитного пояса от сырых морских ветров. Кроме того, по мнению Казанцева, нужно провести реновацию долин городских рек, расчистить прибрежную полосу в центре города и вдоль Амурского залива и, возможно, вынести порт и судоремонтные заводы за городскую черту.
Упорядочить градостроительную деятельность и внести гармонию в архитектуру Владивостока должны новые правила землепользования и застройки, которые должны быть приняты в скором времени. Соответствующий документ подготовлен с учетом предложений японской инжиниринговой компанией Nikken Sekkei, рассказал Виталий Веркеенко.
"Увидеть Владивосток будущего нам помогли в том числе японские эксперты, разработавшие мастер-план города. Он предполагает создание полицентричного города, который даст возможность сохранить историческую часть. Несколько районов города могут вырасти в другой архитектурной концепции, что украсит город, соединив историю и современность. В нем расставлены и новые архитектурные акценты, такие как рыбный рынок в форме ската в центре города", — рассказал градоначальник.
Мастер-план японской инжиниринговой компании стал первым крупным градостроительным проектом, который на профессиональном уровне учитывает природные особенности Владивостока, отметил Павел Казанцев. Например, для долины Первой речки с северного направления, со стороны моря, предложены три пояса ветрозащиты — береговой зеленый массив, ветрозащитный фронт офисных зданий и ковровая квартальная застройка средней этажности, в которой ветер скользит по кровлям зданий, а размеры дворов достаточны для проникновения лучей низкого зимнего солнца.
"Мастер-план компании Nikken Sekkei отличает попытка не просто зафиксировать существующее положение, но и выявить резервы для будущей застройки. Специалисты Nikken предложили пространственную концепцию развития города XXI века как центра образования, разработки наукоемких технологий, города, привлекательного для массового туризма. И, в рамках концепции, последовательную перестройку его структуры в целом", — отметил эксперт.
Наталья Никулина