17 августа 2018, 09:00
Статья

Ключи от неба: стать летчицей и сломать систему

Студентки Ульяновского института гражданской авиации рассказали ТАСС о чувстве полета и о том, как они разрушают стереотипы, что пилотами должны быть только мужчины и что семья и небо несовместимы
Студентки Ульяновского института гражданской авиации имени маршала Б. Бугаева. Наталья Хороших/ ТАСС
Студентки Ульяновского института гражданской авиации имени маршала Б. Бугаева

Ульяновский институт гражданской авиации имени маршала Б. Бугаева в этом году впервые за всю его историю окончила девушка-пилот Анна Грачева. Впервые вовсе не потому, что раньше это было запрещено. Девушки просто не подавали документы, как сказал декан факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением Александр Бондаренко.

Сейчас в вузе профессию пилотов получают уже 33 девушки, и требования к ним предъявляются точно такие же, как и к парням, никаких поблажек: группы, программы, тренажерная подготовка, учебно-производственная практика на самолетах — никакой разницы нет. 

Анна Грачева

"Рассказывают, что очень давно была здесь все же одна девушка, которая очень плохо училась и не смогла закончить институт. Анна — полная противоположность. Она отличница и получила красный диплом", — говорит Бондаренко.

Сама Анна говорит, что испытаний во время учебы было предостаточно. Главным было — разрушить сложившиеся в обществе стереотипы. "Часто случалось такое, что преподаватели заходили в аудиторию и спрашивали: "Девушка, а вы случайно кабинетом не ошиблись? На первых курсах вообще не воспринимали, но к концу учебы привыкли", — сейчас она улыбается, но тогда было не до шуток.

Весь первый курс прошел под знаком страха перед неизведанным. Девушка очень боялась, что ее отчислят: не за одно, так за другое. "Меня все пугали аэродинамикой, мне говорили, что там жестко отсеивают девушек. Но, как оказалось, это был самый настоящий миф. Предмет очень интересный и один из самых нужных нам", — поделилась она.

Так как Анна была единственной девушкой в группе, все внимание парней принадлежало ей. И это тоже было одним из страхов. "В мужском коллективе, как оказалось, учиться отлично. Все парни приветливые и доброжелательные. И обстановка более доброжелательная, чем, думаю, была бы в женском коллективе", — отметила девушка.

Ей можно было пользоваться косметикой и носить форменные юбки. Важно было не переборщить с украшениями, хотя кольца, часы, браслеты и серьги допускаются. А вот в полете украшения запрещены: этого требует безопасность.

Что до личной жизни, то тут Анна тоже против стереотипов. Небо и семью совмещать можно, уверена она. "Ты же не улетаешь на долгое время в другую страну. Как правило, это разворотные рейсы, и дома ты оказываешься в тот же день, как вылетел", — пояснила она.

Алина Корепина

Студентка из Санкт-Петербурга, перешедшая на пятый курс, Алина Корепина рассказала, что с детства мечтала стать пилотом. "Я впервые в четыре года летела на самолете, и меня так заворожил полет, что я влюбилась в небо навсегда", — поделилась она.

Девушка считает стереотипом мнение о том, что пилотом должен быть мужчина. Со временем этот штамп исчезнет, уверена Алина. "В США и Европе уже очень много женщин-пилотов, и я даже знаю, что в крупные компании предпочтительно берут женщин, потому что считают их более ответственными. Представители таких профессий, как медсестра, где люди работают сутками, даже больше отсутствуют дома, чем пилоты", — отметила она.

Алина говорит, что учиться ей очень интересно, а самое яркое впечатление оставил первый полет. "Я помню, когда мы стояли на старте, двигатель переводили на режим взлета, этот рев я на всю жизнь запомнила, он навсегда остался в моем сердце. Рев двигателя — это незабываемо, крутится винт и внутри тебя все дрожит", — рассказала она.

Девушка добавила, что в небе сразу забываешь обо всех земных проблемах и думаешь только о том, как же прекрасно уметь летать. "Когда возвращаешься на аэродром, понимаешь, что на земле совсем другая жизнь. После приземления я осознала, что это мое", — уточняет Алина так эмоционально, что становится понятно: небо — ее настоящее призвание.

Девушка говорит, что за время учебы изучила не только теорию и практику летного дела, но и негласные традиции, связанные с полетом. "Предполетный осмотр самолета, например, проводится против часовой стрелки. И еще при взлете нужно обязательно кричать "От винта!" — это, скорее, даже условие безопасности, ставшее традицией", — поделилась курсантка.

Камила Ямалова

Пятикурсница Камила Ямалова из Набережных Челнов преодолела немало трудностей на пути к своей мечте о небе, которая появилась у нее с детства. "С детства на улице я все время задирала голову, чтобы посмотреть на самолет, который пролетает в небе", — рассказала она.

