Около 40 самолетов и вертолетов прошли 24 июля в парадном строю над Санкт-Петербургом во время репетиции главного военно-морского парада. Горожане смогли увидеть самолеты-ракетоносцы, противолодочные самолеты и вертолеты, включая модернизированные Ка-27М, которые поступили в войска в прошлом году.

"Противолодочный вертолет Ка-27М впервые в этом году будет участвовать в параде. Машина модернизированная, все виды поиска собрали в один вертолет: гидроакустический, магнитометрический способ и радиогидроакустический. Эти машины поступают на вооружение всех флотов с прошлого года", — рассказали ТАСС в пресс-службе Западного военного округа (ЗВО).

Полет начинается на земле

О своем участии в параде летчики узнают за три-четыре месяца, тогда же определяется их место в будущем строю. Представлять военный округ или флот во время торжеств выбирают пилотов первой, самой высокой, категории с опытом полетов в сложных метеоусловиях. Самый опытный становится ведущим в звене. Обычно экипажи командируют к месту выполнения почетной задачи в полном составе. Однако перед началом подготовки будущие участники парада проходят дополнительные тесты на психологическую совместимость, чтобы во время пролета над городом взаимодействие в кабине было идеальным.

Отработка полета в строю начинается еще на земле. "В обязательном порядке проводится на земле тренаж. Выставляются вертолеты так, как они будут находиться в воздухе. И уже на земле у летчика привыкает глаз, как должен располагаться визуально ведущий вертолет", — рассказал ТАСС участник парада Виталий (фамилии летчиков военные не разглашают).

Подготовка к репетиции начинается за день до вылета. Перед тем как пройти над пятимиллионным городом на высоте около 150 метров, боевые летчики еще раз смотрят маршрут, получают общие указания от командиров, проходят контроль готовности. "Накануне полета в 16:00 часов летчики приходят в вертолет, садятся, осматривают, отрабатывают действия при нештатных ситуациях, которые могут произойти", — рассказал ТАСС представитель ЗВО.

Кроме того, проводятся так называемые пешие полеты, когда летчики вместе мысленно проходят маршрут, чтобы закрепить взаимодействие между пилотами звена.

В день репетиции участники парада прибывают на аэродром за три с половиной часа до намеченного старта — готовят технику, проходят предполетный инструктаж. За два часа до общего старта в район парада вылетает первый вертолет — разведчик погоды. Его экипаж уточняет данные по ветру, высоту и кучность облаков, даже активность птиц в районе пролета. После этого машины готовятся к вылету.

Перестроение в воздухе

Маневры в воздухе требуют четкого взаимодействия между экипажами. Первым аэродром покидает поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, который должен прийти на выручку экипажам в случае нештатной ситуации.

"Мы раньше взлетаем, находимся в воздухе на высоте от 50 до 300 метров, пока пролетает вся колонна, и только после этого покидаем район дежурства. Если поступает команда, наш экипаж выходит на поиск и эвакуацию терпящих бедствие, выполняет поиск и спасение. Пока такого не понадобилось и дай бог никогда не понадобится", — рассказал корреспонденту ТАСС летчик.

Затем наступает очередь летательных аппаратов, входящих в парадный строй. Совершенно разные типы воздушных машин — от противолодочного самолета Ту-142 с размахом крыльев более 50 метров до вертолета Ка-29 с диаметром несущего винта 15 метров — колоннами взлетают с разных аэродромов и должны собраться в одной точке в нужное время, с точностью до 5 секунд. Задержка или преждевременный выход на точку сбора может привести к развалу строя. При этом надо учитывать, что экипажи прибыли в Петербург из разных уголков страны, и у них есть только несколько репетиций и тренировок, чтобы полностью отладить координацию действий.

"В этом году будет самый сложный парад в том плане, что идет перестроение. После прохода главной трибуны вертолеты отходят, пропускают самолеты, потом опять выстраиваются в строй", — рассказал участник парада Ростислав. То есть после прохода трибуны в Кронштадте самолеты выйдут вперед — в таком виде колонна пройдет над Петербургом.

Дополнительная сложность состоит в том, что самолеты и вертолеты идут на разной скорости, а стройность рядов надо сохранить на протяжении всего парада. Для достижения этой цели необходимо не только мастерство пилота, но и скрупулезная работа штурмана. "Штурманы рассчитывают все до секунд, чтобы получилось все красиво и строи не развалились", — говорит Ростислав.

С борта вертолета открывается великолепный вид на Санкт-Петербург, однако у летчиков нет времени наслаждаться видом. "Возможность посмотреть на город сверху есть в основном у ведущего. А те, кто идет ведомым, у них основное внимание направлено на впереди летящий вертолет, чтобы выдерживать строй. Разве что краем глаза можем что-то увидеть", — отметил летчик Виталий.

Разбор полетов

Пролет над центром города — завершающая часть мероприятия для зрителей, но не для экипажей. Оставив позади Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор и Зимний дворец, машины отправляются к аэродрому. Всего в воздухе пилоты проводят больше часа. Приземлившись, экипажи осматривают машины, закрепляют лопасти вертолетов и отправляются на разбор полетов.

Во вторник летчики столкнулись с небольшой болтанкой, это стало отдельной темой для беседы. Внимание уделяется любым, даже самым мелким неточностям во время репетиции. Чтобы полностью устранить все шероховатости, у летчиков будет еще генеральная репетиция, которая пройдет 26 июля.

Главный военно-морской парад в Петербурге и Кронштадте состоится 29 июля. В нем примут участие около 40 боевых кораблей и порядка 40 самолетов и вертолетов.

Константин Крылов