Все новости
Арктика сегодня

"Концерт ангелов" в Кенозерских "небесах"

"Небеса" с ангелами, отреставрированные для Кенозерского национального парка
© Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"
Реставраторы восстановили уникальную потолочную роспись сельской часовни в Архангельской области

Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря в Москве завершили реставрацию "небес" с ангелами для Кенозерского национального парка.

"Небеса" или "небо" — потолочные перекрытия деревянных храмов Русского Севера, расписанные на библейские сюжеты. Они выполняли две функции — конструктивную, как дополнительный каркас жесткости внутри храма, и декоративную.

Это единственные известные "небеса" с таким необычным для Русского Севера сюжетом, где на сводах храма обычно изображали святых. Нетипична и история "небес" — об их существовании до конца 2000-х годов даже не подозревали.

Ангелы в сельской лавке

Часовня в деревне Хвалинской в 1930-е годы была перестроена в магазин. Расписной потолок при этом спрятали под досками. Нашли "небеса" лишь в 2008 году, когда эти доски расшили. "Хвала тем людям, которые, перестраивая часовню в магазин, не сняли "небеса", а просто закрыли, укрыли их наборным потолком", — говорит главный хранитель музейных фондов Кенозерского национального парка Анна Анциферова.

© Александр Горматюк/Национальный парк "Кенозерский"

Автор росписи часовни в Хвалинской неизвестен. "Небеса", как и иконы, было не принято подписывать и датировать, хотя исключения встречались. И при реставрации этих "небес" тоже надеялись найти подпись, но подписи мастера и даты не оказалось. "Часовня 1790 года. Можно предположить, что "небо" датируется концом ХVIII века. Когда часовня была построена, тогда же, скорее всего, и "небо" было создано", — уточняет Анна Анциферова.

Европейский сюжет

"Небеса" с ангелами состоят из восьми радиальных граней, круглого центрального медальона и четырех угловых граней-парусов. "В целом получается произведение почти пять на пять метров", — поясняет главный хранитель.

Почти все пространство радиальных граней занято изображением кучевых облаков, написанных широкими мазками белой и голубой краски. На этом фоне изображены головки ангелов с крыльями. У ангелов человеческие черты, светло-желтые пряди волос ниспадают завитками. В верхней части "неба", над облаками — золотисто-оранжевое сияние, пронизанное белыми лучами. "Это очень красиво", — с восхищением говорит главный хранитель.

Автор был хорошо знаком с живописью Европы, считает заведующий научно-реставрационной мастерской "Иконотека А.Н. Овчинникова", художник-реставратор Александр Горматюк. "Вероятнее всего, это влияние западноевропейской живописи и культуры: в западноевропейских монументальных композициях это чаще всего известно как "концерт ангелов", — поясняет Горматюк. — Можно лишь предполагать, что автор либо учился у какого-то мастера, либо в формате академии художеств имел практику, был в Италии или других местах, снимал какие-то копии. Такое ощущение, что он напрямую пользовался определенными источниками, распространенными по всей Италии, в Европе. Возможно, через Москву или Санкт-Петербург какими-то путями это пришло в северный край".

Угловая грань "неба" после реставрации Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"
Угловая грань "неба" после реставрации
© Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"

Даже живописная палитра, выбранная художником, не свойственна северным "небесам". Она похожа на ту, что использовалась при росписи каменных храмов и русских дворцов второй половины XVIII века.

"Дымом написанные образы"

Все эти изображения пришлось долго восстанавливать. Перед этим "небеса" тщательно готовили к переезду из Кенозерья в Москву. "Древесина на некоторых гранях была полностью разрушена, съедена жучком-точильщиком, в некоторых местах она даже утратила плотность, была как поролон, к тому же изъеденный ходами", — рассказывает реставратор.

Под отдельными фрагментами росписи деревянной основы почти не оставалось. "В этом случае мы укрепляли саму структуру и восполняли утраченные навсегда фрагменты древесины новыми вставками", — говорит Александр Горматюк.

Для работы с росписью потребовалось искать такой подход, чтобы сохранить вид, когда сквозь изображение видна структура дерева. "Эта живопись была написана без грунта, прямо на доске, краска достаточно глубоко впиталась в древесину, и за счет этого изображение такое иллюзорное, как у Лескова "дымом написанные образы", — рассказывает художник. — И мы постарались их максимально выявить".

Реставраторы Роман Носов и Александр Горматюк Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"
Реставраторы Роман Носов и Александр Горматюк
© Анна Анциферова/Национальный парк "Кенозерский"

В часовнях и в Рухлядном амбаре

Как рассказывает главный хранитель музейных фондов нацпарка, устраивать в деревянных храмах "небеса" было характерно для Поонежья и Карелии. "Было же распространено не каменное храмостроительство, а деревянное, а как в деревянном сделать купол? Ходили местные жители в города, видели там расписные своды каменных храмов, возвращались на родину в свои деревни и делали у себя по подобию каменных храмов", — объясняет Анциферова.

В Кенозерском парке всего 17 комплексов "небес": 16 расписанных и одно подготовленное под роспись. Одно "небо" не с территории нацпарка: его Кенозерью подарили, чтобы оно сохранилось. "Оно было передано из Ильинской церкви деревни Часовенское. Это церковь XVIII века, памятник федерального значения, но находится в руинированном состоянии, и "небо" в руинированном состоянии, хотя очень интересный памятник. Местные жители и руководство приняли решение передать нам "небо" на постоянное хранение", — говорит Анциферова.

Большинство "небес" уже отреставрировано, часть из них вернули в их часовни. "У нас в шести часовнях показываются подлинники, они сохраняются в естественной среде, — поясняет главный хранитель. — Мы с реставраторами контролируем состояние, сохранность, если видим ухудшение в живописном слое, проводим консервационные работы".

© Александр Горматюк/Национальный парк "Кенозерский"

Часть комплексов перенесена в так называемый Рухлядный амбар в деревне Вершинино. Это музей, где для старинных экспонатов созданы специальные условия хранения. Как говорит Горматюк, в "родных стенах" для "небес" очень жесткие условия, что не способствует их сохранности. "Это неотапливаемые помещения, то есть летом там 20–25 градусов, а зимой минус 30 и больше может быть. В таких очень жестких условиях не каждый материал способен сохранять свои свойства". Поэтому, по словам реставратора, хранение в специальных условиях продлит жизнь "небесам".

Но в Кенозерский парк "небо" с ангелами вернется только на следующий год. В сентябре они станут центральным экспонатом выставки, посвященной 100-летию центра им. Грабаря, в Москве. "Мы соберем "небеса" в единое целое — это будет один из ключевых и глобальных экспонатов. У нас большой зал, более 700 квадратных метров, и они будут экспонироваться вертикально, поэтому будут восприниматься несколько иначе, чем в храмовом пространстве", — пояснил Горматюк.

Ирина Скалина