Для Камилы самым сложным было развеять страхи мамы, что, впрочем, девушке так и не удалось. Мама была категорически против выбора дочери, сильно волновалась, поэтому Камила ей не сообщила даже о первом полете.

"Мама не хотела меня отпускать в эту профессию, пришлось идти ей наперекор, ведь сердцу не прикажешь. Я стараюсь ее лишний раз не расстраивать. После приземления я маме позвонила и сказала, что все хорошо, и она очень обрадовалась", — рассказала Камила.

Камила и сама долго не могла поверить, что ее первый полет все-таки состоялся. "Первый полет — это такая невообразимая череда эмоций, которые вообще нельзя передать словами. Когда ты начинаешь подниматься над землей, все какое-то другое: дома маленькие, люди маленькие, машины маленькие. Ощущение такое, что жизнь идет своим чередом, а ты летишь где-то высоко над ней, в параллельной Вселенной", — рассказала она.

Камила тоже признается, что во время учебы часто сталкиваешься с тем, что пилотами привыкли видеть мужчин. Об этом говорят даже сформировавшиеся традиции. "На выпускном все пилоты бросают в небо фуражки. Я с первого курса думаю, а что буду делать я — у девушек ведь пилотки", — поделилась она.

Дарья Скоробогатова

Пятикурсница Дарья Скоробогатова из Оренбурга из семьи авиаторов, поэтому выбирать что-то другое девушка просто не захотела. "С восьмого класса я точно знала, что буду учиться на пилота. Родители хотели, чтобы я стала диспетчером, так как они сами связаны с авиацией: отец работает в сфере обеспечения аэропортовой деятельности, а мама — медик, которая участвует в прохождении комиссии, но со временем я поняла, что хочу быть именно пилотом", — рассказала она.

Во многом помог опыт Анны Грачевой. После нее девушкам стало легче и в учебе, и в жизни: над окружающими уже не так довлели стереотипы. "На втором курсе нас всех пугали аэродинамикой. Был такой миф, что девочкам там очень сложно будет. Аня сдала аэродинамику, и миф этот развеялся. Я тоже сдала с первого раза и на отлично. Как выяснилось, бояться было нечего", — Дарья не скрывает радости.

Как и другие девушки, Дарья очень ждала первого полета. "Первый полет был очень волнительным. На маленьком самолете ощущения совсем другие — любое движение сразу же ощущается. Если на больших самолетах взлет и посадка более стабильны, то в маленьком самолете может немного потрясти. Накануне была почти бессонная ночь, очень волновалась, что наконец случится то, чего я ждала все эти годы", — рассказала девушка.

А еще Дарья настроена решительно, не собирается бросать профессию ни после замужества, ни после рождения ребенка. "После выхода в декрет многие женщины восстанавливаются на работе. Профессия пилота — не исключение из правил. Я не планирую после рождения ребенка отказываться от неба после такого долгого пути к авиации", — говорит девушка.

Молниеносные решения

В одном все девушки единодушны: в работе пилота очень важно принимать решения практически молниеносно. Это невозможно сделать без длительной подготовки на специальных тренажерах, установленных в институте. Они идентичны кабинам различных самолетов, где можно отработать практические навыки ведения воздушного судна. В кабине огромное количество светящихся кнопок. Войдя в нее, понимаешь, что в таком количестве разобраться просто нереально. "Девчонки, как у вас это все в голове укладывается?" — спрашиваю. Будущие летчицы улыбаются и садятся за штурвал.

Тренажер устроен так, что при взлете и посадке импровизированная кабина приподнимается и опускается вниз. Если в это время стоять, то слегка кружится голова и кажется, что находишься на реальном борту. На экране чередуются заставки — взлетно-посадочная полоса, небо и вновь полоса аэродрома.

И вот мы "взлетаем". Полет проходит без осложнений, девушки управляют самолетом под руководством опытного инструктора. Самое сложное — посадка. Нужно вовремя начать снижение, но первый раз из-за нескольких упущенных секунд мы пролетаем полосу, не успев приземлиться. Попытка номер два, и вот самолет садится, но немного в стороне от взлетной полосы. Пассажиры на борту в порядке, крушения не произошло, и по традиции все аплодируют летчицам.

"Самолетом "Боинг" управлять гораздо сложнее, чем маленьким воздушным судном — штурвал тяжелее, поэтому тут нужны многие часы тренировок", — делятся девушки.

Тренажер студентки покидают с улыбками. Глядя на них, понимаешь, что они преодолеют все сложности своей профессии и докажут миру, что смогут покорить небо. И мужчинам никто из них уступать не собирается.

Наталья Хороших